Характеристика бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Основу любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и структура бюджетной системы РФ 5
2. Правовая характеристика отдельных бюджетной системы РФ 7
2.1. Федеральный бюджет 7
2.2. Бюджеты субъектов РФ 8
2.3. Местный бюджет 11
3. Государственные внебюджетные, целевые и специальные фонды 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Вложенные файлы: 1 файл

мои финансики.docx

— 44.75 Кб (Скачать файл)

-         другие поступления от использования имущества;

в)      Доходы от платных услуг оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

г)       Доходы от безвозмездных перечислений, в частности:

-         перечисления из федерального и регионального бюджетов в виде безвозмездной помощи;

-         перечисления из государственных внебюджетных фондов;

-         перечисления от юридических и физических лиц.

Кроме того, в местные бюджеты поступают доходы от:

-         части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;

-         других поступлений, установленных  федеральными законами, законами  субъекта РФ и правовыми актами местного самоуправления.6

Основными источниками до­ходов местных бюджетов являются регулируемые налоги и безвозмездные перечисления, на долю которых приходится более 70%, из них на долю регулирующих налогов более 40%. Доля доходов от собственных доходов не превышает 15%, что является основной проблемой зависимости местных ор­ганов власти от вышестоящих инстанций.

Главной задачей деятельности местных органов власти является разработка и реализация планов социального и экономического развития муниципальных образований. Возрастание расходов в муниципальных образованиях связано в последние годы не столько со строительством, сколько с социальным обеспечением граждан и преобразованиям и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственные внебюджетные, целевые и специальные фонды

К государственным внебюджетным фондам относят:

•    Пенсионный фонд РФ;

•    Федеральный фонд социального страхования РФ;

•    Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

•    территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

•   Государственный фонд занятости населения РФ. Средства федеральных внебюджетных фондов относятся к федеральной собственности и совместно со средствами федерального бюджета составляют Федеральный бюджет РФ. Они имеют социально-экономическую направленность. Через внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах социальных слоев населения.

Возникновение внебюджетных фондов связано со специальными видами расходов по обеспечению населения и защиты работников труда. Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в России в 1991 г. и в настоящее время регулируются федеральными законами:

•     "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ;

•     "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ;

•     Бюджетным кодексом РФ.7

Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов - представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, в принципе не включаются в бюджетную систему и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное и местное значение, для реализации которых недостаточно бюджетных средств и необходимы до­полнительные финансовые ресурсы.

Внебюджетные фонды включают денежные и иные виды средств всех форм владения, использование которых не регламентируется бюджетным законодательством.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

•     целевых поступлений от налогов и сборов, закрепленных законодательством РФ за соответствующим фондом;

•     средств бюджета;

•     прибыли от коммерческой деятельности, осуществляемой самим фондом как юридическим лицом;

•     займов, полученных фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков;

•     иных поступлений, не запрещенных законом.

Статьи расходов внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их целевым предназначением и утвержденным законом.

Доходы и расходы внебюджетных фондов образуют их бюджеты. Отчеты об исполнении бюджета федеральных вне­бюджетных фондов составляются органом управления фонда и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Контроль за использованием бюджетов вне­бюджетных фондов возлагается на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ.

Территориальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих средств (источников):

•     налоговых отчислений;

•     бюджетных средств;

•     добровольных взносов юридических и физических лиц;

•     доходов от аукционов;

•     штрафов за административные и другие правонарушения и т. д.

Фонды создаются на основе решений территориальных представительных органов власти. Средства поступают на специальный счет соответствующего фонда и используются по прямому назначению в соответствии с законодательством территориальных образований.

С помощью средств внебюджетных фондов всех уровней государство решает важнейшие социально-экономические задачи:

•     социальной защиты населения;

•     повышения жизненного уровня населения;

•     сохранения и улучшения здоровья населения;

•     социальной ориентации безработного населения;

•     оказания социальных услуг населению;

•     развития социальной инфраструктуры.

Целевые бюджетные фонды появились в 1995 г. в качестве целевых источников финансирования отдельных государственных расходов по отдельным бюджетным статьям с целевыми поступлениями средств из различных источников. Включение целевых фондов в бюджет придает им официальные признаки бюджетных средств. По иному, выделение целевого фонда в бюджете более наглядно отражает функцию перераспределения средств, чем простое их перемещение за рамки бюджета или их консолидации в бюджет.

Источниками финансирования целевых бюджетных фон­дов являются:

•     средства бюджетов;

•     целевые поступления от отдельных видов налогов и сборов, закрепленных за целевыми фондами:

•     доходы от реализации конфискованного имущества;

•     платежи за загрязнение окружающей среды;

•     штрафы и другие платежи, поступающие в соответствующий целевой фонд.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете непостоянен. В последние годы в состав бюджетов включены следующие целевые фонды:

•      дорожные фонды РФ (Федеральный дорожный фонд, территориальные дорожные фонды);

•      экологические фонды РФ (Федеральный экологический фонд, территориальные экологические фонды);

•      Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства биологических ресурсов;

•      Государственный фонд борьбы с преступностью;

•      Фонд развития таможенной системы РФ; Анализируя динамику образования и упразднения целевых фондов, можно заметить, что их создание связано с необходимостью обеспечения развития определенного направления сектора экономики, социальной сферы или охраны природы.8

Анализ целевых фондов позволяет сделать ряд выводов:

•     фонды формируются за счет поступления средств как непосредственно из бюджетов, так и за счет прямых отчислений от налогов и сборов и других источников дохода, и поэтому целевые фонды имеют внебюджетно бюджетную структуру;

•     наблюдается распыление государственных средств бюджетов по статьям финансирования отдельных направлений, что приводит к неэкономичному и неэффективному ис­пользованию бюджетных средств в рамках централизованной системы;

•     наличие большого количества целевых фондов, как и других фондов, ослабляет проведение государственного контроля за целевым использованием финансовых средств бюджетов;

•     включение внебюджетных фондов в бюджеты (как это будет показано далее) приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером их использования;

•     для учета доходов и расходов целевых фондов в Главном управлении федерального казначейства открываются дополнительные специальные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы, что усложняет бюджетную систему и в целом весь бюджетный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. С.456.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Издательство Элит, 2004.

С.160.

  1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др. – 3е изд.,  испр. и перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2004. С.838.
  2. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.  — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2003. С.752.
  3. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - 2008. - № 12. С.25.

 

Литература из электронной библиотеки ТюмГУ:

 

  1. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. С.321. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116094
  2. Грицюк, Т.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко, И.В. Лексин. - М.: Финансы и статистика, 2013. С.455. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219850 (24.10.2014).

1 Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.  — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2003. С.752.

2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Врублевская и др. – 3е изд.,  испр. и перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2004. С.838.

 

3 Грицюк, Т.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебно-методическое пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко, И.В. Лексин. - М.: Финансы и статистика, 2013. С.455. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219850 (24.10.2014).

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Издательство Элит, 2004. С.160.

5 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. С.456.

6 Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. С.321. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116094.

7 Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Издательство Элит, 2004. С.160.

8 Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - 2008. - № 12. С.25.

 

 


Информация о работе Характеристика бюджетной системы РФ