Современные образовательные программы для дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:38, реферат

Краткое описание

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание

разнообразие программ. Их классификация.

ключевые положения программ
- теоретические основы изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.
- принципы построения программы.
- структура программы, характеристика ее основных компонентов.
- методическое обеспечение программы, ее характеристика.

3. субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.
- вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.
- прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы.
- анализ положения внедрения данной программы в практике работы ДОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

Современные образовательные программы для дошкольных учреждений..doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

.

 

 

Тема: Современные образовательные программы для дошкольных  учреждений.

 

 

 

 

                     План:

 

    1. разнообразие программ. Их классификация.

 

    1. ключевые положения программ

- теоретические основы  изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей.

- принципы построения  программы.

- структура программы,  характеристика ее основных компонентов.

- методическое обеспечение  программы, ее характеристика.

 

3. субъективная оценка  достоинств и спорных позиций  программы.

- вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа.

- прогноз возможных  затруднений для педагогического  коллектива при реализации программы.

- анализ положения  внедрения данной программы в  практике работы ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Разнообразие  программ. Их классификация.

 

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться  на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. 

Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

 

 

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.

Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг. К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной  деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Среди основных особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает внесение комплекса необходимых изменений в организацию жизни детей, корректировку примерных режимов и создание особой предметно-развивающей среды ДОУ.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Предоставление дополнительных образовательных  услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные  программы не могут реализовываться  взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» организацию разработки примерных образовательных программ обеспечивают государственные органы управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Цель разработки примерных программ — реализация требований к обязательному минимуму образования содержания основных образовательных программ, расширительное толкование государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его ступенях. В сфере дошкольного образования основой для подготовки примерных программ в условиях отсутствия государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются его проект и «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения детей, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Разработка «Примерной общеобразовательной программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» (Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева и др.) не означает разрушения основ вариативности, возврата к эпохе унитарного дошкольного образования. В примерной программе дошкольного образования крупными блоками представлены примерные объемы содержания основных компонентов дошкольного образования, что позволит разработчикам авторских программ создавать различные образовательные модули для конкретных видов ДОУ, варьировать содержание образования с учетом региональных особенностей, национальных, местных или сложившихся традиций в воспитании детей. А также выстраивать логику содержания и последовательность реализации различных компонентов программного материала, не нарушая основных требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ.

Примерная программа в обязательном порядке включает критерии результатов воспитания и обучения детей, основанные на нормативных показателях физического и психического развития ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства, минимальных требованиях к оснащению образовательного процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке авторских (вариативных) программ, базирующихся на примерных, возможно как расширение объема их содержания, так и более углубленное представление отдельных тем (блоков), включенных в примерную программу, что дает возможность на практике реализовать принцип вариативности дошкольного образования. [2]

 

 

 

В последние два-три  года обнародовано несколько новых  программ для детских садов, разнообразных  авторитетными научными психолого-педагогическими коллективами. К их числу относятся программы «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дом радости». В целях оказания помощи педагогическим коллективам дошкольных учреждений в выборе образовательных программ мы предлагаем их краткую характеристику, построенную на предварительном анализе, проведенном сотрудниками лаборатории проектирования инновационных форм дошкольного образования Института педагогических инноваций.  Программы рассматривались по следующей схеме:

- теоретические обоснования программы,

- характер программных  целей,

-  возрастная дифференциация  программных задач,

- методическая обеспеченность,

- необходимость специальной  подготовки воспитателей,

- связь с традиционными  программами,

- наличие критериев  оценки достижений детей.

Отправной точкой для  сравнительного анализа являлась традиционная и наиболее распространенная российская «Программа воспитания и обучения в  детском саду» по редакцией М.А.Васильевой. программа основывается на концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к школе. Программа задаст временную развертку целей, содержания обучения и воспитания детей от 7 месяцев до 7 лет, а также общие рамки организации жизни каждой возрастной группы; структурирована по сторонам воспитания и видам деятельности, видам обучающих занятий, сквозным для всех возрастов. Достижения детей фиксируются через количественное наращивание объема знаний и умений. Программа предписывает большое число обязательных  обучающих занятий с детьми определяет содержание и технологию проведения через прилагаемые объемные методические рекомендации.  Давая воспитателю достаточно жесткие предписания относительно организации деятельности детей в целом, программа не выделяет приоритетных целей развития для разных дошкольных возрастов, не ориентирует педагога на индивидуальные различия и учет детской активности, скорее представляя ребенка как среднестатистическую единицу.

 

 

 

 

 

 

Инновационная программа «Развитие» получила уже достаточно широкое распространение и пользуется большой популярностью в практике. Программа разработана научным коллективом под руководством Л.А.Венгера и имеет очень серьезное теоретико-экспериментальное обоснование. В ее основе лежит концепция А.В. Запорожца об амплификации развития в дошкольном возрасте и концепция Венгера о развитии познавательных способностей в дошкольном детстве через овладение в дошкольном детстве через овладение сенсорными эталонами, наглядно-образными и знаковыми моделями. Приоритетная цель программы – развитие умственных способностей детей 3-7 лет. В программе дифференцированно даются задачи развития по отношению к каждой возрастной группе, определяются основные пути их реализации на специально организованных обучающих занятиях с подгруппами. Программа обеспечивает воспитателя полными конкретными планами занятий, а также включает рекомендации по развитию игровой деятельности детей вне занятий. Программа не содержит предписаний относительно организации детской жизни вне занятий. Принципиальным отличием программы являются критерии продвижения детей – освоения соответствующих способов деятельности, а не простое накопление знаний и умений. Программа «Развитие» прошла многолетнюю научно-эксперементальную и методическую проверку.

Программа «Радуга» рассчитана на работу с детьми 2-7 лет; содержит перечень программных задач в соединении с методическими рекомендациями по их реализации и организации жизни детей. Для каждой возрастной группы «Радуга» издается отдельной книгой. Как и традиционная, программа «Радуга» выдвигает общие цели обеспечения счастливого детства, здорового образа жизни и полноценного физического и психического развития детей.  «Радуга» задает последовательность развивающих задач и рекомендует их реализацию на занятиях по традиционным видам деятельности. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами – введением воспитателем игровых персонажей и сюжетных содержаний, «обволакивающих» почти все занятия. Этот принцип используется даже для детей старшего дошкольного возраста. В программе ощущается некоторый взрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями содержанием педагогического процесса. По задачам и формам организации жизни детей программа существенно не отличается от традиционной.

 

 

 

 

 

Программа «Детство»  состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному этапу дошкольного детства: младшему, среднему и старшему. Основные цели программы: обеспечение здорового образа жизни, начальная специализация, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ведущим сферам бытия – миру людей,  предметов, природы, осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний.  «Детство» - программа с выраженной гуманистической направленностью. Все три «возрастные» части программы построены однотипно, включает разделы по сторонам воспитания и видам деятельности, сходные с разделами традиционной российской программы.  Основные инновационные моменты программы «Детство» связаны переструктуированием преподносимых детям знаний и представлений об окружающем. Содержание этих знаний освобождено от свойственной традиционной программе и центрировано на человеке. Внесение знаний и представлений об окружающем соединено с собственной трудовой деятельностью детей. В плане организации педагогического процесса программа ориентирует воспитателя на дополнение традиционной фронтальной формы занятий с детьми подгрупповыми и индивидуальными их формами. Каждый раздел программы снабжен краткими методическими рекомендациями и характеристиками уровней освоения детьми программных знаний и умений рефлексии.

Информация о работе Современные образовательные программы для дошкольных учреждений