Турецкая банковская система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 00:10, доклад

Краткое описание

Турецкая банковская система испытывает тяжёлые структурные проблемы. Самым острым вопросом в стране остаётся хронически высокая инфляция. Она разрушительно воздействует на всю финансовую систему страны уже более 25 лет. Местные банки, наряду с недостатками капитала, страдают от значительных издержек, обусловленных сочетанием операционной неэффективности с высокими резервными требованиями

Вложенные файлы: 1 файл

Банк.сис-ма Турции.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Турецкая банковская система

 

Турецкая банковская система испытывает тяжёлые структурные проблемы. Самым  острым вопросом в стране остаётся хронически высокая инфляция. Она  разрушительно воздействует на всю  финансовую систему страны уже более 25 лет. Местные банки, наряду с недостатками капитала, страдают от значительных издержек, обусловленных сочетанием операционной неэффективности с высокими резервными требованиями. Большие по сравнению со странами Западной Европы налоги на банковские операции являются главной причиной низкой конкурентоспособности турецких кредитных институтов. Кроме того, банки помогают государству в финансировании бюджетного дефицита. 95% банковского сектора занимают госбанки. В Турции действует много небольших банков, не имеющих шансов на международном рынке. Ревизионная система и бухучёт также отстают от международных стандартов. Всё это затрудняет турецким финансово-кредитным институтам получение средств из-за рубежа для поддержания своих операций с крупными корпоративными клиентами и, тем самым, удорожает эти операции.

 

В начале 1996 года Турция заключила  таможенный союз с ЕС. Это стало  предпосылкой расширения операций иностранных  банков в стране. Возглавил экспансию  нидерландский ИНГ-банк, получивший лицензию на преобразование своего стамбульского представительства в филиал с капиталом в 22 млн долларов. Всего в Турции действует около 20 инобанков. Они могут рассчитывать на значительный рост оборота, поскольку турецкие банки вряд ли смогут обслуживать потребности своей экономики в условиях тесного сотрудничества с ЕС. Основное преимущество инобанков заключается в их значительно большей капитализации. Активы всех 68 турецких банков оцениваются в 45 млрд долларов, в то время как активы одного Дойче Банка составляют 320 млрд долларов.

 

Свою главную задачу Центральный банк Турции видит в обеспечении стабильности национальной валюты и надёжности финансовой системы в целом. «Денежно-политическая» задача, реализуемая ЦБ Турции, ориентирована на контроль за ростом инвалютных резервов и управление обменным курсом лиры. При этом в текущих операциях ЦБ использует преимущественно два инструмента: куплю-продажу валюты и операции на открытом рынке (РЕПО и др.). Однако свобода действий ЦБ ограничена финансовыми потребностями государства и перекосами в платёжном балансе. Лишь в июне 1997 года между ЦБ и Минфином страны был подписан совместный протокол, который предоставил ЦБ право голоса при принятии Минфином любых решений, могущих повлиять на уровень инфляции. Минфин и ЦБ обязались разработать совместные предложения по борьбе с ростом цен и сделать свою работу более прозрачной для общественности. В дальнейшем, учитывая стремление Турции к вступлению в ЕС, независимость ЦБ будет расширяться.

 

Турция традиционно подчёркивает свою принадлежность к европейским странам. В связи с этим компания в Западной Европе по борьбе с отмыванием денег не могла не найти отклика и в Турции. В 1996 году турецкое правительство приняло постановление, согласно которому банки должны устанавливать личность клиентов, чьи операции превышают 11 тыс. долл. Сюда входят купля-продажа, приём и выдача вкладов, переводы, выставление чеков и векселей, аренда контейнеров в депозитариях. Банки обязаны сохранять все данные о соответствующих вкладчиках. Под действие постановления не подпадают правительственные и финансовые учреждения. Личность физических лиц устанавливается по паспортам, удостоверениям личности, водительским правам или соответствующим нотариальным копиям. Корпоративные клиенты обязаны представлять копии регистрационных свидетельств и нотариально заверенные образцы подписей уполномоченных лиц. Установление личности производится при первой операции, при всех последующих клиент не подвергается этой процедуре.

 

Таким образом, турецкие банки функционируют  в рамках дисбалансированной финансовой системы, характерной для стран с невысоким уровнем экономического развития. Главной проблемой, препятствующей укреплению банковской системы, является хроническая инфляция, составляющая причину низкой капитализации турецких банков. Ориентация правительства на европейскую интеграцию стимулирует открытие местного рынка для иностранных банков, крупнейшие из которых больше всей банковской системы Турции.

Банковская система занимает олигопольные позиции на рынке ссудных капиталов Турции. Это связано с постоянным ростом инфляции. Поэтому инвесторы предпочитают краткосрочные вклады с целью избежать риска потерь дохода. Иными словами, полученный доход должен превышать темпы роста инфляции.

 

 

В 1978 году Турция столкнулась с  ухудшением условий торговли, падением объемов экспорта, повышением мировых процентных ставок, обострением проблемы внешней задолженности и уменьшением притока иностранных кредитов. Истощение запасов иностранной валюты не позволило далее финансировать крупные дефициты текущих платежных балансов, из-за дефицита бюджетных средств не могло продолжаться субсидирование неэффективных производств. Многие хозяйствующие субъекты оказались неплатежеспособными, что создало угрозу массовых банкротств кредитно-финансовых учреждений. В то же время страна испытывала острую потребность в мобилизации внутренних сил для финансирования развития экономики. Без создания эффективной денежно-кредитной системы достигнуть этой цели было невозможно. 24 января 1980 года правительством была принята "Программа экономической стабилизации". С целью реформирования банковской системы были предприняты следующие меры:

- либерализация и дерегулирование  денежно-кредитных отношений (т.е  устранение искусственных препятствий  действию рыночных сил в данной  сфере);

- реорганизация неэффективно действующих банковских и прочих кредитно-финансовых учреждений;

- совершенствование контроля за  их деятельностью. 

Дерегулирование денежно-кредитных  отношений стало одной из первых попыток радикальной либерализации  кредитно-финансовой системы. Оно происходило по следующим направлениям:

- устранение контроля  над процентными ставками с  одновременным сокращением целевых  кредитных программ (снятие ограничений  на прирост кредита и предписаний  в отношении его распределения);

- разрешение местным  банкам принимать валютные депозиты и предоставлять валютные кредиты, а также разрешение частным банкам и предприятиям с уведомления Казначейства и Центрального банка получать ссуды за рубежом;

- определение подготовительного  периода на приватизацию банков;

- облегчение регистрации новых местных банков и ослабление ограничений на деятельность иностранных банков, которые получили возможность конкурировать на равных условиях;

- меры, ориентированные  на рост числа конкурирующих  институтов как резидентских, так  и привлекаемых извне;

- поддержка эффективной  собственности (в том числе  за счет слияния различных  банковских институтов);

- меры по обеспечению  конкурентоспособности национального  рынка и соответствующих ему  кредитно-финансовых институтов  на международных рынках ссудных капиталов.

С изданием Закона о рынке  ценных бумаг на Стамбульской фондовой бирже появились и начали развиваться  новые финансовые инструменты. А  именно - депозитные сертификаты, краткосрочные  и долгосрочные облигации, боны, гарантированные  банками и др. Появление нового механизма заимствования средств снизило роль банков как главных кредиторов и дало толчок для развития конкуренции на финансовом рынке. (см. таб.)

 

По сравнению с ведущими странами Запада масштабы использования  ценных бумаг в Турции пока невелики. В связи с этим турецкая кредитно-финансовая система относится к типу "экономики задолженности". Кредитно-финансовым системам индустриального Запада характерно быстрое развитие финансовых рынков (тип "экономики финансовых рынков"). Отличительные черты экономики данного типа - большой объем эмиссии и операции с ценными бумагами. Для сравнения, в среднем по 7 крупным развитым странам (США, ФРГ, Франция, Япония, Канада, Швеция, Австралия) доля активов рынка ценных бумаг во всем объеме рынка ссудных капиталов составила в 1993 году 38%.

Важную роль в регулировании  надзора над деятельностью коммерческих банков и рынка ценных бумаг играет Казначейство Турецкой Республики, поскольку  деятельность коммерческих банков и  фондовой биржи зависит от общественного доверия и оказывает значительное влияние на экономическую жизнь страны. Закон о банках и ценных бумагах жестко требует предоставления лицензий на деятельность этих учреждений.

Казначейство осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений, а Центральный банк занимается вопросами регламентации банковской деятельности. Непосредственный контроль над эмиссией и операциями с ценными бумагами осуществляет Комитет по ценным бумагам (КЦБ).

 

Современная кредитно-финансовая система  имеет характерную для индустриальных стран структуру. Материальная база кредитной системы этих стран представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами: коммерческими, инвестиционными банками, специализированными кредитно-финансовыми учреждениями, а также множественными финансовыми инструментами (казначейские боны и облигации, акции и облигации частных компаний и т.д.)

 

Турецкая лира (обозначают TRY) – национальная валюта Турции.

Эмиссию турецкой лиры контролирует Центральный банк Турции (англ. Central Bank of the Republic of Turkey). Монеты чеканит Турецкий государственный монетный двор.

Курс турецкой лиры по отношению  к другим валютам устанавливается  в ходе торгов на международном валютном рынке в зависимости от спроса и предложения. Такой способ определения курса называется свободной конвертацией. Решение о свободной конвертации валют было принято странами – участницами Международного валютного фонда (МВФ) в середине семидесятых годов XX века в качестве одного из основополагающих принципов Ямайской валютной системы.

С 1935 года курс турецкой лиры был привязан к доллару США. С 1946 по 1960 год курс турецкой лиры был зафиксирован к  доллару США по курсу 2,8:1. В 1947 году Турция присоединилась к Бреттон-Вудским  соглашениям и стала членом Международного валютного фонда (МВФ). Нарастающая инфляция снижала покупательную способность лиры, поэтому Турция была вынуждена искусственно завышать курс национальной валюты относительно курса ключевой валюты – доллара США, чтобы поддерживать твердый обменный курс в соответствии со своими соглашениями с МВФ. Эта политика привела к девальвации турецкой лиры, и в 1960 году турецкая валюта упала до соотношения 9 лир за один доллар США. В результате постоянного роста инфляции к 2001 году курс турецкой лиры по отношению к доллару США составлял уже 1,65 млн.:1. В 2001 году в Турции была введена в обращение банкнота, имевшая на тот момент самый большой в мире номинал – 20 млн. лир.

В 2005 году в Турции была проведена  деноминация с одновременным  введением в обращение монеты и банкнот нового образца. Вышедшие из обращения денежные знаки обменивались на новые из расчета 1 к 1 000 000. При этом национальная валюта изменила название на «новая турецкая лира» (тур. «yeni türk lirası»). Центральный банк Турции объявил, что определение «новая» будет присутствовать в названии валюты только в период с 1 января 2005 по 31 декабря 2008 года. В 2009 году в обращение были введены новые серии турецких монет и банкнот, в которых определение «новая» больше не присутствовало.

Турецкая лира относится к нестабильным валютам, ее движение в наибольшей степени зависит от суверенного рейтинга и общего положения на мировом финансовом рынке. 
 
 
 
 


Информация о работе Турецкая банковская система