Сущность и принципы проведения кредитных операций коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление на основе имеющегося материала места кредитных операций в активных операциях коммерческого банка.
Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
- дать классификацию и состав кредитных операций;
- ознакомиться с нормативно-правовым регулированием;
- изучить анализ кредитоспособности заемщика

Вложенные файлы: 1 файл

Банковский сектор переделала.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

"Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)

 Ст. 819 Кредитный договор 1. По кредитному договору банк  или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить  деньги … (кредит) заемщику в размере  и на условиях, предусмотренных  в договоре, а заемщик обязуется  возвратить полученную денежную  сумму и уплатить проценты  на нее.

  Ст. 820 Форма кредитного  договора Кредитный договор должен  быть заключен в письменной  форме. Несоблюдение письменной  формы влечет недействительность  кредитного договора. Такой договор  считается ничтожным.

 Ст. 821 Отказ от предоставления или получения кредита.

1. Кредитор вправе отказаться  от предоставления заемщику предусмотренного  в кредитном договоре кредита  полностью или частично при  наличии обстоятельств, очевидно  свидетельствующих о том, что  предоставленная заемщику сумма  не будет возвращена в срок. 

2. Заемщик вправе отказаться  от получения кредита полностью  или частично, уведомив об этом  кредитора до установленного  в договоре срока его предоставления, если иное не предусмотрено  в законе, иных правовых актах  или кредитном договоре.

3. В случае нарушения  заемщиком предусмотренной в  кредитном договоре обязанности  целевого использования кредита (ст. 814) кредитор вправе также  отказаться от дальнейшего кредитования  заемщика по договору.  Наличие  договора не может дать кредитору  полной уверенности в его исполнении; чтобы дать сторонам дополнительные  гарантии, закон предусматривает возможность заключения ими специальных соглашений об обеспечении основного обязательства.

 Ст. 329 Способы обеспечения  исполнения обязательств.

1. Исполнение обязательств  может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или  договором.

2. Недействительность соглашения  об обеспечении исполнения обязательства  не влечет недействительности  этого обязательства (основного  обязательства).

3. Недействительность основного  обязательства влечет недействительность  обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом.  Наиболее распространенным способом  считается неустойка. Это денежная  сумма, которую должник обязан  уплатить кредитору в случае  неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства. Неустойка  удобна тем, что штрафная сумма  взыскивается за сам факт нарушения  обязательства, и кредитор не  обязан при этом доказывать  причинение ему убытков. Уплата  неустойки может быть предусмотрена  в договоре или законе.  Традиционный  способ обеспечения возврата  кредита – залог. Залог обеспечивает требование в полном объеме к моменту удовлетворения охватывая начисленные проценты, неустойку, возмещение причиненных неисполнением убытков, а также необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию. Частный случай залога – ипотека, т.е. залог недвижимости.  Право удержания – право кредитора удерживать в обеспечение исполнения просроченного обязательства находящиеся у него по каким бы то ни было основаниям вещи должника до исполнения определенного обязательства. Удержание возможно и удобно в случае, когда у кредитора находится вещь, подлежащая передаче должнику.  Основное отличие поручительства и банковской гарантии от иных способов обеспечения – привлечение в обязательству третьих лиц. 

Основные нормативные требования регулятора к содержанию и организации процесса кредитования в коммерческих банках изложены в ряде документов:

1.  Положение № 54 от 31.08.1998 "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)":  Используемы термины и общие положения. Клиенты – юридические и физические лица, в том числе другие банки, независимо от того, имеют они или не имеют счета в данном банке.  Размещение (предоставление) банком денежных средств – заключение между банком и клиентом кредитного договора, составленного с учетом требований ГК РФ.  Деньги могут размещаться как в рублях, так и в иностранных валютах с соблюдением требований законодательства.  Банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие его кредитную политику, а также учетную политику и подходы к ее реализации, документы, определяющие:  процедуры принятия решений о размещении банком денежных средств; распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила размещения средств, в том числе правила кредитования клиентов.  Требования к процессу выдачи кредитов. Банк выдает кредиты в следующем порядке: юридическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления средств на расчетный, текущий или корреспондентский счет;  физическим лицам – в безналичном порядке путем зачисления средств на счет лица в банке либо наличными через кассу банка;  кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам в безналичном порядке.  Банк выдает кредиты следующими способами: разовым зачислением средств на банковские счета либо выдачей наличных денег заемщику – физическому лицу;  открытием кредитной линии; кредитованием счета клиента (при недостаточности или отсутствии на нем средств) и оплаты расчетных документов с этого счета клиента (если в условиях договора банковского счета предусмотрено проведение такой операции). Кредитование счета при недостаточности или отсутствии на нем средств должно проводиться в пределах установленного объемного лимита и срока, в течение которого должны быть погашены возникающие кредитные обязательства клиента;  участием банка в предоставлении средств клиенту на синдицированной основе; другими способами, не противоречащими законодательству и нормативным актам Банка России.  Кредит выдается на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка и подписанного уполномоченным должностным лицом банка.  Банк-кредитор обязан создавать резервы на возможные потери от кредитной деятельности в порядке, установленном Банком России. 

2.Инструкция № 110 от 16.01.2004 "Об обязательных нормативах банков" устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков:  - достаточности собственных средств (капитала) банка; - ликвидности банков; - максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;  - максимального размера крупных кредитных рисков; -максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);  - совокупной величины риска по инсайдерам банка; - использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

3. Положение № 254 от 26.03.2004 "О порядке формирования  кредитными организациями резервов  на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной  к ней задолженности".  Необходимость  формирования резерва обусловлена  кредитными рисками в деятельности  банков. Банк формирует резерв  под возможное обесценение ссуды (кредита), т.е. под возможную потерю  ссудной стоимости (полностью или  частично) вследствие реализовавшегося  связанного с данной ссудой  кредитного риска. Величина такого  обесценения определяется как  разница между балансовой оценкой  ссуды (остаток задолженности по  ссуде, отраженный на счетах бухгалтерского  учета банка на момент ее  оценки) и ее так называемой  справедливой стоимостью на момент  оценки (текущая рыночная оценка  ссуды). При этом справедливая  стоимость ссуды должна оцениваться  на постоянной основе начиная  с момента выдачи ссуды.  Резерв  формируется под конкретную ссуду  либо под группу (портфель) однородных  ссуд. Формируя резерв, банк, исходя из категории ссуды определяет размер так называемого расчетного резерва, т.е. резерва, отражающего величину его возможных финансовых потерь по ссуде, которые будут призваны таковыми при соблюдении предусмотренного в Положении порядка оценки факторов кредитного риска, но без учета наличия и качества обеспечения ссуды.

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО  ПРОЦЕССА

2.1 Организация кредитного  процесса с юридическими лицами

Процесс предоставления банковской ссуды называется кредитным процессом (процессом кредитования). Процесс кредитования предприятий коммерческим банком  включает пять основных этапов.

 

Первый этап - рассмотрение заявки на получение ссуды.

В заявке содержатся главные параметры ссудной операции: цель и сумма запрашиваемой ссуды, срок ссуды и порядок ее погашения, порядок уплаты процентов и др. Банк тщательно анализирует заявку, а также прилагаемый к ней пакет необходимых документов: анкета заемщика, правоустанавливающие документы, финансовые документы заемщика, документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита, документы по предоставляемому обеспечению и другие.

Копии учредительных документов компании - потенциального заемщика должны быть нотариально заверены.

Кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и сопроводительные документы.

Заявление регистрируется в журнале учета заявлений, на нем проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

Заявка на кредит рассматривается в течение пятнадцати календарных дней после ее регистрации.

В коммерческих банках кредитная заявка рассматривается в составе сопроводительных документов. Для различных групп клиентов разрабатываются различные пакеты документов. В составе примерного пакета документов могут быть следующие:

 

1 Анкета заемщика (аналогичная  анкета заполняется поручителем, гарантом и залогодателем);

2 Правоустанавливающие документы:

нотариально удостоверенные учредительные документы;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на дату обращения в банк;

нотариально удостоверенная карточка с образцом подписей и оттиском печати;

копии протоколов заседаний соответствующих органов юридических лиц.

3. Нотариально удостоверенную  копию свидетельства Федеральной  налоговой службы о постановке  на учет в налоговом органе  юридического лица.

4. Финансовые документы  заемщика:

бухгалтерская отчетность за последние 5 отчетных дат в полном объеме, заверенная подписью руководителя и печатью заемщика;

справку о доле денежной составляющей в выручке;

справку из подразделения ФНС России о состоянии расчетов с бюджетом, а также о счетах, открытых в коммерческих банках;

справки банков об остатках денежных средств на расчетных и текущих счетах;

5. Документы по технико-экономическому  обоснованию возвратности кредита:

технико-экономическое обоснование кредита;

план доходов и расходов;

копии контрактов, подтверждающих расходную и доходную части бизнес-плана;

6. Документы по предоставляемому  обеспечению:

при залоге недвижимости:

документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости;

документ о территориальных границах земельного участка, выданный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

справку из органов по государственному техническому учету;

при залоге транспортных средств - копия паспорта транспортного средства; в) при залоге товаров - расшифровка соответствующих балансовых счетов, подписанная руководителем и главным бухгалтером залогодателя и заверенная его печатью;

при залоге оборудования - расшифровка соответствующих балансовых счетов.

При принятии в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества, необходимо провести его оценку.

Оценку производит предприятие-оценщик, которое имеет на эту деятельность лицензию. Оплачивает оценку заемщик.

Имущество, передаваемое в залог, должно быть обязательно застраховано: заключается трехстороннее соглашение между банком, заемщиком и страховой компанией.

Выгодоприобретателем по договору страхования выступает банк. Срок договора страхования не должен быть меньше срока кредитования.

Экспертная оценка независимого оценщика, стоимости имущества, передаваемого в залог, документы о страховании предмета залога в пользу банка включаются в пакет необходимых документов.

Заявление регистрируется в журнале учета заявлений, на нем проставляются дата регистрации и регистрационный номер.

Заявка на кредит рассматривается в течение пятнадцати календарных дней после ее регистрации.

Процесс рассмотрения заявки заключается в проведении экономистом кредитного отдела проверки предоставляемых клиентом документов и сведений.

Кроме того, кредитное подразделение направляет пакет документов юридической службе и службе безопасности банка.

Юридическая служба анализирует предоставленные ей документы с точки зрения правильности их оформления и соответствия действующему законодательству. Служба безопасности проводить проверку паспортных данных, места жительства, места работы поручителя и сведений, указанных в анкете.

По результатам проверки и анализа документов юридическая служба и служба безопасности составляют письменные заключения на предоставление кредита, которые передаются в кредитующее подразделение.

Кредитный работник, прежде чем составить обобщающее заключение, проводит комплексный анализ кредитоспособности заемщика и изучает его кредитную историю.

Затем данное заключение, завизированное начальником сектора кредитования, и заключения других служб прилагаются к пакету документов заемщика.

Подготовленное кредитующим подразделением заключение о целесообразности предоставления кредита передается на рассмотрение Кредитному комитету.

При принятии Кредитным комитетом банка решения отклонить просьбу о выдаче кредита, в адрес комитета направляют письменное уведомление с аргументированными причинами, по которым кредит не может быть предоставлен.

В случае принятия Кредитным комитетом положительного решения, сотрудник кредитующего подразделения:

1. Готовит и направляет  письменное уведомление в адрес  клиента за подписью руководителя  кредитного подразделения;

2. Вносит соответствующую  исходную информацию - анкеты, данные  заемщика, его заявление о предоставлении  кредита, реквизиты и содержание  решения Кредитного комитета, группу  кредитного риска - в Базу данных (в программу БИК IBSO);

3. По согласованию с  клиентом определяет точный срок  привлечения заемщиком кредитных  ресурсов в рамках заключаемого  кредитного договора и направляет  в подразделение учета кредитных  операций служебную записку: за  день до выдачи - о резервировании  номера ссудного счета, в день  выдачи - об открытии ссудного  счета.

Информация о работе Сущность и принципы проведения кредитных операций коммерческого банка