Уровни банковской системы РФ достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать уровни банковской системы РФ: их преимущества и недостатки.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы банковской системы;
2. выявить условия, определяющие стабильность банковской системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….…………………………………….5
1.1. История возникновения и развития банков.………………………………..5
1.2. Понятие и признаки банковской системы..………………………………..10
1.3. Стабильность банковской системы………………………………………..13
2. УРОВНИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ: ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ..…..……………………………………………………………..18
2.1. Анализ банковской системы РФ: элементов, уровней, качества.………..18
2.2. Анализ структуры и механизма функционирования банковской системы Российской Федерации………………………………………………………….24
2.3. Анализ рисков банковского сектора России………………………………29
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ ПО УРОВНЯМ.…………………………………………………………………..36
3.1. Меры по повышению конкурентоспособности российской банковской системы...…………………………………………………………………………36
3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования всех уровней банковской системы РФ.………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Уровни банковской системы РФ достоинства и недостатки.rtf

— 669.22 Кб (Скачать файл)

По вопросам, относящимся к сфере государственных финансов, Правительство Российской Федерации должно дополнительно уделить внимание налогообложению кредитных организаций и принять меры по совершенствованию управления банками, в капитале которых оно участвует, при соблюдении требований по развитию конкуренции на рынке банковских услуг.

Развитие банковского сектора и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов развития российской экономики, включая такие ключевые показатели, как объем валового внутреннего продукта, динамика торгового и платежного баланса, уровень инфляции, валютный курс, рыночные процентные ставки, доля наличных и безналичных форм расчетов.

3.2. Пути повышения эффективности государственного регулирования всех уровней банковской системы РФ

 

Проанализировав работы современных исследователей и пронаблюдав изменение эффективности деятельности банковской системы Российской Федерации за определенный промежуток времени, можно выделить пути повышения эффективности государственного регулирования банковской деятельности:

1. В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами:

  • укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;
  • обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;
  • укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;
  • упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;
  • создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий, которые могут привести к снижению операционных издержек.
  • продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

2. Формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве.

Для укрепления роли банков в системе финансового посредничества необходимо обеспечить открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; совершенствовать механизм рефинансирования и управления ликвидностью банков; 5

3. Повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора.

В сфере банковского регулирования и надзора важнейшими направлениями являются: определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования; обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля; повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора.

4. Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

В сфере развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины необходимо создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах; обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников); повысить эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита; укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством.

5. Контроль за банковскими рисками - один из важнейших факторов, определяющих прибыльность банка в ближайшей перспективе. Ключевыми элементами эффективного контроля за банковским кредитным риском являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами.

6. Консолидация банковского бизнеса.

Снизить риски банковской системы необходимо за счет ее укрупнения. В частности, рассматривается возможность повышения минимального капитала банков до 250-500 млн. руб., что, по подсчетам экспертов, может сократить количество кредитных организаций на треть. Уже с 2010 года требования к размеру капиталов банков повышаются с 90 млн. рублей, а к 2012 году эта сумма должна быть не менее 180 миллионов. Меньшее количество банков облегчит регулятивный надзор за ними, способствует повышению прозрачности системы, а главное - ее устойчивости. 6

7. Повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях.

В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, повышению эффективности систем внутреннего контроля; достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления, который обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления; обеспечению прав собственников.

8. Развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса особое внимание должно быть уделено вопросам функционирования системы страхования вкладов, создания бюро кредитных историй и системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

9. Стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса,

Программы кредитования МСБ предлагались рынком и предлагаются активно сегодня, но доля портфелей МСБ в кредитных портфелях банков мала. По итогам I полугодия 2011 года объем предоставленных МСБ кредитов на 40% превысил результаты аналогичного периода 2010 года. Государству необходимо обратить особое внимание на расширение программ предоставления государственных поручительств начинающим предпринимателям.

10. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

11. Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.

12. Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций.

Одним из способов повысить уровень конкуренции в России является повышение доли иностранных банков на российском рынке. До 2008 года участие нерезидентов в банковском секторе не превышало 10% от общих банковских активов и их присутствие стало увеличиваться только в последний год. Иностранные банки остаются источниками ресурсов для российских финансовых и нефинансовых институтов, приносят передовые практики управления.

13. Рост числа специализированных банков: ипотечных, «пластиковых», потребительских. Развитая система межбанковского кредита и доступность средств институциональных инвесторов обеспечат им стабильные источники финансирования, а узкая специализация - рост эффективности.

14. Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

15. Мониторинг текущего состояния и динамики развития банковской деятельности;

16. Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

17. Развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, повышение их привлекательности для населения. 7

Ключевые сегменты с этой точки зрения - ипотека, создающая условия для повышения доступности жилья, и образовательные кредиты, работающие на профессиональный рост граждан России. Выход на целевые ориентиры по качеству жизни, предусмотренные проектом Концепции социально-экономического развития на период до 2020 г., невозможен без быстрого развития сегмента ипотечного кредитования. За счет этих сегментов доля кредитов физическим лицам вырастет до 30-35%, среди которых на долгосрочные (свыше года) придется не менее 65%.

18. Повышение доступности банковских услуг.

19. Повышение финансовой грамотности населения.

Таким образом, динамика решения проблем эффективности банковской деятельности будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

Повышение эффективности банковской деятельности позволит преодолеть инерционную динамику развития, выйти на новую траекторию роста

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог изложенного в курсовой работе, можно сказать о том, что современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её надежность является важнейшим фактором полноценного развития любой страны. Практическая роль банковской системы определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.

Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также других кредитных учреждений.

В настоящее время российская экономика в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию

Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Подводя итог, можно резюмировать, что задачи данного исследования выполнены. Исходя из первой задачи, выяснили, что уровни банковской системы составляют центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, а также в качестве ее вспомогательного элемента, выполняющего роль инфраструктуры, - предприятия и организации. Установили, что банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских услугах удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// «Российская газета», № 7, 21.01.2009.
  2. ФЗ РФ от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О рынке ценных бумаг» // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1918.
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 28.07.2012) «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, № 6, ст. 492.
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Собрание законодательства РФ», 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
  5. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О кредитных историях» // «Российская газета», № 2, 13.01.2005.
  6. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // «Российская газета», № 41-42, 04.03.1999.
  7. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // «Российская газета», № 261, 27.12.2003.
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 04.10.2010) // «Российская газета» от 22.12.2006; 08.10.2010.
  10. Гражданский кодекс РФ (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 23.12.2010).
  11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.
  12. Постановление ФКЦБ РФ от 18.06.2003 № 03-30/пс (ред. от 16.03.2010) «О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг».
  13. Указание Банка России от 24.04.2007 № 1820-У «О внесении изменения в Указание Банка России от 13 января 2005 года № 1542-У «Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2007 № 9512 // «Вестник Банка России», № 32, 30.05.2007.

Информация о работе Уровни банковской системы РФ достоинства и недостатки