Управление банковскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение главных видов банковских рисков и принципов их классификации как базы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
Задачами курсовой работы является рассмотрение сущности, классификации банковских рисков, современных способов оценки и управления ими в практике российских, оценка рискованности активов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….. 4
1 Банковский риск как экономическая категория……………………....5
1.1 Понятие риска и финансовый риск ….....……………………..5
1.2 Понятие банковских рисков и основные принципы классификации финансовых рисков в банковской сфере………………………………..9
2 Виды банковских рисков их взаимосвязь и система управления ими………………………………………………………………..………………...24
2.1 Характеристика типичных рисков в банке………………...……………..24
2.2 Управление рисками в банке…………………..…………………………..30
2.3 Управление банковским риском на примере Муромцевского ОСБ № 2257…………………………………………………………………………………34
3 Проблемы и пути совершенствования управления банковскими рисками……….…………………..…………………..…………...........................41
3.1 Проблемы управления кредитными рисками коммерческого банка……41
3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка………………….48
Заключение………………………………………………………………………...60
Список использованных источников…………………………………………63
Приложения. Заявление-анкета на получение кредита в Муромцевском ОСБ № 2257………………………………………………………………………………..65

Вложенные файлы: 1 файл

испр дкб.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что выдача кредита  на пике кредитного цикла под залог, оцениваемый по цене этого периода, и его погашение посредством реализации залога в период депрессии приводят к финансовым потерям кредитного института (схематично это показано на рисунке). При подобных систематических ошибках в отношении платежеспособности своих клиентов банк может "лопнуть" даже при незначительных конъюнктурных спадах.

В этой связи возникает  довольно сложная задача по определению  кредитором срока, на который целесообразно  выдавать кредит. Данный период должен быть выбран так, чтобы цена залога на момент погашения кредита не была слишком низкой, в противном случае риск невозврата кредита резко возрастает (именно такой случай показан на рисунке). Проблема определения оптимального срока кредитования особенно обостряется в условиях высокой инфляции, так как сильный незапланированный рост цен может полностью "съесть" процент за кредит, что равносильно финансовым потерям банка.

Однако даже при осознании  необходимости учета эффекта  рефлексивности в цепочке " кредит-залог " полностью устранить финансовые риски при кредитовании не удается. Это связано со следующими проблемами, с которыми сталкиваются банковские аналитики:

-сложностью прогнозирования цены залога, так как для этого необходимо идеальное знание развития соответствующего товарного рынка (в ряде случаев в качестве залога может использоваться портфель ценных бумаг, что предполагает работу банковских аналитиков на фондовом рынке для изучения и прогнозирования динамики котировок соответствующих акций);

- невозможностью точного прогнозирования периодичности кредитно-регуляторного цикла (в ряде случаев не удается идентифицировать даже характер текущей фазы экономической динамики);

- неопределенностью инфляционной динамики, которая зависит от мер системы государственного регулирования.

Решение проблемы неопределенности цены залога путем откровенного завышения  его текущей величины над суммой выдаваемого кредита по принципу "гигантский залог под смехотворный кредит" на первый взгляд кажется  естественным, однако на практике оказывается слабо реализуемым, так как в этом случае падает спрос на сами кредиты, что равносильно "урезанию" кредитного рынка и подрыву финансовых позиций банка.

Помимо прямого искажения  истинной цены залога инфляция оказывает  большое влияние на рентабельность, а следовательно, и на платежеспособность заемщика.

Оценка кредитных рисков в настоящее время тяготеет к  определенной формализации и унификации. Так, для физических лиц используются балльные методы оценки кредитоспособности. В этом случае выделяется группа признаков клиента (пол, возраст, профессия и т.п.), по каждому из которых проставляется соответствующий балл в зависимости от того, к какой категории относится данный человек. Сумма баллов по всем признакам сравнивается с неким критическим значением, и в зависимости от результатов сравнения клиент признается либо кредитоспособным, либо некредитоспособным. Какие же проблемы возникают при такой процедуре отбора клиентов?

Во-первых, довольно сложно грамотно учесть все ключевые признаки клиента, так как многие из них плохо формализуемы.

Во-вторых, балльные оценки признаков, как правило, достаточно субъективны. Так, мужчина и женщина  получают разные баллы при оценке кредитных рисков. При этом количественные значения этих баллов формируются либо экспертным путем, либо по весьма субъективным расчетным схемам. На наш взгляд, в подобной ситуации можно было бы повысить объективность балльных оценок, вычисляя их на основе ретроспективной информации о невозвратах клиентами полученных кредитов. В этом случае балльная оценка представляла бы собой процент возвращенных кредитов среди мужчин и женщин. Однако и такая процедура не устраняет размытости балльных характеристик, так как период усреднения ретроспективных данных может быть различным и выбирается субъективно. Между тем искомые баллы сильно зависят от значения анализируемого периода.

В-третьих, используемые в расчетах балльные оценки не являются застывшими во времени величинами, поскольку сдвиги в социально-экономических  условиях приводят к изменению уровня риска каждого признака. Иными словами, система баллов должна оперативно обновляться. При этом пересчет балльной шкалы идет для каждого временного интервала с учетом специфики конкретного банка и выдаваемых им кредитов (краткосрочный, долгосрочный и т.п.).

В-четвертых, критическое значение суммы баллов, с которым сравнивается ее фактическая величина, определяется эмпирически. Никаких серьезных теоретических обоснований этой величины нет. Очевидно, что в общем случае критический порог также является "плавающей" во времени величиной и должен быть дифференцирован в зависимости от вида кредита. Любые ошибки и погрешности в определении критической величины суммы баллов могут давать принципиально неверный результат, особенно когда фактическое значение баллов лежит в окрестности критического.

Таким образом, поставить  на "конвейер" выдачу кредитов физическим лицам на основе количественных методик  оценки рисков весьма непросто. Всегда существует потребность неформальной перепроверки результатов современных  количественных тестов.

Столь явные логические коллизии на стадии оценки кредитных  рисков могут не только смутить, но и полностью дезориентировать любого банкира. Выход из данной ситуации только один - отдать предпочтение одной из методик. Однако подобный подход таит в себе возможность серьезных просчетов на отдельных отрезках макроэкономического цикла.

В данной связи можно  констатировать, что перед аналитиками  коммерческих банков стоит сложная  задача по определению того, какую  методику и в какое время целесообразно  применять для оценки кредитных рисков. Ситуация осложняется еще и тем, что пока не существует никаких объективных критериев для такого упорядочения научно-методического инструментария кредитных институтов.

В заключение отметим, что  управление кредитными рисками требует высокой квалификации банковских специалистов, которые должны не только владеть основами современного количественного финансового анализа, но и обладать высокой профессиональной интуицией.

3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка

Стратегия управления рисками в коммерческом банке должна основываться на интегрированной структуре, состоящей из обязанностей и функций, которые спускаются от уровня Правления вниз, на операционные уровни, охватывая все аспекты риска, в особенности рыночный, кредитный и риск ликвидности, операционный, юридический риски, риски, связанные с репутацией банка и с персоналом. Эта структура включает в себя само Правление в качестве конечного ответственного органа, комитеты, отдел управления рисками, а также различные отделы поддержки и контроля. Все они имеют четко определенные обязанности и порядок отчетности.

Ответственность за повседневное отслеживание риска, оценка и определение  уровня риска возлагаются на специальное  структурное подразделение банка. Его основной задачей является внедрение принципов управления рисками, особенно кредитного и риска ликвидности, выработка методики оценки рисков. Аналитический отдел банка призван обеспечить такое положения дел, при котором все эти риски оставались бы в рамках утвержденных лимитов, правильно бы понимались и оценивались перед проведением операций, отслеживались на постоянной основе и по ним представлялась бы отчетность руководству. В организации своей работы по управлению и контролю над банковскими рисками, аналитический отдел должен опираться на общепризнанные фундаментальные факторы, важные для создания и поддержания универсальной, эффективной системы управления риском и контроля.

1) Управление рисками  ведется сверху вниз и исходит  от людей, которые обладают  полной ответственностью за ведение дел. Конечная ответственность за управление риском - на руководстве банка.

2) Правление и исполнительное  руководство признает существование  широкого ряда типов риска  и обеспечивает такое положение,  при котором структура контроля, адекватно охватывала бы их все, включая и те, которые нелегко поддаются измерению, - операционный, юридический риски, риски, связанные с эксплуатацией фирмы или с ее персоналом.

3) Отделы обеспечения  и контроля - внутренний аудит,  юридический отдел, отдел информационных технологий - должны войти составной частью в общую структуру управления рисками.

4) Цели и принципы  управления рисками должны быть  основной, ведущей силой общей  стратегии деятельности банка,  их необходимо внедрять через  вспомогательные операционные процедуры и методы контроля.

Информация по рыночным, кредитным рискам и риску ликвидности, поступает в аналитический отдел  из каждой отдельно взятой организационной  единицы и агрегируется по типу риска. Общая картина масштабов и  концентрации риска, которому подвержен банк в конкретный момент времени предоставляется руководству.

После того как кредит выдан, работа по клиенту не прекращается. С одной стороны, информационным центром анализируется информация о клиенте, которую можно почерпнуть из уже упомянутых информационных источников, а с другой, кредитный работник, отвечающий за возврат выданной ссуды, всегда имеет возможность задать центру любой конкретный вопрос, который может у него возникнуть в процессе сопровождения кредита, используя специально разработанный бланк запроса. Таким образом, слежение за клиентом осуществляется с двух сторон.

Крупнейшие российские банки не в последнюю очередь  обязаны своими успехами тому, что  ими вовремя были приняты меры по созданию информационных подразделений, непосредственно обслуживающих все этапы кредитной работы. Стремление банков страны соответствовать мировым стандартам неизбежно заставит их и далее совершенствовать деятельность собственных информационных структур, еще активнее использовать передовые информационные технологии и теснее взаимодействовать с частными специализированными информационными агентствами и государственными органами России.

Важные сведения можно  получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель.

Отдел кредитования банка может также обратиться к специализированным кредитным агентствам и получить у них отчет о финансовом положении предприятия или физического лица. В США крупнейшее кредитное агентство «Дан энд Брэдстрит» регулярно публикует отчеты о состоянии дел миллионов коммерческих фирм. Сведения об оплате торговых счетов американскими компаниями дает Национальная информационная кредитная служба.

Как уже указывалось  выше, с кредитованием связана  значительная часть прибыли российских банков. Поэтому более подробно остановимся именно на анализе и обобщении зарубежного и отечественного опыта управления кредитным риском.

Итак, кредитный риск - это вероятность несоблюдения заемщиком  первоначальных условий кредитного договора. Он зависит от внешних (связанных  с состоянием экономической среды, с конъюнктурой) и внутренних (вызванных ошибочными действиями самого банка) факторов. Возможности управления внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери. Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка, являющейся, по сути, философией банка по отношению к той или иной анализируемой переменной.

Кредитная политика заключается  в необходимости достижения цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается второму направлению кредитной политики.

Стратегия банка - это  способ использования определенных инструментов и методов для реализации политики банка. Кредитная стратегия  может заключаться в проведении анализа по следующим основным направлениям:

- Оценка и контроль  за состоянием кредитного портфеля;

- Учет степени риска;

- Диверсификация операций  банка: по секторам экономики,  видам операций и услуг с  тем, чтобы снизить общий кредитный риск банка;

- Создание резервов  на покрытие потерь по кредитам;

- Тщательный контроль  и надзор за проблемными ссудами.

Закон возлагает общую  ответственность за кредитные операции на совет директоров банка. Совет  директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики. В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.

Прежде всего формулируется  общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.

Кроме этого в меморандуме  дается расшифровка каким образом  банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

- приемлемые для банка  виды ссуд;

- ссуды, от которых  банк рекомендует воздерживаться;

- предпочтительный круг  заемщиков;

- нежелательные для  банка заемщики по различным  категориям;

- география работы  банка по кредитованию;

- политика в области  выдачи кредитов работникам банка;

- ограничение размеров  ссуд по различным категориям  заемщиков;

- политику банка в  области управления кредитным  риском, ревизий и контроля.

Кредитный процесс состоит  из двух этапов. На первом этапе осуществляется тщательный анализ кредитных заявок. После предоставления кредита начинается второй этап кредитного процесса -- мониторинг кредитного портфеля, смысл которого заключается в контроле за текущей деятельностью заемщика и выявлении на ранней стадии кредитов, которым грозит несвоевременное погашение.

Информация о работе Управление банковскими рисками