Характеристика банковской системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности коммерческих банков, структуры банковской системы Республики Беларусь, анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь и определение перспектив их развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль коммерческих банков;
- детально рассмотреть структуру банковской системы Республики Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

банковская система.docx

— 1.97 Мб (Скачать файл)

Средства заказчиков на специальных счетах и на счетах по капвложениям проектируются во взаимоувязке друг с другом, с планами финансирования и капвложений, действующим порядком расчетов за выполненные работы, изменением цен и т.д.

Остатки на счетах бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, как показывает практика, подвержены большим колебаниям как в течение, так и внутри года. Поэтому к их планированию нужно подойти особенно основательно, прежде всего разобравшись в причинах, которые влияют на резкое увеличение или снижение этих остатков, а затем изучив предполагаемую ситуацию в планируемом периоде. При прогнозировании остатков по этой статье должны быть также учтены состояние взаимоотношений с профсоюзными организациями по профвзносам и другим платежам; систематичность и регулярность поступления средств в различные общественные фонды и другие вопросы.

Средства государственного страхования пока занимают незначительный удельный вес в совокупном обороте, но с развитием и расширением рыночных отношений, внедрения партнерских связей в экономике и банковской сфере, переводом на коммерческую основу, повысится степень риска осуществляемых операций, возрастут объемы и объекты страхования, что непременно приведет к росту остатков на счетах Госстраха в банках. Основываясь на этих предпосылках и других мотивированных обоснованиях органов страхования, включая и независимые от государства страховые компании, следует определить наиболее вероятный размер средств на счетах страховых органов на требуемую дату.

Денежная эмиссия. Рублевая денежная база на 1 августа 2014 г. сложилась в объеме 36,3 трлн. рублей, увеличившись за июль на 1 трлн. рублей (с начала года - на 3 трлн. рублей).  Увеличению рублевой денежной базы в июле 2014 г. способствовали операции Национального банка в объеме 3,4 трлн. рублей (в основном покупка иностранной валюты у Министерства финансов в эквиваленте 3,2 трлн. рублей). Операции Правительства Республики Беларусь вызвали снижение рублевой денежной базы на 3,7 трлн. Рублей (рисунок 1.8.5).

Рисунок 1.1 Динамика изменения факторов рублевой денежной базы в 2014 г.

 

Рублевая денежная масса на 1 августа 2014 г. составила 89,8 трлн. рублей, увеличившись за июль на 1,1 трлн. рублей (с начала года ее прирост составил 13,2 процента,  или 10,4 трлн. рублей).  Основными факторами, повлиявшими на рублевую денежную массу в июле 2014 г., стали снижение переводных депозитов юридических лиц 1,1 трлн. рублей, а также увеличение срочных депозитов физических лиц на 1,2 трлн. рублей (рисунок 1.8.6).

С начала года прирост срочных депозитов физических лиц составил 7,2 трлн. рублей, или 31,6 процента.  Однако увеличение депозитов физических лиц, наблюдаемое с начала года, происходило на фоне плавного снижения показателя ежемесячного прироста срочных депозитов физических лиц в рублях. В июне 2014 г. эта тенденция сменилась ростом пока зателя, что наблюдалось и в июле 2014 г. Динамика рассматриваемого показателя свидетельствует о снижении спекулятивных настроений в обществе и повышении доверия к национальной денежной единице.

Риунок 1.2- Изменение показателей денежной массы за июль 2014 г.

 

Одновременно произошло резкое снижение объемов притока средств в иностранной валюте в срочные депозиты банков.  Широкая денежная масса в июле 2014 г. возросла на 2 трлн. рублей, или на 0,9 процента и на 1 августа 2014 г. составила 219,4 трлн. рублей (с начала года ее рост сложился в объеме 26,1 трлн. рублей, или 13,5 процента).  Валютная составляющая широкой денежной массы в июле уменьшилась на 49,7 млн. долларов США, с начала года ее прирост составил 4,9 процента, или 588,9 млн. долларов США. Снижение валютной составляющей в июле 2014 г. Привело к снижению доли валютной составляющей широкой денежной массы на 0,1 процента до 59,1 процента.

 

 

ГЛАВА 2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ

 

2.1. Цели и задачи  Национального банка по регулированию  деятельности банков

 

Целями Национального банка в области регулирования деятельности банков будут являться:

- повышение устойчивости функционирования банковского сектора и

- поддержание финансовой стабильности;

- защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков,

- небанковских кредитно-финансовых организаций;

- обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.

На достижение указанных целей направлено решение следующих основных задач:

- совершенствование денежно-кредитной политики и практики

- монетарных операций Национального банка;

- формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских инструментов и технологий;

- укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов,  кредиторов, вкладчиков, потребителей банковских услуг;

- повышение эффективности банковского надзора Республики Беларусь путем создания условий для формирования в банках эффективных систем корпоративного управления, управления рисками,  внутреннего контроля в целях предупреждения проведения банками высокорисковых операций и неадекватного отражения их в отчетности;

- совершенствование системы требований к учредителям (акционерам),  конечным бенефициарным собственникам и структуре собственности,  источникам формирования уставного фонда, нормативного капитала, органам управления, их членам, организационной структуре, системе управления рисками и системе внутреннего контроля, отвечающих текущему развитию экономики и банковского сектора страны;

- развитие информационного обеспечения регулирования банковской деятельности, системы мониторинга финансовой стабильности, в том числе оценки рисков банковского сектора Республики Беларусь, влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора, в целях принятия адекватных и своевременных мер по поддержанию надежного и безопасного функционирования банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских кризисов, а также обеспечения макроэкономической стабильности.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.  Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики.

Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

В 2014 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).

Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля.

Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность.

Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне,  приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального банка.

Наряду с этим продолжится решение следующих задач: 

- дальнейшее совершенствование условий для своевременного проведения банками платежей клиентов;

- ограничение колебаний краткосрочных ставок денежного рынка;

- содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:

- увеличить возможности банков по использованию стандартных инструментов для регулирования своей ликвидности на основе расширения форм приемлемого обеспечения;

- распространить механизм усреднения резервных требований на весь объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в Национальном банке;

- сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;

- совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.

Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:

- постоянно доступные и двусторонние операции, основная роль которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого ставками по данным операциям;

- операции на открытом рынке, проводимые на аукционной основе и являющиеся основным инструментом регулирования текущей ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;

- механизм усреднения резервных требований, позволяющий сглаживать краткосрочные колебания текущей ликвидности банков на бесплатной основе.

Среди денежно-кредитных инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

Совершенствование монетарной политики должно сопровождаться дальнейшим повышением прозрачности ее проведения. Информирование общества о целях и задачах денежно-кредитной политики будет содействовать улучшению понимания участниками финансовых отношений намеченных параметров и реализуемых мер. Кроме того,  благодаря четкому разъяснению подходов, лежащих в основе принимаемых в денежно-кредитной сфере решений, усилится воздействие денежно-кредитной политики на экономические процессы, в том числе за счет обеспечения более эффективного формирования рыночных ожиданий.

Вместе с тем для совершенствования монетарной политики в настоящее время и в среднесрочной перспективе необходимо создание ряда условий в других сферах и секторах экономики. Развитые банковская и финансовая системы также будут способствовать реализации политики по поддержанию ценовой стабильности.

Необходимость дальнейшего совершенствования системы регулирования банковских операций определяется растущей потребностью экономики в современных банковских продуктах. Решение данной задачи, зависящее прежде всего от формирования условий,  требуемых для внедрения и развития передовых технологий осуществления банковской деятельности, предусматривает:

- расширение прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;

- развитие институтов обеспечения прав банков как кредиторов и повышение информированности клиентов банков о стоимости и содержании предоставляемых им банковских услуг.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. При этом основными направлениями совершенствования регулирования данного вида банковских операций станут:

Информация о работе Характеристика банковской системы Республики Беларусь