Учет хозяйственных материалов в кредитных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение учета хозяйственных материалов и документального оформления соответствующих операция по ним.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовые основы учета хозяйственных материалов;
- проанализировать учет хозяйственных материалов;
- исследовать счета и особенности в соответствии с новым планом счетов.

Содержание

Введение
1. Правовые основы учета материальных запасов
1.1. Правовые основы Конституции
1.2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части учета материальных запасов7
2. Общие положения учета материальных запасов
2.1. Основные понятия и определение хозяйственных материалов
2.2. Особенности оформления учета хозяйственных материалов
3. Учет хозяйственных материалов в кредитных организациях
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Часть перечисленных  затрат является явными издержками и  может быть выражена в денежной оценке, а часть является вмененными затратами.

Учет материальных запасов на складах  ведут материально ответственные  лица либо, с их согласия, учетчики (операторы) в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер запаса открывается отдельная карточка, которая из бухгалтерии на склад передается в полузаполненном виде.

В полученных карточках кладовщик  заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки). Записи в карточки производят на основании документов. Если остаток материальных запасов на складе выше или ниже установленной нормы запаса, то заведующий складом обязан сообщить об этом отделу снабжения. Для этих целей применяется Сигнальная справка об отклонениях фактического остатка запасов от установленных норм запаса. Она применяется для контроля за отклонением фактического остатка запасов от установленных норм запаса и для контроля их остатков, находящихся без движения.

Справка составляется в одном экземпляре заведующим складом (кладовщиком) на основании  данных Карточек учета материалов. Критерии для включения данных в  справку устанавливает отдел  материально-технического снабжения  субъекта.[11]

Бухгалтерия в установленные сроки  осуществляет непосредственно на складах  проверку правильности записей и  вывода остатков в карточках. О сверке бухгалтер расписывается в специальной  графе карточки. Приемку документов, оформляющих движение материальных запасов, бухгалтер производит на складе путем составления "Реестра приемки-передачи документов" в одном экземпляре.

О выявленных недостатках и нарушениях в работе материально ответственных  лиц, а также о результатах  выборочных проверок и проведенном  инструктаже работник бухгалтерии должен информировать главного бухгалтера. В конце месяца на склад из бухгалтерии передают Книгу учета остатков материалов, в которую заведующий складом переносит остатки из карточек учета материалов. После этого книгу возвращают в бухгалтерию для таксировки и подсчета итогов по учетным группам материальных запасов и в целом по книге. Таким образом, функции заведующего складом по учету материальных запасов сводятся к ведению карточек, участию в составлении реестров сдачи документов и записи остатков в книгу складского учета.

Учет запасов в бухгалтерии  ведут по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу, при котором  устраняется разрыв между оперативным  и бухгалтерским учетом ценностей, ликвидируется дублирование количественного учета на складах и в бухгалтерии.

Бухгалтерский учет основывается на оперативном учете и органически  связан с ним; появляется возможность  оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а следовательно, и устранения допущенных ошибок в  отчетном месяце; применение учетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению средней стоимости запасов; обеспечивается своевременное получение сведений об остатках на складах. Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативные функции учета; расширяется возможность применения компьютерной техники по обработке документации и составлению учетных регистров; исключается отставание аналитического учета запасов от синтетического.

Для сальдового метода характерно следующее: количественный учет запасов  ведут только на складе; в бухгалтерии  запасы учитывают в суммовом выражении  по местам хранения и каждому субсчету или группе запасов.

Запасные части (ЗЧ), предназначенные  для ремонта всех видов машин и оборудования, учитывают на счете 10 - 5 "Запасные части", который имеет ряд аналитических счетов. На аналитическом счете "Запасные части" ведется учет ЗЧ по договорным ценам общей суммой с разбивкой по группам и маркам машин. Ввиду большой номенклатуры ЗЧ, их учет допускается вести в бухгалтерии по договорным ценам общей суммой по группам и маркам машин.[12] Инвентаризационная комиссия составляет "Инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей". Опись применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, тары, запасных частей). Инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре комиссией на основании пересчета, взвешивания, перемеривания ценностей отдельно по каждому местонахождению и материально ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности. До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы. Товарно-материальные ценности заносятся в инвентаризационные описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы составляются соответствующие акты. На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения товарно-материальных ценностей во время инвентаризации.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включать их в инвентаризационную опись. После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности оформления  учета хозяйственных материалов

При построении плана  счетов согласно МСФО необходимо помнить  о том, что он должен:

-  обеспечивать простое  составление основных финансовых  отчетов (прежде всего Бухгалтерского  баланса и Отчета о прибылях  и убытках);

быть настолько гибким, чтобы иметь возможность расширяться в будущем в связи с изменением структуры или бизнеса компании;

-  обеспечить достаточную  детализацию для построения управленческих  отчетов. 

Чтобы упростить заполнение финансовых отчетов, план счетов обычно составляют по такому принципу. В первой части плана счетов перечисляют все балансовые счета (так называемые постоянные счета) в том порядке, в каком они указаны в балансовом отчете: активы, капитал, обязательства. А во второй части указывают счета прибылей и убытков («временные счета», которые открываются в начале финансового года и закрываются в конце). Отметим, что сами международные стандарты не устанавливают порядок перечисления статей баланса, а только регламентируют, какая информация должна быть раскрыта в балансовом отчете.

При таком построении плана счетов представление о  Бухгалтерском балансе и Отчете о прибылях и убытках компании можно будет получить сразу после  распечатки оборотно - сальдовой ведомости  или пробного баланса. Отметим, что  таким способом построены планы счетов большинства европейских компаний.

Как правило, статьи перечисляются  в порядке увеличения ликвидности (что аналогично российской практике). При этом счета в международном  учете имеют численное обозначение, содержащее не два знака (как в  России), а, например, пять, шесть или даже 20. Зачастую вводятся некие общие счета, которые в дальнейшем никогда не будут содержать данных в денежном выражении.

Западная практика ведения  учета допускает участие нескольких счетов в проводке (несколько счетов дебетуется и кредитуется), тогда как в России проводка имеет жестко заданный вид - дебет счета... кредит счета... При этом все финансовые отчеты согласно МСФО построены таким образом, что оперируют только с входящим и исходящим сальдо, а также свернутыми оборотами (не разделяя их на дебетовый и кредитовый).

Таким образом, каждый счет международного плана счетов является либо активным, либо пассивным. План счетов, необходимый для построения отчетности в соответствии с МСФО, обычно содержит от 100 до 300 счетов и субсчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учет хозяйственных материалов в кредитных организациях

В составе материальных запасов учитываются материальные ценности (за исключением учитываемых  в соответствии с настоящим Порядком в составе основных средств), используемые для оказания услуг, управленческих, хозяйственных и социально-бытовых нужд.

Материальные запасы отражаются в бухгалтерском учете  в сумме фактических затрат кредитной  организации на их приобретение.

Учет материальных запасов  производится на следующих счетах:

№ 61002 "Запасные части"

№ 61008 "Материалы"

№ 61009 "Инвентарь и  принадлежности"

№ 61010 "Издания"

№ 61011 "Внеоборотные запасы".

На счете № 61002 "Запасные части" учитываются запасные части, комплектующие изделия, предназначенные  для проведения ремонтов, замены изношенных частей оборудования, транспортных средств и тому подобное.

Автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся  на колесах и в запасе на транспортном средстве при его приобретении, включаются в первоначальную стоимость инвентарного объекта основных средств.

На счете № 61008 "Материалы" учитываются однократно используемые (потребляемые) для оказания услуг, хозяйственных нужд, в процессе управления, технических целей материальные запасы. На этом же счете учитываются запасы топлива и горюче-смазочных материалов (в том числе и в виде талонов на них), тара, упаковочные материалы, бумага, бланки, кассеты, дискеты, а также другие носители, предназначенные для хранения информации, и тому подобное.

В целях настоящего Порядка единицей учета материалов является единица, на которую была установлена цена приобретения (единица веса, длины, площади, штука, пачка и тому подобное).

На счете № 61009 "Инвентарь  и принадлежности" учитываются  инструменты, хозяйственные и канцелярские принадлежности, основные средства ниже установленного лимита стоимости (пункт 2.4 настоящего Порядка) и другие.

На счете № 61010 "Издания" учитываются книги, брошюры, пособия, справочные материалы и тому подобные издания, включая записанные на магнитных и других носителях информации.

На счете № 61011 "Внеоборотные запасы" учитывается имущество, приобретенное  в результате осуществления сделок по договорам отступного, залога до принятия кредитной организацией решения  о его реализации или использовании  в собственной деятельности.

Инвентарный учет указанного имущества осуществляется в порядке, установленном для основных средств.

Аналитический учет материальных запасов ведется в разрезе  объектов, предметов, видов материалов, материально ответственных лиц  и по местам хранения.

Материальные запасы (кроме внеоборотных запасов) списываются  на расходы при их передаче материально  ответственным лицом в эксплуатацию или на основании соответствующим  образом утвержденного отчета материально  ответственного лица об их использовании.[14]

Руководитель кредитной  организации определяет порядок  списания отдельных видов и категорий  материальных запасов на расходы.

Со счета по учету  внеоборотных запасов имущество  списывается только при его выбытии  либо при принятии решения о направлении имущества, приобретенного по договорам отступного, залога, для использования в собственной деятельности.

Направление для использования  в собственной деятельности основных средств и нематериальных активов  отражается в бухгалтерском учете, материальные запасы переносятся на счета учета в соответствии с их характеристиками.

Материальные запасы списываются в эксплуатацию по стоимости  каждой единицы.

В целях обеспечения  сохранности материальных запасов  кредитной организацией должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Операции по приобретению материальных запасов отражаются в  бухгалтерском учете следующим  образом.

При оплате материальных запасов осуществляются бухгалтерские  записи:

Дебет счета учета  расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями

Кредит счетов по учету  денежных средств.

При получении материальных запасов осуществляются бухгалтерские  записи:

Дебет счетов по учету  материальных запасов

Кредит счета учета  расчетов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.

При отнесении стоимости материальных запасов на расходы при передаче их в эксплуатацию или при использовании осуществляются бухгалтерские записи:

Дебет счета учета  расходов

Кредит счетов по учету  материальных запасов.

Материальные запасы, полученные безвозмездно, учитываются на соответствующих счетах в корреспонденции со счетом по учету доходов.[15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Ни одно предприятие не обходится без применения материально-производственных запасов в своей хозяйственной деятельности. Общепринятым является отнесение продуктов труда к запасам предприятия от момента их поступления на склад предприятия до момента погрузки на транспортные средства для отправки или непосредственной передачи потребителям.

Основным направлением повышения эффективности использования этих активов является совершенствование системы бухгалтерского учета в части учета заготовления (поступления) и расхода материально-производственных запасов, являющегося основой организации материального учета.      Непосредственно по документам бухгалтерского учета осуществляется контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием. Эти документы также служат информационной базой для анализа использования сырья, незавершенного производства, готовой продукции, в результате которого выявляются факторы, оказывающие отрицательное влияние на финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

       Существенно улучшить бухгалтерский учет материальных запасов можно, совершенствуя применяемые документы, учетные регистры, т. е. более широко используя накопительные документы. В этих же целях важное значение имеет классификация и оценка материально-производственных запасов кредитных организаций. Одним из условий рационального использования данных активов является своевременный и достоверный анализ их использования с применением экономико-математических моделей факторного анализа и построения прогноза показателей себестоимости.. Это даст возможность правильно обосновать потребность в сырьевых ресурсах, объемах незавершенного производства и готовой продукции , поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток к срыву производственного процесса. Оба случая отрицательно сказываются на доходах кредитных организаций.

      В заключении обобщим полученные результаты. Таким образом, при рассмотрении материальных запасов как объекта учета и контроля получены следующие выводы:

Огромную роль в решении  этой задачи играет четко организованный учет. Он должен оперативно обеспечивать руководителей и других заинтересованных лиц необходимой информацией для эффективного управления производственными запасами в целях оптимальных условий для изготовления высококачественной продукции и изыскания резервов снижения ее себестоимости в части рационального использования материалов.

Информация о работе Учет хозяйственных материалов в кредитных организациях