Система централизованного управления ликвидностью коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:18, реферат

Краткое описание

Целью централизованного управления ликвидностью является поддержание ликвидности каждой кредитной организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по ОНОШКО.docx

— 17.98 Кб (Скачать файл)

    Система централизованного  управления ликвидностью коммерческого банка 

     Целью централизованного управления ликвидностью является поддержание ликвидности  каждой кредитной организации. Соответственно задачами такого управления выступают: определение регулятивных норм и  правил деятельности кредитных организаций, обеспечивающих их ликвидность; выбор  инструментов регулирования ликвидности; организация контроля за состоянием ликвидности отдельной кредитной  организации и банковской системы  в целом.

     Особенностью  современного этапа централизованного  управления ликвидностью в России является, во-первых, тенденция к сокращению обязательных нормативов банков, регулирующих риск ликвидности, во-вторых, повышение  внимания со стороны Банка России к наличию и качеству системы  управления ликвидностью каждым банком.

     В настоящее время в соответствии с Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И применяются  три показателя, регулирующие риск ликвидности: коэффициент мгновенной ликвидности (Н2), коэффициент текущей ликвидности (Н3), коэффициент долгосрочной ликвидности (Н4).

     Кроме того, Банк России регулирует концентрацию кредитного риска посредством показателей  Н6, Н7, Н9.1, Н10.1, нарушение которых может отразиться на ликвидности банка.

     В Инструкции Банка России приведена  методика расчета каждого коэффициента, установлены предельные значения соответствующих  показателей. Контроль за соблюдением  этих предельных значений осуществляется на ежедневной основе. При несоблюдении любого из экономических нормативов Банк России имеет право применять  предупредительные или принудительные меры воздействия (штраф, ограничение или запрещение осуществлять какие-либо операции, запрет на открытие филиалов и т.д.).

     В связи с введением системы  страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках Банк России в настоящее время осуществляет мониторинг состояния ликвидности  банков, вступивших в эту систему, с использованием расширенного круга  показателей. К числу дополнительно  рассматриваемых показателей по отношению к вышеназванным обязательным нормативам относятся: показатели ликвидности  активов, ликвидности и структуры  обязательств, общей ликвидности  банка, риска крупных вкладчиков.

     Алгоритм  расчета этих показателей, а также  их нормативные значения приведены  в Указаниях Банка России от 16 января 2004 г. №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях ее признания достаточной для участия  в системе страхования депозитов».

     Наряду  с организацией мониторинга и  контроля за соблюдением показателей  ликвидности Банк России располагает  рядом других инструментов для ее регулирования. К таким инструментам относятся: определение нормы и  порядок обязательного резервирования и система рефинансирования.

     Обязательные  резервы, создаваемые каждой кредитной  организацией в Банке России, исходя из суммы привлеченных ресурсов и  установленного норматива обязательного  резервирования, создает специальный  ресурс Банка России, который может  использоваться для поддержания  ликвидности отдельных банков.

     В порядке рефинансирования, т. е. кредитования Банком России кредитных организаций, для целей поддержания ликвидности  предоставляется три вида кредитов: однодневной (овернайт); внутридневной  и ломбардный. Такими кредитами могут пользоваться лишь финансово устойчивые банки, имеющие высоколиквидное обеспечение и заключившие соответствующие договоры с Банком России и уполномоченным депозитарием. Кредит, получаемый от Банка России, зачисляется на корреспондентский счет кредитной организации, увеличивая тем самым ее ликвидные активы.

     В рамках надзорной функции Банк России осуществляет также издание нормативных  документов, в которых сформулированы требования по организации системы  управления ликвидностью на уровне каждой кредитной организации.

     Контроль  за состоянием ликвидности кредитных  организаций осуществляется Банком России как на основе отчетности о  соблюдении экономических нормативов и о формировании фонда обязательных резервов, так и путем проведения инспекторских проверок кредитных  организаций.

     Кроме того, вопросы о правильности расчета  экономических нормативов (в том  числе показателей ликвидности) и их соблюдения включены Банком России в качестве обязательных направлений  аудиторской проверки кредитных  организаций. 
 

     Территориальные учреждения  Банка  России   должны   проводить оценку  политики и процедур по управлению ликвидностью в кредитной организации, в т.ч.:

  • определять   адекватность   требований  документа  характеру рисков  ликвидности,   которые   принимает   на   себя   кредитная организация;
  • определять  степень  реализации   требований   документа   и эффективность реализации;
  • определять    качество    и    адекватность     мероприятий, разработанных    кредитной    организацией,    по   восстановлению ликвидности;
  • оценивать эффективность системы внутреннего контроля в части управления ликвидностью.

     Оценка  должна   проводиться   на   основе   представленных   в территориальные  учреждения  Банка  России  документов,   в   ходе инспекторских  проверок,  а  также  в  ходе  регулярных  контактов сотрудников  надзорного   блока   территориальных   учреждений с руководством  и  сотрудниками  кредитных  организаций (в т.ч.  при посещении кредитных организаций вне рамок инспекторских проверок).

Информация о работе Система централизованного управления ликвидностью коммерческого банка