Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:09, контрольная работа
Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.
Денежное обращение отражает направленные потоки денег между центральным банком и коммерческими банками (кредитными организациями); между коммерческими банками; коммерческими банками и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между коммерческими банками и физическими лицами; предприятиями и физическими лицами; между коммерческими банками и финансовыми институтами различного назначения; между финансовыми институтами и физическими лицами.
Теоретическая часть …………………………………………………………….…..…..3
Сущность денежного обращения…………………………………………………..3
Механизмы регулирования денежного обращения………………………………7
Особенности государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России………………………………………………………………….12
Ситуационная (практическая) часть……………………………………………….....16
Список литературы………
Таким образом, рыночная экономика
исключает систему прямого
3. Особенности
государственного денежно-
Кризисное состояние экономики при переходе к рынку, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России.
Инфляционные процессы возникли
в российской экономике еще в
послевоенный период в связи с
резким падением эффективности производства.
Попытки реформирования экономики
заканчивались очередным
Отказ от государственного
регулирования цен в январе 1992
г. вместо ожидаемого равновесия привел
к гиперинфляции —
Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.
Одними из основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы.
Все это сопровождалось рядом негативных явлений [9, с. 35]:
- расстройством функции
обращения национальной валюты:
расширились процессы эмиссии
псевдоплатежных средств (
- расстройством платежно-
- расстройством функции
национальной валюты как
Для современной экономики характерны высокий рост ВВП (8,1% в 2007г. и по прогнозам 7,5% в 2008 г.), рост реальных доходов населения, оживление инвестиционной активности, сильный платежный баланс и рекордное увеличение золотовалютных резервов страны. Снижение инфляции происходило на фоне номинального укрепления национальной валюты относительно доллара США и укрепление реального эффективного курса рубля в условиях сильного платежного баланса.
Вместе с тем усиление
платежного баланса и массированный
приток иностранной валюты значительно
осложняли проведение денежно-кредитной
политики Центрального банка. Рост предложения
иностранной валюты вследствие притока
капитала оказывал давление на курс национальной
валюты. В этих условиях Банк России,
стремясь снизить скорость укрепления
реального эффективного курса рубля
в целях защиты конкурентоспособности
отечественных
Банк России и правительство
в вариантах развития российской
экономики в 2009-2011 гг. исходят из
единых оценок внешних и внутренних
условий ее функционирования. В предстоящие
три года основной задачей денежно-кредитной
политики является последовательное снижение
инфляции. Правительство и Банк России
определили задачу снизить инфляцию
в 2009 г. до 7,5-8,5%, в 2010 г. – до 5,5-7%, а
к 2011 г. выйти на уровень инфляции
5-6,8%. Банк России намерен в основном
завершить переход к режиму таргетирования
инфляции, предполагающему приоритет
цели по снижению инфляции. Однако в
ближайшее время денежно-
Таблица 3.1 Структура бивалютной корзины в РФ с 2005г.
Период действия |
Число единиц иностранной валюты в составе корзины |
8 февраля 2007 г. - |
0,55 долларов США / 0,45 евро |
1 декабря 2005 г. - 7 февраля 2007 г. |
0,6 долларов США / 0,4 евро |
1 августа 2005 г. - 30 ноября 2005 г. |
0,65 долларов США / 0,35 евро |
16 мая 2005 г. - 31 июля 2005 г. |
0,7 долларов США / 0,3 евро |
15 марта 2005 г. - 15 мая 2005 г. |
0,8 долларов США / 0,2 евро |
1 февраля 2005 г. - 14 марта 2005 г. |
0,9 долларов США / 0,1 евро |
Необходимо отметить, что
практически не принимается тот
факт, что денежно-кредитная система
России в целом складывается из региональных
сегментов, каждый из которых обладает
собственными возможностями
Перевод начавшегося оживления
экономики в режим устойчивого
роста предполагает формирование соответствующих
условий, обеспечивающих выгодность расширения
производственной деятельности и инвестиций
в развитие реального сектора. Эти
условия включают нормализацию системы
денежного обращения и
Для повышения эффективности
системы государственного регулирования
денежного обращения, оздоровления
финансового положения
Во-первых, должны быть устранены
основные причины демонетизации
экономики. Для этого необходимо
отказаться от необоснованной политики
количественного регулирования
денежной массы и перейти к
регулированию ставки рефинансирования
с ее последовательным снижением
до уровня, не превышающего норму рентабельности
внутренне-ориентированных
Вместо эмиссии денег
под прирост валютных резервов необходимо
перейти к рефинансированию коммерческих
банков под залог векселей платежеспособных
производственных предприятий. Это
потребует от Центрального банка
организации мониторинга
При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая ее, ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической стратегии государства.
Во-вторых, необходимо приступить
к формированию механизмов долгосрочного
кредитования инвестиций в развитие
и модернизацию предприятий, осваивающих
перспективные технологии. Для этого
нужно преобразовать
В-третьих, необходимо поставить заслон использованию гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов (включая эмиссию Центральным банком облигаций и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам), отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, поскольку соответствующее регулирование процентных ставок связывает кредитование роста объемов, повышение эффективности производства и предложение товаров и услуг.
В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами, ограничив присутствие последних на российском рынке разумными пределами.
В-пятых, должны быть предприняты
необходимые действия по улучшению
структуры денежной массы. В первую
очередь, должна быть резко сокращена
ее наличная составляющая. Для этого
следует осуществить комплекс мер
по электронизации платежей и расчетов,
внедрению соответствующих
В результате осуществления
предлагаемых мер политика денежного
предложения станет соответствовать
обоснованному спросу на деньги, обеспечивая
эффективное использование
Ситуационная (практическая) задача
Коммерческий банк имеет возможность привлечь следующие источники ресурсов:
Источники ресурсов |
Рыночная цена ресурса, % |
Доступные объемы ресурсов, тыс. руб. |
Депозиты юридических лиц – нерезидентов |
12% |
500 |
Депозиты юридических лиц – резидентов |
16% |
750 |
Депозиты физических лиц |
11% |
500 |
Собственные облигации банка |
20% |
900 |
Кредиты банков – резидентов |
25% |
800 |
Определить, в какой последовательности будет использовать коммерческий банк доступные источники ресурсов для привлечения в пассивы 1 500 тыс. руб., если: а) цена ресурса для банка = 1 / (1 – норма обязательных резервов); б) Банк России ввел следующие нормы обязательных резервов: