Становление потребительского кредитования в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи курсовой работы. Целью является оценка условий и выявление особенностей кредитования в зарубежных странах и в Российской Федерации, а также возможностей учета зарубежного опыта в российской практике.
Для достижения поставленной цели в курсовой ставятся и решаются следующие задачи:
• проанализировать специфику разных форм кредитования;
• провести сравнительный анализ современных источников формирования финансовых ресурсов банков в зарубежных странах и в российской экономике и выявить ограничения, снижающие реальные возможности доступа предприятий малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, привлекаемым на возмездной основе

Содержание

Введение 3
Глава 1. Кредитование: общее понятие и механизмы 5
1.1. Кредитование как система и её элементы 5
1.2. Тенденции развития кредитования в России 7
1.3. Сравнительный анализ банковских систем России и развитых стран 11
Глава 2. Становление потр-ого кредитования в России и за рубежом 12
2.1. Формирование и развитие потребительского кредитования в России 12
2.2. Анализ потребительского кредитования в зарубежных странах 17
Глава 3. Особенности применения пластиковых кредитных карт в Российской и зарубежной практике. 24
3.1. Зарубежная практика внедрения пластиковых карт в оборот 24
3.2. Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения пластиковых карт 29
3.2.1. Сотрудничество с международными расчетными системами 30
3.2.2. Собственные карточки российских банков 32
Глава 4. Особенности современного ипотечного кредитования за рубежом 33
4.1. Европейская система ипотечного кредитования 33
4.2. Американская система ипотечного кредитования 39
4.3. Ипотечное кредитование в России 42
Заключение…………………………………………………………………...……..44
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитование.docx

— 106.38 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Сравнительный анализ  банковских систем  России и развитых стран

Совпадения  тенденций развития России и развитых стран по следующим направлениям:

1. Изменение институционального  характера  банковской системы. Процесс сокращения  общего числа банков с одновременным  ростом их филиальной сети  за последние 6 лет, как в  России, так и в развитых странах имеют общую направленность, однако причины этого различны. Доля банковских систем развитых стран они связаны с процессами слияния и поглощения, в то время как в России данному процессу способствовало ужесточение законодательства и вследствие этого череда банкротств.

2. Изменение мощности банковской  системы. Увеличение соотношения  активов банковского сектора  с ВВП, как в России, так и  в развитых странах свидетельствует  о возрастающей роли банковских  учреждений в экономике страны, что является подтверждением  правильности проводимых реформ  в этом секторе, связанных со  стимулированием процесса кредитования  населения.

3. Изменение стоимости  кредитных  ресурсов. Снижению величины  процентной  ставки банками стран с развитой  банковской системой способствовало усиление конкуренции между кредитными учреждениями за своего клиента. В России данный процесс в большей степени связан со снижением темпов инфляции в стране, чем с межбанковской борьбой за увеличение клиентской базы.

 

Глава 2. Становление потребительского кредитования в России и за убежом

2.1. Формирование  и развитие потребительского  кредитования в России

Современный этап предоставления кредитных услуг населению российскими банками начался в конце 1990-х годов, после завершения экономического кризиса 1998 г. Процесс реструктуризации банковского сектора продолжался до 2000 г. и включал в себя меры по преодолению последствий кризиса, создании законодательных и организационных основ реструктуризации кредитных организаций, восстановлении возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Государственные меры привели к положительным результатам – за два года динамика товарооборота составила 125% по отношению к значению 1998 г., в абсолютном значении произошло его увеличение с 1042,8 млрд. руб. до 2352,3 млрд. руб.. Объем выданных потребительских кредитов увеличился на 24,6 млрд. руб. до значения в 44,7 млрд. руб. в 2000 г., что обусловлено выходом на рынок потребительского кредитования в декабре 2000 г. банка «Русский Стандарт». Реализация им первой эффективной программы кредитования частных лиц в настоящее время определяется как начало первого этапа развития потребительского кредитования.

Российские экономисты выделяют 4 стадии развития рассматриваемого рынка:

  • «этап «первых игроков»;
  • этап «бума потребительского кредитования»;
  • этап «широкого внедрения новой организации потребительского кредита в связи с обострением конкурентной борьбы»;
  • этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования»;
  • современный этап» .

Первая стадия продолжалась до 2002 г. и представляла собой зарождение и начальное развитие потребительского кредитования. «Русский стандарт» не был первым банком, предлагавшим подобные услуги населению, но именно он предложил достаточно прогрессивные и лояльные условия кредитования клиентов, не требовавшие поручителей, впервые ввел скоринговую систему оценки кредитоспособности заемщика, что позволило сократить срок оформления кредита с двух недель до пятнадцати минут. Сокращение сбережений в результате экономического кризиса не позволяло населению совершать превышающие их доходы покупки, что стало причиной развития интереса к появившейся услуге. Несмотря на то что первые потребительские кредиты были достаточно дорогими («эффективная ставка по кредитам доходила до 49% годовых»6 ),  их появление оказалось востребованным. «Русский стандарт» заключил партнерские соглашения с крупнейшими сетевыми магазинами бытовой техники, среди которых были «М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо» – выдаваемые ими товарные кредиты достигли к 2001 г. 4% от всего объема кредитования. Экспресс-кредитование породило новые обязательства для торговых организаций – магазины должны были уплачивать банку дисконт в размере 8-10% от стоимости покупки.

 «Максимально высокая процентная ставка была зафиксирована в июле-октябре 2002 г. – 70% годовых». Если в 2000 г. темп роста потребительского кредитования составлял 162%, то к началу 2002 г. он увеличился до 211%, что обусловлено процессом стабилизации политической и экономической жизни в стране, применением коммерческими банками стратегии «агрессивных продаж». Описанные причины привели к увеличению не только объема выданных кредитов, но и просроченной задолженности. Рост спроса на потребительские кредиты привел к заметному увеличению кредитных рисков в банковской сфере. В период «бума» коммерческие банки имели возможность компенсировать принимаемые риски объемом выдаваемых ссуд, но сокращение потребительского кредитования привело к тщательной проверке банками потенциальных заемщиков и их кредитных историй.

Снизить риски относительно невозврата выданного кредита и обеспечить контроль за заемщиком позволяют бюро кредитных историй, впервые созданные в России в 2004 г. В мировой практике кредитные бюро  являются распространенным и общепризнанным институтом; «аккумулируя информацию, полученную от многих кредиторов в течение нескольких лет, бюро кредитных историй обладают базой данных для формирования информационного поля и построения… моделей оценки риска»7.

Повышение процентных ставок и ужесточение требований банков к кредитоспособности заемщиков из-за роста просроченной задолженности привели к сокращению темпов роста до 162% в 2002 г. В течение последующих трех лет объем выданных потребительских кредитов составил 1179,3 млрд. руб., что в 58,7 раз больше, чем в 1998 г. Ведущие позиции на рынке потребительского кредитования по состоянию на 01.07.2005 занимали четыре банка: Сбербанк России, «Русский стандарт», «ХКФ-банк», «Райффайзен банк» Как показывают данные таблицы, лидирующую позицию по абсолютному значению объема выданных кредитов населению занимал Сбербанк России, несмотря на то что в процентном отношении темп прироста составил 31,6%. Наименьший абсолютный прирост показал «ХКФ-банк»; наибольший – «Райффайзен банк».  Покупка «Райффайзен банком» Импэксбанка в 2005 г. утвердило его лидирующие позиции на рынке потребительских кредитов и обозначило начало третьего этапа.

Объем выданных потребительских кредитов кредитными организациями за период 2006-2008 гг. неуклонно рос в абсолютном значении и достиг максимума в 4017,2 млрд. руб. в 2008 г. Одновременно имело место противоположное явление – снижение темпов прироста с 191% в 2005 г. до 135% в 2008 г. Подобный спад объясняется:

  • «падением темпов роста розничной торговли непродовольственными товарами;
  • снижением темпов роста годовых доходов населения;
  • ужесточением требований банков к кредитоспособности заемщиков»8.

Этап «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования» обозначил резкие перемены в условиях потребительского кредитования на российском рынке (Таблица 3).

 

Таблица 3 – Динамика потребительских кредитов, выданных кредитными  организациями в Российской Федерации

Показатель

01.01.2007

01.10.2008

01.01.2009

01.01.2010

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

1. Кредиты физическим лицам

1882,7

4017,6

3573,8

3442,1

1.1. Просроченная задолженность

50,6

131,4

165,0

206,0


 

Таблица позволяет определить, что общая просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, возросла на 159,7% по сравнению с 2007 г., что было обусловлено в основном ростом процентных ставок, повышением кредитных рисков и неуверенностью населения относительно экономической ситуации. Финансовый кризис стал основной причиной резкого увеличения резервов на возможные потери от потребительского кредитования – на 57,3%, что составило 140 млрд. руб. по состоянию на январь 2009 г. 9

Наиболее проблематичная ситуация на рынке потребительского кредитования сложилась в сентябре-октябре 2008 г., когда вследствие банковского кризиса ликвидности началось повышение ставок по кредитам и ужесточение условий кредитования: банки стали требовать от потенциальных заемщиков дополнительные документы, обеспечивающих возвратность кредита, и в несколько раз увеличили сроки рассмотрения заявок на его получение. Данные меры привели к снижению спроса на потребительские кредиты – темп прироста выданных кредитов населению на начало 2009 г. составил минус 11%. В это время динамика выдачи жилищных кредитов показывала отрицательную тенденцию: максимальный объем выдачи жилищных кредитов наблюдался в феврале 2009 г. и составил 1298,8 млрд. руб. Кризисное падение этого показателя составило 10% – минимум был достигнут в ноябре 2009 г. Задолженность по ипотечным кредитам достигла максимума в 1092,0 млрд. руб. в марте 2009 г., после чего снизилась до 996,0 млрд. руб. – темп прироста составил минус 8,8%. Данные явления объясняются не только ужесточением условий выдачи кредитов населению, но и насыщением рынка. «Практически все платежеспособное население уже имело потребительские кредиты и не могло или по каким-либо причинам не хотело брать новые».

Несмотря на снижение задолженности по ипотечным кредитам во время финансового кризиса произошло увеличение выдачи экспресс-кредитов и пользования кредитными картами, что объясняется потребностью в них семьями с невысоким доходом. Развитие государственных мер поддержки автокредитования с помощью возмещения банку 2/3 от ставки рефинансирования Центрального банка позволило увеличить объемы выданных автокредитов на 42,8% в 2009 г.

Первое полугодие 2010 г. стало началом четвертого этапа развития рынка потребительского кредитования. Задолженность по кредитам в марте 2010 г. впервые показала положительную динамику и уже к сентябрю стала равной 3851,9 млрд. руб, что составляет 96,2% от докризисного уровня. Основную часть выданных потребительских кредитов занимает экспресс-кредитование, которое наиболее востребовано у населения в силу его удобства и простоты. Ставки по товарным кредитам в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сократились в среднем на 4 – 5 процентных пункта, что дало дополнительный толчок его развитию: «в автокредитовании, по различным оценкам, за год ставки снизились в среднем на 7%».

 

2.2. Анализ потребительского  кредитования в зарубежных странах

В США и странах Евросоюза потребительское кредитование является одним из самых распространенных видов банковских услуг. Широкое его распространенность объясняется высоким потребительским спросом, особенно со стороны среднего класса – например, «рабочие и служащие при покупке автомобилей в семи из десяти случаев пользуются кредитом, а руководители высшего звена – лишь в семи из десяти»10. Данное утверждение подтверждают и социологические опросы, согласно которым около 70% американцев в возрасте от 25 до 34 лет пользуются кредитом, и лишь 25% – в возрасте от 65 лет.

Наибольшее распространение потребительский кредит получил в США: «только за период 1970-х гг. наблюдался троекратный рост остатков по потребительскому кредиту, который к началу 1990-х гг. превышал сумму в 600 млрд. долларов»11.  Росту кредитования физических лиц способствовала благоприятная макроэкономическая ситуация: вследствие завершения действия Бреттон-Вудской системы к 1973 г. в развитых странах начались глобальные процессы либерализации банковского сектора, модернизации и интеграции. Если в предыдущие десятилетия в Великобритании и Франции расширение банков, развитие кредитования и процентные ставки находилось под прямым государственным контролем как часть антиинфляционной политики, то к началу 1980-х гг. процессы децентрализации кредитования привели к масштабному его расширению. Кредиты частному сектору в Великобритании увеличились с 27,5% до 116% от ВВП к 1990 г.; темп прироста кредитов физическим лицам составил 15,1%. Расширению потребительского кредитования также способствовали экономический рост и развитие НТП, вследствие чего произошло увеличение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, реформы налоговой системы, общее повышение благосостояния населения.

Однако в 1990-е гг. темп роста рынка потребительских кредитов сократился. В Великобритании прирост выданных кредитов населению снизился с 15,1% до 7,9%. Аналогичная ситуация прослеживалась и в США – объем выданных кредитов сократился на 4,5%. Подобное сокращение было вызвано общим экономическим спадом в Европе и США. В таких странах как Швеция и Финляндия в течение 1980-х гг. наблюдался «кредитный бум» – объем выданных кредитов населению увеличился за 10 лет в 4 раза. Однако последовавший за ним банковский кризис привел к резкому уменьшению темпов прироста до минус 5,5%: рецессия привела к снижению потребительского спроса, и домохозяйства предпочитали сохранять имеющиеся денежные средства вместо привлечения дополнительных.

Наибольший удельный вес потребительского кредита в общем объеме выданных кредитов к 1997 г. наблюдался в США (14,4%), Великобритании (10%) и Германии (11%).  Постоянное увеличение сектора потребительского кредитования и разнообразие видов и условий займов привели к большой его популярности среди населения.

Американское законодательство рассматривает потребительский кредит с двух сторон в зависимости от целей его использования. Помимо кредитов на покупку товаров длительного пользования отдельно выделяют ипотечные кредиты.

Классификация кредитов по целевому назначению отличается от той, что принята в российской науке, и подразумевает выделение следующих его видов:

    • «кредит на ремонт дома (home improvement loan);
    • кредит на потребительские цели (consumer / consumption loan);
    • кредит частному лицу на необусловленные цели (use-as-you-please loan);
    • кредит на учебу или стажировку (probate loan)».

Информация о работе Становление потребительского кредитования в России и за рубежом