Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование кредита как экономической категории в условиях рыночной экономики с точки зрения его характеристик.
Предметом исследования является тенденции развития потребительского кредитования в России.
Для достижения поставленной цели потребовалось рассмотреть следующие теоретические задачи: ознакомиться с сущностью кредита; оценить роль банковского кредита в экономике; рассмотреть потребительское кредитование в России; исследовать современное состояние потребительского кредитования в России; рассмотреть положительные и отрицательные стороны потребительского кредитования; выявить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России; рассмотреть актуальные проблемы развития потребительского кредитования в России; оценить перспективы развития потребительского кредитования в России;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Сущность кредита……………………………………………………..5
1.2 Роль банковского кредита в экономике……………………………13
2. Потребительское кредитование в России………………………………….20
2.1 Современное состояние потребительского кредитования……….20
2.2 Положительные и отрицательные стороны потребительского кредитования…………………………………………………………………….25
3. Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России…………………………………………………………………………...27
3.1Актуальные проблемы развития потребительского кредитования ..27
3.2 Перспективы развития потребительского кредитования…………30
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемых источников……
Кредит выполняет перераспределительную функцию в хозяйстве. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора, государства аккумулируются, тем самым происходит превращение этих денежных средств в ссудный капитал. Через различные кредитно-финансовые институты, через весь кредитный механизм в целом ссудный капитал перераспределяется на основе возвратности между различными отраслями хозяйства, направляется в те сферы, где ощущается нехватка свободных денежных средств. Тем самым компенсируется недостаток капитала в одной отрасли, обеспечивается более эффективное использование денежных средств, происходит ускорение их оборота, что обеспечивает большую прибыль. Нужно отметить, что кредит устремляется в первую очередь в те сферы, которые обеспечивают получение большей прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами экономики. Кредит способствует «выравниванию отраслевых норм прибыли в среднюю, повышению массы прибыли, что обеспечивает регулирование производственных пропорций и управление совокупным денежным капиталом в интересах всего общества в целом».
Кредит выполняет функцию экономии издержек обращения посредством воздействия на структуру денежной массы, платежного оборота, скорости обращения денег. С возникновением кредита появились простейшие формы кредитных денег: долговые обязательства, векселя, чеки. Кредит способствует постепенному замещению полноценных денег кредитными, а затем вытеснению золота из обращения. Современный кредит также выполняет функции экономии издержек обращения, способствуя развитию разнообразных средств использования банковских счетов и вкладов, депозитных сертификатов, кредитных карточек и различных счетов, вытеснению наличного платежного оборота безналичным, ускорению движения денежных потоков.
Огромное значение в экономике имеет фактор времени. Экономия времени обращения капитала увеличивает время его производительного функционирования, обеспечивает расширение производства и рост прибыли. Благодаря кредитному механизму происходит более быстрый процесс концентрации капитала и его централизации, то также приводит к увеличению прибыли и к уменьшению издержек обращения.
Итак, товаропроизводители, продавцы и покупатели берут кредит в условиях, когда им не достает собственных средств; прежде всего для того, чтобы обеспечить непрерывное функционирование своего производства (товарооборота) и немедленное потребление товаров и услуг.
Роль кредита можно рассматривать не только с позиции того, каково его предназначение для воспроизводства в целом, но и для отдельных его фаз: производства, распределения, обмена и потребления.
Кредит может быть использован в фазе только обмена или только потребления. В этом случае на каждой отдельной фазе применения кредита происходит ускорение движения массы возрастающей стоимости. Ускорение за счет кредита; свойственно каждой фазе воспроизводства.
2. Потребительское кредитование в России
2.1 Современное
состояние потребительского
Современные условия развития потребительского кредитования в России направлены на максимальное удовлетворение потребностей населения. Данный сегмент начал активно развиваться в конце 90-х годов. Первым банком, который вышел с уникальными программами по предоставлению кредитов «на месте» является «Русский стандарт». Именно, данный банк можно с уверенностью называть первопроходцем отечественного потребительского кредитования.
Став первым банком, который не побоялся выйти на столь рискованный рынок, «Русский стандарт» дал развитие новому банковскому направлению. И уже к началу 2000 года, на данный рынок выходят и другие банки: «Хоум Кредит», «ОВК», «Альфа-банк», «МДМ-банк» и многие другие считали за честь иметь в своем продуктовом ряде потребительские кредиты. Каждый делал ставку на свои преимущества – быстрота оформления, минимум документов, выгодные процентные ставки и т.д. Постепенно, потребительское кредитование приобрело массовый характер, что сказалось на положительных результатах. Помимо банков, весьма выгодным явлением потребительское кредитование является для торговых организаций. К началу 2005 года, по оценкам различных аналитических агентств, товары, продаваемые в кредит составляли порядка 60% от суммарного объема продаж крупных сетевых магазинов.
По состоянию на 22.04.2011 г. по данным ЦБ РФ список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, насчитывает 1140 организаций[10]. Список крупнейших банков Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2011года
В начале 2000-х годов, "Русский стандарт", "Хоум кредит" постепенно открывают представительства и филиалы в крупнейших городах России. В таких как: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Уфа и многих других.
В регионах, крупнейшим московским
банкам составляют большую конкуренцию
местные банки, которые также
готовы предложить клиентам выгодные
условия и более дешевый
В 2000-е годы объемы кредитов физическим лицам постоянно удваивались (на 1 января 2008 года – 2,97 трлн. рублей, на 1 января 2007 года – 1,88 трлн. рублей). Но мировой финансовый кризис потребовал от российских банков внимательнее отнестись к кредитованию, особенно к потребительскому. Период кризиса был очень сложным для банковского сектора нашей страны, особенно сильно «трясло» сферу кредитования. Если говорить о самом тяжелом периоде, то тяжелей всего банкам пришлось в 2008 году. Как следствие принятия антикризисных мер банками, самый сильный спад кредитования был зафиксирован в ноябре 2008.
Основным итогом 2008 года является замедление развития потребительского кредитования, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и снижением доходов населения, резким повышением процентных ставок по кредитным обязательствам во всех банках нашей страны, ужесточением требований к заемщикам - уменьшение сроков кредитования и максимальных сумм, с рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки и малые игроки. Из-за высокого роста просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили и некоторые основные банки. Эта тенденция сохранится и в следующем 2009 году.
В 2010-2011 году банки постепенно стали возвращаться на рынок беззалоговых кредитов. Активно конкурируя между собой во второй половине 2010 года, банки стали снижать ставки (с 16,0% в январе 2010 года до 12,4% в январе 2011 года – в долларах США), а также снижать или вовсе отменять комиссии за организацию кредита. [17]. Некоторые банки отменили ежемесячные комиссии за обслуживание ссудного счета, увеличили суммы и сроки кредита. Также смягчились требования к заемщикам: отмена требований привлечения поручителей или дополнительного залога, рассмотрение свободной формы в качестве подтверждения доходов, снижения возрастного барьера.
По состоянию на 1 января 2011 года общий объем кредитов, предоставленных банками российским гражданам, составил 4,1 трлн рублей или около 8% ВВП. 32% этого объема (1,3 трлн рублей) приходится на жилищные кредиты, 15% − на автокредиты (600 млрд рублей), 40% − на нецелевые потребительские кредиты. Около 85% составляют рублевые кредиты. В США общая задолженность населения перед финансовыми институтами превышает 150%, в странах Западной Европы − 80%, Центральной и Восточной Европы − 20-30% ВВП. Причем большая часть – приходится на жилищные кредиты. У российского рынка потребительского кредитования огромные перспективы развития. Но финансовый кризис, резкое повышение отдельными банками процентных ставок, временные трудности с погашением кредитов, возникшие у некоторых заемщиков. Сейчас заемщики и кредиторы не доверяют друг другу, что существенно сдерживает развитие рынка.
Необходимо вернуть
доверие на рынок кредитования, заявил
президент Ассоциации региональных
банков России, депутат Государственной
думы РФ Анатолий Аксаков на II банковской
юридической конференции 3 марта 2011года
«Правовое регулирование потреб
Однако, несмотря на активное развитие сектора потребительского кредитования в РФ не существует достаточной базы нормативно-правового его регулирования. В настоящее время для защиты прав потребителя в сфере банковских услуг, представляющей собой специфическую проблему по сравнению с защитой прав потребителя в других сферах, применяются общие положения Гражданского кодекса РФ о займе (кредите), Закона РФ «О защите прав потребителей» и Федерального закона «О рекламе», которые не учитывают всей специфики данной области правового регулирования. Конкретные нормы, применимые к отношениям по потребительскому кредитованию, в законодательстве о защите прав потребителей не установлены. Попытка их определения путем толкования общих положений действующего законодательства РФ приводит к неопределенным с точки зрения правовых последствий результатам, что не может быть признано удовлетворительным способом регулирования данных отношений. Среди многочисленных законов и правовых актов Российской Федерации можно выделить следующие документы, занимающиеся регулированием потребительского кредитования: 1 Гражданский кодекс Российской Федерации.2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ. 3. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»; 5. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». 6. Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях».
В Минфине России разработан проект Федерального закона «О потребительском кредите». Его цель - обеспечение гарантий прав потребителей при использовании потребительского кредита, формирование механизмов защиты прав потребителей, создание правовых условий для развития потребительского кредитования.
Структура секторов кредитования экономики, март 2009 г.
2.2 Положительные и отрицательные
стороны потребительского
Проводя анализ развития потребительского кредитования в России можно выделить положительные и отрицательные черты.
К положительным чертам можно отнести:
– получение банками стабильно высокой прибыли;
– увеличение объема продаж
торговыми организациями и
– увеличение покупательской платежеспособности;
– увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций;
К отрицательным чертам можно отнести:
– повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;
– значительные переплаты за товар, который покупает клиент;
Тем не менее, комплексная реализация программ потребительского кредитования несет для экономики страны больше положительных тенденций, нежели отрицательных. Однако, сохранение потребительского кредитования в тех формах, которые оно носит сейчас весьма проблематично. Следующим этапом (который начал реализовываться уже сейчас) станет нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт.
Сейчас формы подобного кредитования в России существуют, однако не пользуются большой популярностью. В первую очередь это связано, с неразвитостью инфраструктуры принятия пластиковых карт к оплате (небольшое количество POS-терминалов, банкоматов). А во-вторых, для получения подобных кредитов банки требуют с заемщиков дополнительные подтверждения платежеспособности.
Однако, уже в ближайшем будущем, следуя мировым тенденциям развития потребительского кредитования, в нашей стране банковское розничное направление трансформируется в основных направления:
– кредитование на пластиковые карты;
– автокредитование;
– ипотечное кредитование
-образовательный кредит
Для развития данных программ банкам необходимо:
– снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса;
– страхование финансовых рисков под возможные потери;
– создание кредитных бюро на всей территории России;
– развитие технологий банковской инфраструктуры.
Таким образом можно сделать вывод, что рынок потребительского кредитования в России стремительно растет, и это направление является наиболее перспективным для банковского бизнеса. Однако уровень развития нашего рынка потребительского кредитования в несколько раз ниже, чем в других странах.
В последние годы объемы кредитов физическим лицам постоянно удваивались, но мировой финансовый кризис сильно повлиял на рынок кредитования, вынудив многие банки перестать выдавать кредиты без обеспечения.. На сегодняшний день процентные ставки на рынке потребительского кредитования довольно разнообразны. Кредиты могут выдаваться от 18% до 29% годовых, процентные ставки зависят от способа подтверждения дохода заемщика, типа его трудоустройства, а также от срока и суммы кредита. Потребительское кредитование в РФ в своем развитии должно опираться на опыт стран Восточной Европы и США.
Информация о работе Современные тенденции потребительского кредита