Транснациональный банк в системе международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы определяется усилением транснациональных банков и повышением их роли в процессе консолидации банковского и промышленного капитала, что является одним из наиболее заметных моментов в мировой экономике в последнее время. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно на собственную выгоду и достаточно свободно переливается из страны в страну, либо приводя к жесточайшим кризисам, превращаясь в форму спекулятивного капитала, либо становясь созидательной силой в мире, способствуя развитию НТП. [10]

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
ТНБ в системе международных денежно-кредитных отношений …………... 5
Сущность транснациональных банков и их роль в мировой экономике ……5
Виды филиалов транснациональных банков и принципы их деятельности .. 6
Особенности регулирования банковской деятельности в различных странах ………………………………………………………………………… 10
Механизм функционирования ТНБ ………………………………………….. 15
Организационная структура …………………………………………………. 15
Кредитно-денежные операции ТНБ …………………………………………. 18
Расчетные операции ТНБ …………………………………………………….. 21
Перспективы развития ТНБ в России ……………………………………….. 25
Заключение ……………………………………………………………………….. 27
Список используемой литературы ………………………………………………. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги.Кредит. Банки.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Для транснациональных  банков, прежде всего, характерна разветвленная сеть филиалов по всему миру и международный характер деятельности. Но в любой стране, где уже суще6ствует филиал, или где транснациональный банк собирается его открыть, существуют свои особенности регулирования и надзора за деятельностью банков. Данные особенности тщательным образом изучаются банком, и данное исследование имеет большое значение для оценки внешних факторов в стране и имеет огромное влияние на дальнейшие действия банка.

Для снижения уровня риска, принимаемого на себя кредитными организациями, их деятельность регулируется соответствующими законами, нормами, регламентирующие различные аспекты банковской практики.

Например, в Германии контроль над образованием филиалов и отделений банков является средством, предотвращающим расширение слабых банков. Кроме того, контроль и надзор за деятельностью зарубежных филиалов банков позволяют в определенной степени не допускать оттока средств за рубеж и уменьшают банкам возможность обходить установленный порядок ведения валютных операций. Надзорные органы дают разрешение на открытие филиалов лишь в том случае, если, по их мнению, банк располагает достаточным капиталом и квалифицированными руководящими кадрами, способными обеспечить нормальную работу создаваемых подразделений. В Италии, несмотря на то, что для открытия новых банковских филиалов уже не обязательно получать предварительное разрешение от Банка Италии, надзорные органы могут не допустить расширения филиальной сети банка, если с их точки зрения банк не обладает необходимыми финансовыми ресурсами или соответствующими управляющими кадрами. Предоставление лицензии на создание банка в Нидерландах означает разрешение на открытие им филиалов в стране, однако для открытия зарубежного филиала или организации дочернего предприятия необходимо специальное разрешение.

Все эти особенности  тщательным образом должны учитываться  при разработке маркетинговой стратегии  в области освоения новых зарубежных рынков транснациональными банками. [2. – С. 254 – 257]

Центральным звеном в  системе надзора за деятельностью банков большинства стран является документарный надзор. Его главная задача состоит в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, развитие которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство банка, и принять меры по преодолению выявленных негативных явлений и тенденций.

Каждая страна имеет  свои особенности в получении  первичной информации о состоянии  банков и данные особенности должны обязательно учитываться при  разработке какой-либо стратегии транснациональным банком.

Например, в Англии, надзорные  органы получают от банков годовые  балансы, заверенные внешними аудиторами, и отчеты о некоторых видах  операций немедленно по их совершению.

В Германии текущий контроль над деятельностью банков на основе их ежемесячных отчетов о платежеспособности, ликвидности и т.п. по итогам года представляется годовой баланс и отчет о прибылях и убытках.

В Италии коммерческие банки направляют ежемесячно в органы надзора сокращенный  баланс, ежеквартально – отчет о депозитах и ссудах, раз в год – годовой баланс и отчет о прибылях и убытках. С 1989 года в стране используется схема автоматизированных финансовых отчетов.

Во Франции не заверенные внешними аудиторами отчеты представляются банком на дискетах раз в квартал. Основная отчетность подается раз в полгода (баланс, отчет о прибылях и убытках). Сокращенные балансы пересылаются ежемесячно, регулярно подаются сведения из анкет, например, об общей сумме сомнительных внутренних и зарубежных кредитов, созданных резервных фондах.

В США, где существует очень жесткий  банковский контроль, банки ежеквартально представляют полные отчеты о своем финансовом положении и доходах. [10]

В мировой практике существует два  подхода к банковскому надзору.

В первом предполагается, что существуют органы надзора с достаточными полномочиями и ресурсами. Второй предполагает, что при наличии достаточно полной информации сами участники финансового рынка – вкладчики, кредиторы и акционеры – смогут выбирать банки, лучше других ведущие дела.

Второй подход в чистом виде применен пока только в одной  стране – Новой Зеландии, где начиная с 1996 года банковский надзор осуществляется путем публикации информации. Ежеквартально банки обязаны публиковать информацию по упрощенной форме для вкладчиков и подробную для аналитиков.

Так как в остальных  странах мира реализован первый подход, то надзорные органы должны обладать достаточно широкими полномочиями. Они  должны иметь право запрашивать  у кредитной организации необходимую  информацию о ее деятельности и т.п.

Во всех странах банковский надзор осуществляется единообразно и  состоит из ряда последовательных этапов:

  • лицензирование;
  • проверка отчетности;
  • инспектирование на местах;
  • контроль над соблюдением банками требований надзорных органов.

Лицензирование как первый этап банковского надзора имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Лицензия должна содержать в себе положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования.

Аннулирование лицензии допускается законом, как правило, когда учреждаемый банк:

  • не в состоянии начать операции по истечении определенного срока;
  • если в своей деятельности он выходит за рамки лицензии или не выполняет содержащихся в ней условий;
  • нарушает законы или нормативные акты;
  • осуществляя деловые операции, наносит ущерб интересам кредиторов и вкладчиков.

Второй этап надзорной  деятельности – дистанционный (документарный) надзор. Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновения проблемы в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство банка.

Инспектирование на местах проводится для формирования достаточного представления о положении банка. Частота проведения проверок, их объем зависят от степени доверия надзорных органов к кредитным учреждениям.

Завершающий этап надзора  за банками – контроль над соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков. [3. – С. 312 – 314]

Особое внимание надзорных  органов должно уделяться финансовым конгломератам, то есть многофункциональным  группам компаний и транснациональных  банков, поскольку с деятельностью финансовых конгломератов связаны дополнительные риски:

  • риск «заражения», т.е. вероятность перенесения проблем и убытков из одной сферы деятельности конгломерата в другие;
  • опасность «двойного счета» одних и тех же элементов капитала при определении его достаточности, который приводит к завышению размера капитала группы к фактическому несоответствию его величины сумме требований к конгломерату;
  • риск конфликта в рамках конгломерата.

Таким образом, надзорные  органы должны получать адекватную информацию относительно структуры рисков по группе для осуществления контроля над деятельностью всего конгломерата. При этом не надо забывать и о контроле акционеров в целях обеспечения законности получения ими дохода и соблюдения интересов кредиторов, вкладчиков.

В данной ситуации считается  необходимым уделить внимание мерам, которые должны быть приняты по причине  обеспечения надежного внешнего аудита деятельности транснациональных  банков. Последнему придается особое значение при надзоре за международными банками, так как в условиях, когда заграничные учреждения международных банков оказываются вне досягаемости инспекционных систем органов надзора материнской страны и формально не подпадают под действие аналогичных систем принимающей страны. Внешний аудит может стать единственным независимым институтом проверки банка. [9]

 

  1. Механизм функционирования ТНБ.
    1. Организационная структура.

Организационная структура  ТНБ и его отделений тесно  связана со стратегическим направлением деятельности банка в целом, с  его глобальными задачами. Стратегия во многом определяет как структуру самого банка, так и структуру всех служб в банке. Нужно отметить, что если меняется стратегия банка, то и меняется его организационная структура.

По типу ориентации организации  структура может строиться по следующим принципам.

По функциональному  принципу: данный тип более распространен  среди национальных банков, хотя и  встречается в ТНБ. Для него характерно глобальное управление, которое осуществляется определенными специалистами, управляющими отделами.

По географическому принципу: данный вид предполагает сосредоточение деятельности банка на определенных регионах. Его целью является географическое расширение деятельности банка. Именно этому принципу уделяют внимание транснациональные банки.

По товарному или рыночному принципу: в данном случае банки ориентируются на определенные банковские продукты или отрасли. Данный тип в настоящее время становится более распространенным и для национальных, и для транснациональных банков.

Нужно отметить, что самая эффективная структура учитывает в себе все три направления. Транснациональные банки в большинстве случаев соединяют географический и товарно-рыночный принципы, и тем самым обеспечивают себе более эффективную работу, чем национальные банки.

Организационная структура транснационального банка и структура его службы достаточно сложна. Выходя на новый зарубежный рынок, ТНБ должен первоначально решить, в какой организационно-институциональной форме он это осуществит. Данное решение очень важно для дальнейшей деятельности ТНБ, и оно принимается в соответствии со стратегией транснационального банка и, по сути, и по функциональным возможностям, можно назвать следующие:

  1. образование не операционного подразделения за рубежом (представительского офиса или просто представительства) для осуществления в основном управленческих и маркетинговых функций для головного банка. Данные функции носят в основном информационный, контактный, рекламный и имиджевый характер.
  2. образование международного департамента (валютного или внешнеэкономического управления) в отечественном офисе штаб-квартиры ТНБ, установление корреспондентских отношений с рядом специально отобранных банков за рубежом и проведение международных операций через корреспондентские межбанковские каналы.
  3. учреждение операционного отделения за рубежом в той или иной доступной для ТНБ организационной форме (заграничного филиала, агентства, дочернего или совместного банка) для осуществления полной или ограниченной деятельности на территории пребывания и для международных операций.

ТНБ может начать свои операции в другой стране, образовав  в отечественном офисе международный  департамент. Внутреннее построение такого отдела или управление приспосабливается к обслуживанию определенных потребностей как клиентов (например, по финансированию внешней торговли), так и самого банка (например, по валютным дилинговым сделкам). Такой отдел или департамент может быть малым и универсальным или крупным и узкоспециализированным.

Особое место в данном виде организации занимает использование  мощностей крупных зарубежных банков – корреспондентов, которое предоставляет возможность увеличить объем денежных переводов при сравнительно малых затратах времени и капитала. [1. – С. 123 – 126]

Международный департамент  банка, активного в заграничном  бизнесе, является банком в миниатюре. Так, с одной стороны, международный  департамент выполняет такие  же операции с иностранной валютой, которые осуществляются отечественным банком в отечественной валюте. С другой стороны, международный департамент осуществляет ряд операций, с которыми отечественные отделения банка могут не иметь дела. Среди таких сделок можно назвать следующие:

  • открытие и исполнение коммерческих (товарных) аккредитивов для обслуживания внешнеторговых операций клиентов;
  • торговля иностранной валютой;
  • покупка и продажа иностранных банкнот;
  • создание банковских акцептов и торговля ими;
  • кредитование заемщиков в других странах;
  • а также некоторые другие банковские операции.

Информация о работе Транснациональный банк в системе международных отношений