Функции и операции Национального банка республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение роли Национального банка Республики Беларусь в банковской системе страны, через рассмотрение его основных функций и операций.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность Национального банка как элемента банковской системы;
изучить организационную структуру Национального Банка;
рассмотреть основные операции и функции Национального банка Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Национальный Банк как элемент банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………6
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Беларусь…………….…………………..6
1.2 Характеристика и организационная структура Национального Банка Республики Беларусь……………………………………………………………10
Функции и операции Национального Банка Республики Беларусь………..14
2.1Функции Национального банка Республики Беларусь…………………..14
2.2 Операции Национального банка Республики Беларусь. Анализ данных за 2011 и перспективы на 2012 год……………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………....36
Приложение А Денежный обзор Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………………...38
Приложение Б Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 год…………………………………………....40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_DKB.docx

— 127.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Иностранные активы включают в себя запасы монетарного золота и иностранной валюты в Национальном банке, а также прочие виды размещения средств у нерезидентов Республики Беларусь в конвертируемой или неконвертируемой валюте. Иностранные пассивы —  это все виды заимствований Национального  банка у нерезидентов Республики Беларусь, в том числе суммы  кредитов МВФ, полученные Правительством и Национальным банком Республики Беларусь. Сальдо этих позиций — чистые иностранные активы — составляют основу официальных резервных активов и других активов в иностранной валюте.

Чистый внутренний кредит Национального банка отражает сумму кредитов органам государственного управления (за минусом их депозитов и других вложений в Национальном банке), требования к банкам-резидентам Республики Беларусь по представленным им кредитам, размещенным Национальным банком в банках депозитам и прочим видам размещения Национальным банком средств в коммерческих банках. Данная позиция в совокупности отражает кредитную деятельность Национального банка Республики Беларусь.

Обязательства Национального  банка включают в себя следующие позиции:

  • наличные деньги в обороте, которые отражают сумму банкнот, выпущенных Национальным банком в обращение (т.е. находящиеся на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц; деньги в кассах банков и Национального банка не считаются деньгами в обращении);
  • обязательные резервы отчисляются банками от объема привлеченных ресурсов в фонд обязательных резервов Национального банка. Эта статья отражает выполнение Национальным банком в рамках реализации денежно-кредитной политики функции регулирования денежного предложения;
  • аналогичную функцию отражает и позиция «Избыточные резервы», в частности размещение денежных средств банками на депозитных счетах Национального банка и покупку ценных бумаг Национального банка. [7, c. 360]

Вышерассмотренные статьи имеют  очень важное значение, поскольку отражают размер и структуру денежной базы — основы для роста и изменения качественных параметров денежной массы. Кроме того, они отражают выполнение Национальным банком своих функций и прежде всего реализацию денежно-кредитной политики.

В соответствии с денежным обзором Национального банка (приложение А) на 1 апреля 2012 года активы Национального банка на 1 января 2011 г. составили 45 590,5 млрд. рублей и увеличились по сравнению с результатами на 1января 2011 года на 15 858,4 млрд. рублей (на 132 процента).

Обязательства Национального  банка за 2011 год увеличились на 96 929,6 млрд. рублей и на 1 апреля 2012 г. составили 134 177,9 млрд. рублей.

Важнейшим источником ресурсов Национального банка является эмиссия денежных знаков, составляющих одну из основных статей пассива его баланса. Существенную роль в формировании пассивных операций также играют остатки на резервно-корреспондентских счетах банков, остатки средств на счетах правительственных структур и организаций, капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы. Среди активных операций наиболее существенное значение имеют операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности, операции с кассовой наличностью, ссудные и переучетные операции.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012  году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития

экономики.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Национальный банк продолжит  использование гибкого механизма курсообразования,  позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют. 

Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня  (в реальном выражении)  процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.

Для рыночного регулирования  уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок,  границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Национальный банк продолжит  работу по развитию и укреплению банковской системы. 

Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов,  включенных в государственные программы.  Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов,  включенных в государственные программы,  участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.

Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений,  будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Продолжится увеличение ресурсной  базы банков посредством повышения эффективности их деятельности,  привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

В целях стимулирования деловой  активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов,  инфраструктуры,  а также создания благоприятного инвестиционного климата. 

Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами,  правилами и стандартами. 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012  году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств-участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной  системы. 

В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства,  а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь,  Республики Казахстан и Российской Федерации,  а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.

Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком,  Международной финансовой корпорацией,  Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества. 

Реализация денежно-кредитной политики,  направленной на сбалансированное развитие экономики,  должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения. [26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной  политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать  денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который  представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей, обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.

Функционирование денежно-кредитной  сферы в 2011 году характеризовалось  следующими основными процессами:

    • в первом квартале 2011 года отмечались негативные тенденции в динамике показателей платёжного баланса и конъюнктуры внутреннего валютного рынка. В качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, Национальный банк осуществил в мае 2011 года пересмотр параметров реализации курсовой политики посредством увеличения диапазона изменений корзины валют и изменения её центрального значения. С 20 октября 2011 года были отменены границы колебаний стоимости корзины валют, установленные на 2011 год, и осуществлён переход к режиму управляемого плавания курса белорусского рубля в целях усиления рыночных механизмов в области курсообразования.
    • в результате реализации мер по ужесточению экономической политики с сентября на валютном рынке наблюдается чистая продажа иностранной валюты населением.
    • в целях ограничения инфляционных процессов процентная политика Национального банка была направлена на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях и снижение спроса на иностранную валюту. Процентные ставки на кредитном и депозитном рынках в течение года постепенно увеличивались, что привело к возобновлению роста срочных рублёвых и валютных депозитов населения во втором полугодии 2011 года.
    • сохранялись значительные объёмы кредитования экономики банками, в том числе за счёт ресурсной поддержки со стороны Правительства Республики Беларусь. При этом с июня 2011 года Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы для кредитования банками государственных программ.
    • платёжной же системой Республики было обеспечено своевременное и безопасное проведение межбанковских расчётов.

Как было заявлено на расширенном заседании Правления Национального банка 27 апреля, ситуация в денежно-кредитной сфере, а также в реальном секторе экономики свидетельствует об эффективности реализованных в IV квартале 2011 г. мер по ее стабилизации. Среди позитивных тенденций января-марта – снижение внешних и внутренних дисбалансов, потребности во внешнем финансировании, а также восстановление в экономической сфере, стабилизация динамики обменного курса рубля, снижение инфляционных ожиданий, рост вкладов.

В этом важную роль сыграло  ужесточение денежно-кредитной политики за счет выхода на положительные в  реальном выражении процентные ставки, повышения Национальным банком норм резервирования, регулирования ставки рефинансирования, сохранения контроля за предложением денег в экономике.

Достижение макроэкономической стабилизации стало позитивным сигналом участникам рынка для увеличения предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке за счет роста возврата валютной выручки, перевода части сбережений населения из иностранной валюты в национальную.

Сохранение высоких в  реальном выражении процентных ставок, а также существенное превышение доходности по вкладам в белорусских  рублях по сравнению с вкладами в  иностранной валюте привело к  существенному притоку в банковский сектор вкладов в национальной валюте. Так, срочные рублевые депозиты физических лиц увеличились по итогам трех месяцев  на 34,9 процента или на 3,3 трлн. рублей и достигли на 1 апреля 2012 г. 12,6 трлн. рублей. Депозиты населения в иностранной  валюте составили в эквиваленте 4,9 млрд. долларов США, превысив докризисный  уровень апреля 2011 г. (4,7 млрд. долларов США). При этом прирост кредитования соответствовал темпам роста ВВП.

По мере стабилизации ситуации Национальным банком было осуществлено последовательное снижение ставки рефинансирования и ставок по инструментам. В результате средняя ставка по новым срочным депозитам физических лиц в национальной валюте в марте составила 45,3 процента годовых, снизившись на 10 процентных пунктов с декабря 2011 г., в иностранной валюте – 7,2 процента годовых (снижение на 1,2 процентного пункта).

Сохранились и золотовалютные резервы страны на уровне не ниже начала текущего года, т.е. в эквиваленте порядка 8 млрд. долларов США с учетом выполнения всех обязательств.

Основные усилия Национального  банка и банков будут направлены во II квартале нынешнего года на дальнейшее ограничение инфляции. Для этого  будут задействованы все инструменты.

В курсовой политике сохранится гибкость при установлении обменного  курса белорусского рубля, который  будет формироваться прежде всего исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка.

Информация о работе Функции и операции Национального банка республики Беларусь