Социальные функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

Деньги являются согласованной счетной единицей для установления цен на товары и услуги. Для того чтобы получить максимум полезного из нашего семейного бюджета, нужно осуществлять подсчеты. Это не подсчеты того, что мы, в конце концов, купим, а определение альтернативных затрат. Денежное обращение является неотъемлемой
частью рыночной экономики и повседневной жизни человека. Это обращение позволяет реализовать функции денег.

Содержание

Введение……………………………………………………………..1
1.Социальные функции денег…………………………………………….3
2. Социокультурные особенности отношения к деньгам……………….8
3. Отношение к деньгам у разных социальных групп…………………..13
4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами………….17
5. Влияние денег на формирование личности……………………………19
6. Проблема богатства и бедности………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 53.26 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..1

1.Социальные функции денег…………………………………………….3

2. Социокультурные особенности  отношения к деньгам……………….8

3. Отношение к деньгам у разных социальных групп…………………..13

4. Деньги как мерило отношений между людьми и странами………….17

5. Влияние денег на формирование личности……………………………19

6. Проблема богатства и бедности………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что общего между ракушками, пачкой табака, шкурами зверей, драгоценными камнями, фиксированным куском редкого металла? Все эти разнообразные предметы в разные времена служили деньгами. Что такое деньги? Деньги - это общепризнанное и законное средство, которое может быть использовано для сделок, обладающее абсолютной ликвидностью, т. е. способностью быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые виды активов1.

Люди продают деньги за блага, которые они хотят купить, и продают блага за деньги, когда они хотят что-нибудь продать. Постепенная эволюция денежного обмена - последствия экономизирующего (рационального) поведения людей - получение максимально возможного из ограниченных ресурсов.

Деньги  являются согласованной счетной  единицей для установления цен на товары и услуги. Для того чтобы получить максимум полезного из нашего семейного бюджета, нужно осуществлять подсчеты. Это не подсчеты того, что мы, в конце концов, купим, а определение альтернативных затрат. Денежное обращение является неотъемлемой

частью рыночной экономики  и повседневной жизни человека. Это обращение позволяет реализовать функции денег.

      Актуальность  темы заключается в том, что каждый человек интересуется возникновением и развитием всего, что нас окружает. Деньги, как уже было выше сказано, являются частью жизни, элементом окружения. Поэтому для каждого будет очень интересно взглянуть со стороны на влияние денег в процессе формирования личности, а также рассмотреть работу денег с разных сторон, а не только в качестве примитивного эквивалента. Человек пытается разобраться в механизмах и работе денег, старается учитывать ошибки прошлого и прогнозировать будущее. С момента своего возникновения деньги представляли социальную ценность, хотя в научной литературе они имеют больше экономический смысл. В наше время деньги приобрели и начинают приобретать новые функции, которые формируются под действием общества и одновременно формируют его.

Цель работы заключается в рассмотрении сущности денег в современном обществе, а также выявлении их роли в жизни каждого человека.

В данной семестровой  работе были поставлены следующие задачи:

определить  сущность денег, и их роль в обществе;

выявить социальные функции денег;

  • рассмотреть на примере социологического исследования формирую 
    щиеся особенности отношения к деньгам у разных возрастных 
    групп;
  • определить и выявить развитие социальных функций денег, на 
    основе   индикаторов   уровня   жизни   населения   Волгоградской 
    области, влияние развитие данного общества от денег. 
    Объектом   изучения   выступают   деньги,   служащие   всеобщим

пеленгатором в нашей жизни. Предметом работы является описание- и анализ социальных функций денег.

 

1.Социальные функции денег

В сложившемся  мире деньги стали наиболее универсальным  сигналом лидерства человека, его  превосходства. Прежние качества вождей - сила, ловкость, мудрость, хладнокровие, уступили место счёту в банке. Человек, распоряжающийся этим счётом, способен привлекать как лиц своего пола, превращая их в воинов племени Coca-Cola, Ford, Danon или ЛДПР, и лиц противоположного пола. Человек, распоряжающийся денежным счётом, пусть даже не своим, оказался наиболее приспособленным для жизни в этом мире, проявив качества, наиболее подходящие для выживания. Он становится кумиром, гуру, покровителем и вождём для всех, кто хочет сам научиться выживать в этом мире или просто выжить. Деньги (или их эквиваленты), таким образом, являются знаком вождя, признаком, по которому его следует выбирать.

Поведение новых  вождей даёт обществу образец для  подражания. «Делай так как он, будешь таким, как он». Учитывая умение людей копировать поведение наиболее успешных индивидов, общество получает армию подражателей. Они одеваются, как богатые, они тратят деньги, как богатые, они стараются вести себя, как богатые. При этом тот, кто действительно уловил суть поведения (а не только внешние признаки), получает шанс повторить и результат. Того, кто не уловил, ожидает поражение и разочарование. Но у подражателей оказывается гораздо больше шансов достичь ожидаемого результата, чем у тех, кто не пытается этого сделать.

В идее денег  заключена идея равенства, единых для всех правил игры. Подобно тому, как любой человек в состоянии сделать свои мышцы сильными и возвыситься над толпой, постулируется, что каждый имеет реальный шанс «сделать себя», добившись богатства. Деньги выступают в качестве мерила и эквивалента «Я» (моих способностей и моей ценности). Чем выше богатство в цифровом отношении, тем больше и значительнее «Я». При этом в современном обществе богатство означает нечто большее, чем физическая сила. Богатство - более универсальное и широкое средство возвышения, понятное в любой стране планеты.

Но, идея равенства, заключенная в деньгах, означает только равную для всех возможность в достижении социального неравенства. При этом, получение преимущества в нем оценивается как духовная победа, а поражение — как духовная ущербность. В процессе внутривидовой конкуренции мы стремимся к этому неравенству, желая выделиться из массы, получив признание, власть и лучшие условия к существованию (и размножению). Деньги могут удовлетворить эти потребности. Деньги, таким образом, выступают стимулом для занятий общественной, в том числе экономической деятельностью. При этом наибольшее внимание привлекает экономическая деятельность, как наиболее близкая к универсальному средству оценки - деньгам.

Отсутствие  денег, бедность – это унижение, дисгармония, страдание.

А из этого  следует, что деньги есть источник возвышения человека, источник гармонии и счастья. Они воспринимаются в качестве источника свободы человека, его счастья, здоровья, гармонического существования. Не имея достаточных денежных средств, мы рискуем оказаться выброшенными из социальной жизни. Свобода, лишенная экономического подкрепления, сужается до рамок жесткой необходимости, а все наши представления о «должном» в условиях нищеты разбиваются о реальность вынужденной «действительности».

Деньги, в  процессе их траты, дают возможность  распорядиться временем других людей, результатами их труда, как в виде готовых товаров, так и в виде услуг. Мало того, деньги (их обещание) практически позволяют распоряжаться будущим временем людей, а значит, они являются символом власти. Мера этого может быть различна, однако, в наиболее универсальном и типичном случае это так.

Желание человека иметь деньги выступает в этом мире наиболее распространённым и универсальным  способом мотивации к деятельности. Люди могут сделать за деньги всё, что физически возможно и даже невозможно. Все действия людей в современном мире, даже филантропия, подчиняется экономическим законам. При этом люди, в массе своей, выбирали и выбирают те виды деятельности и такое поведение, которые предполагают наибольшую вероятность наибольшего дохода. Больший рынок, больший платёжеспособный спрос, больший бюджет (ассигнования) - факторы, определяющие выбор вида деятельности. В большом городе жить и делать деньги легче, и люди стремятся переехать в Москву, Нью-Йорк, Лондон. Бюджет России на оборону выше, чем на образование, и учёные проводят большую часть исследований в интересах обороны, а не образования. Денежные потоки являются основным показателем, по которому можно объективно принять решение. Хотя и не единственным.

Социальные  функции денег тесно переплетаются  с функциями культуры, как таковой, поскольку деньги в некотором  смысле, сами по себе культура, её срез...

Таким образом, социальными функциями денег  являются:

1) традиционная  функция денег историко-культурологическая. В условиях глобализма происходит  стирание национальных особенностей  во всех сферах общественной  жизни, в том числе, в денежном  обращении. С 2002 г. в 12 странах Европейского союза единой валютной единицей стал евро. На всех купюрах исчезли прежние историко-культурологические характеристики, отражаемые в идеолограммах. На реверсе монет теперь изображены абстрактные картинки-графити, а не символика ЕС (12 звезд).На аверсе- национальная символика, не имеющие ничего общего с реальной историей, конкретными событиями и деятельностью исторических личностей стран Западной Европы. Это одна из негативных сторон процесса глобализации, стирающего традиционную социальную функцию денег — историко-культурологическую. С точки зрения социальной - это путь к эрозии массового патриотического сознания и замене его космополитическим.

2) Вторая  социальная функция - статусная  - отражает влияние денег на  социальный статус личности как  интегративный показатель положения  человека в обществе, в конкретных  сферах жизнедеятельности. Деньги  в форме средства оплаты труда  работника всегда в значительной  мере определяли его положение  и социальные возможности.

3) Третья  социальная функция денег, связанная  со статусной, — социально  - стратификационная отражает влияние  денег на неуклонную социальную  дифференциацию общества по уровню  доходов и качеству жизни, что  ведет к социальной поляризации  на бедных и богатых. Это  явление получило определение «социального разлома». В итоге к началу XXI века Россия стала страной глубокой социальной поляризации, в которой уровень жизни 10 % наиболее богатого населения минимум в 15-20 раз выше, чем 10% наименее обеспеченного населения. 36% населения живут ниже уровня бедности.

Исходя из сложившегося уровня жизни, сегодня  среди населения можно выделить 5 групп потребительского статуса, основу которого составляет разная денежная способность россиян.

Первую группу потребительского статуса образуют те, кто «едва сводит концы с  концами» и кому «денег хватает только на продукты» (21,5% опрошенных). Преимущественно  это люди в возрасте 50 лет и  старше, имеющие образование ниже среднего; главным образом женщины. Вторая группа потребительского статуса  объединяет людей, которым «на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения». Таких 42% респондентов. Третья группа потребительского статуса объединяет россиян, которым  «денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного  пользования является затруднительной»(28%). Это в основном молодые люди, мужчины, в возрасте до 29 лет, имеющие высшее и незаконченное высшее образование; несколько меньше - в возрасте от 30 до 49 лет. Четвертую группу потребительского статуса (8,2%) образуют те, кто «могут без труда приобретать вещи длительного  пользования, но для них затруднительно покупать вещи действительно дорогие». И, наконец, архиминимальной по объему (0,3%) является пятая статусно - потребительская  группа, объединяющая россиян, которые  могут позволить себе достаточно дорогие покупки - квартиру, дачу, и  многое другое.

4) Четвертая  социальная функция денег —  регулятивно-поведенческая, — регулирует  социальные и межличностные отношения  между людьми в зависимости  от уровня их обеспеченности  и обусловливает выбор личностью  модели экономического поведения.

5) Пятая - своеобразная социальная функция  денег - конфликтогенная. Суть  ее в том, что деньги выступают  основой возникновения социальной  напряженности и конфликтной  ситуации в обществе, которые  могут достигать масштабов социального  конфликта. Достаточно вспомнить  аферы МММ, Чара- банка, банка  «Империал», Властелины и др., приведшие  к массовому обворовыванию доверчивого  населения, маршам протеста обманутых  вкладчиков к Дому правительства,  к пикетированию банков-аферистов,  судебным искам. После кризиса  1998 г. количество пострадавших вкладчиков банков, переданных для санирования в АРКО, составило 1,5 млн. человек. На сегодняшний день свои вклады смогли вернуть около 1,4 млн. человек. Сегодня в коммерческих банках лежат сотни миллиардов денег в рублях и в валюте. Где гарантии, что банки выполнят все обязательства перед вкладчиками и не вызовут новых социальных конфликтов?

6) Шестая  социальная функция денег - нравственная  — весьма противоречива. Деньги, с одной стороны, разжигают  низменные чувства людей: жадность, алчность, корысть, стремление к  наживе и обогащению любой  ценой, вплоть до преступлений, так распространенных сегодня  в России, и ведут, как правило,  к коррупции и к масштабной  криминализации общества. С другой  стороны, деньги служат стимулом  экономической свободы и экономической  активности, трудового поведения  человека, основой его морально-психологического  комфорта и уверенности в себе. В зависимости от морально-нравственных  принципов, которыми руководствуется  человек при определении базовых  жизненных ценностей, можно выделить  и разные нравственные типы  личности.

 

2. Социокультурные особенности отношения  к деньгам

Попытки выявить  социокультурные особенности отношения  к деньгам были сделаны в макроэкономических исследованиях, как правило, имеющих  обобщающий характер. Однако определить влияние социокультурных традиций в чистом виде сегодня сложно, поскольку  превалирующее значение имеет уровень экономического развития, степень вовлеченности страны в мировую систему – качеств наднациональных, сминающих социокультурную специфику во всех сферах.

Английский  экономист Р. Линн обнаружил: 1.положительную  корреляцию между ценностным отношением к деньгам и экономическим  ростом страны; 2.отрицательную связь  между ценностью денег и доходом  на душу населения (чем больше доход, тем меньше ценность денег). Выводы из этого очевидны. При экономическом  росте масса денег растет, увеличивается  и число их функций, от чего их ценность возрастает, но не до бесконечности. На этапе насыщения деньгами ценность их снижается. (Интересно проявление компенсаторных механизмов: в странах  с низкими доходами купюры и монеты часто большего размера, чем в  богатых странах).

Информация о работе Социальные функции денег