Формы безналичных расчетов в РФ: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что при товарно-денежных отношениях, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода претензий и обязательств, а также распределения и перераспределения денежных средств основную роль играют денежные расчеты. Основную часть денежных расчетов (80-90%) составляет безналичный денежный расчет. Он возникает тогда, когда денежные расчеты производятся без непосредственного использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам кредитных учреждений или зачетах взаимных требований.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Общие основы организации безналичных расчетов…………………..
2. Сущность и формы безналичных расчетов…………………………….
2.1 Расчеты платежными поручениями…………………………………...
2.2 Расчет по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения)…………………………………………………………………..
2.3 Чековая форма расчетов..........................................................................
2.4 Аккредитивная форма оплаты………………………………………….
2.5 Вексельная форма расчетов…………………………………………….
3. Система безналичных расчетов в России……………………………….
4. Пути совершенствования и развития системы безналичных расчетов в РФ…………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 93.46 Кб (Скачать файл)

Для покупателя: высокая степень  гарантии получения товара, т.к. чек  выписывается или передается в момент получения товара, выполнения работ  и предоставления услуг.

Недостатки:

Для поставщика: недостаточная гарантия платежей из-за недостаточности средств  у чекодателя, т.е. стоимость полученных товарно-материальных ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека; невозможность расчетов чеками по крупным суммам платежей;возможность подделки

Для покупателя: относительная сложность  в оформлении чека покупателем; при  получении продукции может оказаться, что часть ее не соответствует  требованиям получателя, или, наоборот, появилась продукция, нужная потребителю, а сумма чека не позволяет уменьшить  или увеличить ее размер

Что касается РФ, то в настоящее время чековая форма расчетов в России является недостаточно развитой. 
На масштабы распространения чековой формы оказывают влияние: 
-Запрет действующего законодательства на использование чековой формы расчётов между физическими лицами; 
-Невозможность превращения чека в оборотный документ, т.е. из обращения изъяты чеки на предъявителя (передаются от одного владельца другому механически) и ордерные (передаются посредством передаточной надписи).

Схема чековой формы расчетов[6]:

2.4 Аккредитивная форма оплаты

Форма безналичных расчетов за товары и услуги, при которой оплата предъявленных  поставщиком документов об отгрузке товаров или оказании услуг производится банком поставщика (в котором у  него открыт расчетный счет) за счет средств плательщика, находящегося на его расчетном счете в другом, обычно иногороднем, банке. Банк плательщика  дает поручение банку, обслуживающему получателя платежа, оплатить требуемую  сумму в оговоренный срок на основе условий, предусмотренных в аккредитивном  заявлении плательщика. Распространена в международной практике расчетов. 
Аккредитивная форма – одна из основных в международных расчётах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40-50% по экспорту. 
Последовательность операции: 
Операция 1. Покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива. 
 Операция 2. Банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику. 
Операция 3.  Авизирующий банк извещает поставщика об открытии аккредитива в его пользу. 
Операция  4. Поставщик исполняет договорные отношения по отношению к получателю.   
Операция 5.  Поставщик оформляет и представляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву. 
Операция 6. Авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект полученных от поставщика документов. 
Операция 7. Банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех условий аккредитива оплачивает их. 
 
Операция 8. Банк-эмитент передает оплаченные документы покупателю. 
Операция 9. Авизующий банк зачисляет поставщику причитающуюся ему сумма денежных средств.[5]

Достоинства и недостатки аккредитивной  формы расчетов.

Достоинства: Главное преимущество - гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота

Недостатки: Сложный документооборот и задержки документов, связанные с Контролем документов в банке и их пересылкой между банками, является недостатком аккредитивной формы расчетов. Во внешнеторговой сделке еще одним недостатком аккредитивной формы расчетов для сторон является высокая стоимость этой операции. За открытие, авизование, подтверждение, прием и проверку документов по аккредитиву и т.д. банки взимают комиссию, которая зависит от суммы аккредитива. В международной торговле сложилась практика разделения банковских расходов между контрагентами, каждый из которых оплачивает банковские комиссии на территории своей страны.

Схема аккредитивной формы расчетов[5]:

1. Заключение  договора.

2. Импортер даст поручение банку,  его обслуживающему, на открытие  аккредитива.

3. Авизование банка, обслуживающего  экспортера, об открытии аккредитива.

4. Авизование экспортера об открытии  аккредитива.

5. Поставка товара.

6. Передача документов.

7. Предоставление кредита экспортеру (при необходимости).

8. Пересылка документов.

9. Платеж.

10. Передача документов импортеру.

11. Акцепт документов.

12. В случае кредита импортеру  под аккредитив снятие денег  со счета импортера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Вексельная форма расчетов

Вексель — письменное денежное обязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте. Должником по векселю может выступать: при простом векселе — векселедатель, при переводном векселе— иное указанное в векселе лицо (трассат), являющееся должником по отношению к векселедателю[4]

Отличие простого векселя от переводного: 
Простой вексель предполагает участие двух лиц — векселедателя (должника) и получателя (кредитора). В переводном векселе участвуют 3 лица: векселедатель (кредитор) —трассант, плательщик (дебитор) — трассат, первый векселедержатель (первый получатель платежа по векселю) — ремитент.

В России слабо  применяется распространенный в  других странах переводной вексель  как наиболее прогрессивная разновидность  векселя. Вексель между тем широко использовался и в дореволюционной России.

Достоинства и недостатки вексельной формы расчетов

Достоинства: Вексель упорядочивает деловые отношения между партнерами, снижает риски, связанные с деловой практикой и коммерческим кредитованием, уменьшает потребность в денежных, оборотных средствах, является универсальным расчетным средством, ускоряет проведение сделок, обеспечивает получение кредита и соответствующую отсрочку платежа.

Недостатки: Вексель входит в группу финансовых инструментов повышенного риска. По степени очередности выплат на предприятии среди других ценных бумаг - долговых обязательств - вексель стоит на последнем месте.

Процесс обращения  простого векселя: 
1) Покупатель вручает вексель продавцу. 
2) Продавец отгружает товар, продукцию, выполняет работу, оказывает услугу. 
3) Продавец предъявляет вексель к оплате. 
4) Покупатель оплачивает товар, продукцию, услуги.

Процесс обращения  переводного векселя представлен  в виде схемы[7]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система безналичных расчетов  в России

Система безналичных расчетов в  Российской Федерации представляет собой совокупность государственных  законов и правил, регулирующих механизм организации расчетов в народном хозяйстве, и совокупность банковских или иных учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль над  их правильным осуществлением. Элементами системы безналичных расчетов являются: принципы организации безналичных  расчетов, формы расчетов, способы  платежа, инструменты расчетов и  соответствующий документооборот.

В Российской Федерации безналичные  расчеты осуществляются через платежную  систему Банка России и частные  платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами  для расчетов между подразделениями  одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций  для расчетов по корреспондентским  счетам, открытым в других кредитных  организациях, платежными системами  расчетных небанковских кредитных  организаций, а также системами  расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).

Платежная система Банка России - часть национальной платежной системы (платежной системы Российской Федерации)[12]. Обеспечение ее эффективного и бесперебойного функционирования является одной из целей деятельности Банка России, установленных Федеральным законом от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Федеральный закон). В соответствии с этим законом Банк России устанавливает правила расчетов в Российской Федерации, проводит межбанковские безналичные расчеты через свою платежную систему, осуществляет расчетное обслуживание счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и других клиентов, не являющихся кредитными организациями. 

Главный регулирующий орган платежной системы  – Банк Росcии. На него возложены обязанности:

  • установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов;
  • координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем.

Платежная система Банка России включает следующие системы расчетов, различающиеся по территориальному охвату, объему проводимых платежей, правилам и регламенту функционирования, составу  участников, используемым расчетным  документам, скорости проведения платежей и используемой технологии: 

1.система  банковских электронных срочных  платежей (далее – система БЭСП);  
2.более семидесяти отдельных систем внутрирегиональных электронных расчетов (далее – системы ВЭР);  
3.система межрегиональных электронных расчетов (далее – система МЭР);  
4.системы расчетов с применением авизо (почтовых и телеграфных), основанные на использовании бумажных технологий и другие[3].

Совокупность систем расчетов, обеспечивающих проведение платежей клиентов каждого  из регионов Российской Федерации, составляет региональную компоненту платежной  системы Банка России. В региональных компонентах расчеты осуществляются в соответствии с установленными регламентами по местному времени  
 

Система БЭСП обеспечивает осуществление расчетов с использованием электронной технологии в режиме реального времени в  масштабах страны. 

Системы ВЭР обеспечивают осуществление  расчетов с использованием электронной  технологии в региональных компонентах. 

Система МЭР обеспечивает осуществление  расчетов с использованием электронной  технологии между региональными  компонентами. 

В Российской Федерации существует достаточно сильная и научно обоснованная платежная система, но она, как и  многие не совершенна. Такой вывод  можно сделать, наблюдая снижающееся  количество участников данной платежной  системы. Это снижение вызвано рядом объективных факторов, это: 
 
1. Завышенные тарифы за пользование услуг по осуществлению безналичных платежей.

2. Недостаточно развитая система электронных платежей (БЭСП). 

3. Недоверие участников из-за пониженного уровня финансовой стабильности в стране.

 

 

4. Пути совершенствования и развития  системы безналичных расчетов  в РФ

Система безналичных расчетов РФ имеет  два уровня, это соответственно высший и низший уровни. В основном указанный  выше материал рассматривает высший уровень. Можно сказать, в нашей  стране не привыкли обращать внимание на мелочи, которые формируют эту  общую картину, а в данном случае на низший уровень системы безналичных  расчетов. К низшему уровню относится  сфера отношений простых потребителей, т.е. население. Система безналичных  расчетов в данной сфере должна быть направлена на удовлетворение потребностей людей и упрощение их расчетов за приобретаемые товары или оказываемые  им услуги, а не наоборот. К примеру, по данным Петербургский банкиров на безналичные расчеты населения приходится не более 8-10%, а это очень мало. Магазины и другие предприятия торговли, в которых очень большие обороты отказываются от пользования терминалами оплаты, так как приходится отдавать слишком большой процент от прибыли банку за осуществление безналичных операций. Такой процент может достигать от 1,8% до 2,5% в зависимости от размера сети и ее оборотов[1].

Есть еще яркий пример того что  банки в первую очередь работают себе во благо, а не во благо потребителя. Наряду с магазинами, в которых  большие ежедневные обороты есть, конечно же, с малыми, это магазины шаговой доступности, которые не интересны банкам из-за малых объемов, а бывает, случается так, что человеку просто необходимо приобрести что то в таком магазине но он вовремя не снял деньги и в таком случае он не способен, что-либо приобрести.

К сожалению в данной проблеме виноваты не только банки. Большинство людей просто привыкли пользоваться наличными деньгами и их просто пугает это понятие «электронные деньги», ведь при оплате они этих денег не видят. 

Также существует множество услуг, которые потребитель может оплатить, используя пластиковую карту. Но и это в нашей стране малоразвито. По оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли, в России ведущими отраслями онлайн-платежей с помощью банковских карт являются: мультимедийный контент (24% объема всех онлайн-платежей с помощью банковских карт), туристические услуги, оплата гостиниц и билетов (17%), интернет-торговля (15%), услуги связи (10%) и билеты на развлекательные мероприятия (8%). По данным ассоциации, объем российского рынка моментальных платежей в 2009 году вырос на 17,9%, до 632 млрд. руб[12]. Эти  цифры могут быть значительно больше, если увеличить систему безопасности обслуживания пластиковых карт. Многие боятся использовать данные способы оплаты, так как знают что, имея код пластиковой карты, мошенники могут списывать с нее денежные средства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации действует  хорошая система безналичных  расчетов, но до сих пор для граждан  нашей страны эта система кажется  не надежной и по-прежнему они боятся данным способом распоряжаться своими денежными средствами. Можно выделить два основных направления совершенствования  системы безналичных расчетов это: 
1.максимум направленности банков на удовлетворение потребностей своих клиентов и населения в целом.  
2.проведение морально психологического воздействия на населения с целью развития в них чувства безопасности за их денежных средства.

Также необходимо рассмотреть ситуацию со стороны Банка России,в которой последний уделяет особое значение развитию платежной системы и в заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации» были озвучены основные задачи, условия их решения и меры по их реализации для создания высокоэффективной платежной системы:

1. Проведение мероприятий по расширению  безналичных расчетов, внедрение  современных технологий и методов  передачи информации, повышение  защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного  обслуживания всех участников  расчетов.

Информация о работе Формы безналичных расчетов в РФ: проблемы и пути совершенствования