Виды товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

В России после революции 1917 г. принимались различные законодательные акты, регламентирующие отношения в области охраны товарных знаков, - Декрет 1918 г. "О пошлинах не товарные знаки", Постановление 1919 г. "О товарных знаках государственных предприятий", Декрет 1922 г. "О товарных знаках" и др. В настоящее время отношения, связанные с созданием, регистрацией и правовой охраной товарных знаков, регулируются рядом законов, о которых будет сказано ниже.

Содержание

Введение............................................................................................................................3
1 Объекты законов о товарных знаках и знаках обслуживания.........................5
2 Экономические аспекты товарных знаков........................................................7
3 Критерии охраноспособности............................................................................9
4 Приобретение прав на товарные знаки............................................................16
5 Прекращение действия......................................................................................17
6 Передача права на товарный знак.....................................................................21
7 Международные соглашения по товарным знакам........................................27
Заключение............................................................................................................29
Список литературы...............................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Виды товарных знаков.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение............................................................................................................................3

1 Объекты законов о  товарных знаках и знаках обслуживания.........................5

2 Экономические аспекты  товарных знаков........................................................7

3 Критерии охраноспособности............................................................................9

4 Приобретение прав на  товарные знаки............................................................16

5 Прекращение действия......................................................................................17

6 Передача права на  товарный знак.....................................................................21

7 Международные соглашения  по товарным знакам........................................27

Заключение............................................................................................................29

Список литературы...............................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Словосочетание "товарный знак" известно практически каждому.  Однако далеко не всякий знает,  что оно обозначает. Владеют данным  вопросом специалисты - патентные  поверенные, патентоведы. 

           Попробуем разобраться, что представляет  собой товарный знак с юридической  и экономической точек зрения  и имеется ли какая-либо связь  между товарным знаком, конечной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли и интересами потребителей.

Товарный знак  — обозначение служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или  индивидуальных предпринимателей. Законом  признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель  товарного знака имеет право  его использовать, им распоряжаться  и запрещать его использование  другими лицами.

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относятся к  правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ). Незаконное использование  товарного знака влечет за собой  гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Однако по мере использования товарных знаков все  чаще стали появляться случаи фальсификации. Дешевые подделки при наличии  знака сходили за изделия признанных мастеров. Чтобы остановить фальсификаторов, требовались юридические меры защиты. В Англии меры защиты против таких  нарушений были выработаны судами в  середине прошлого столетия. Лицо, имевшее  право использовать товарный знак, получало также право запрещать  другим умышленно пользоваться репутацией, которая связана с этим знаком. Это был знаменитый запрет на ведение  дел под чужим именем. Никто  не имел права выдавать свои товары за товары другого лица. В России Законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма.

            В России после революции 1917 г. принимались различные законодательные  акты, регламентирующие отношения  в области охраны товарных  знаков, - Декрет 1918 г. "О пошлинах  не товарные знаки", Постановление  1919 г. "О товарных знаках государственных  предприятий", Декрет 1922 г. "О товарных  знаках" и др.

            В настоящее время отношения,  связанные с созданием, регистрацией  и правовой охраной товарных  знаков, регулируются рядом законов,  о которых будет сказано ниже. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объекты законов о товарных знаках и знаках обслуживания

 

Основным документом, регулирующим в России правоотношения по поводу товарных

знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения  товаров, является  Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров". 23 сентября 1996 г. исполнилось четыре года со дня  принятия этого Закона, который был  введен в действие 17 октября 1992 г. Закон  представляет собой комплексный  нормативный акт, где наряду с  двумя объектами-близнецами: товарным знаком и знаком обслуживания - содержатся нормы, относящиеся к самостоятельному объекту промышленной собственности, - наименованию места происхождения  товара. Правовая охрана последнего введена  в нашей стране впервые.

   В условиях многообразия форм собственности, развития товарно-денежных отношений, необходимости насыщения рынка различными товарами названные выше средства индивидуализации становятся неотъемлемым элементом рыночной экономики.

Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товара"  создает необходимый  правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции.

В соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации товарный знак - это средство индивидуализации продукции. К товарному знаку  очень близок знак обслуживания, который  представляет собой средство индивидуализации выполняемых работ и услуг (ст. 138 ГК РФ). В Законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров", который регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков и знаков обслуживания, дано следующее определение: "Товарный знак и знак обслуживания (далее -товарный знак, ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товаров) других юридических или физических лиц".

Иными словами, товарный знак - это знак, помогающий отличить продукт  одного предприятия от продукта другого  предприятия. Под продуктом в  данном случае подразумеваются как  товары, так и услуги. В современных  условиях, когда экономическая роль сервиса значительно возросла, знаки  обслуживания становятся все более  важными. В мире практически нет  таких стран, где бы товарные знаки  не применялись и не защищались. Исключительное право на использование  товарных знаков обычно получают посредством  их регистрации, в том числе и  в России, однако в некоторых странах  исключительное право закрепляется после первого использования  знака, как, например, в США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические аспекты товарных знаков

Товарные знаки важны  как для продавцов, так и для  покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. Однородные товары могут изготавливаться разными производителями, распространяться разными продавцами. И те, и другие могут использовать свои товарные знаки. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком.

            Товарный знак служит нескольким  целям. С точки зрения лица, заинтересованного в покупке,  он служит ориентиром при выборе  того или иного товара. Выбор  основывается на ожидаемых свойствах  товара. В этом случае функция  товарного знака состоит в  том, чтобы указывать покупателю  на наличие того или иного качества товара.

           Другой функцией товарного знака  является выделение товара или  услуги конкретного предприятия  из однородных товаров и услуг  других предприятий. Кроме того, товарный знак позволяет определить  источник происхождения товара, так как сведения о владельцах  товарных знаков внесены в  Реестр товарных знаков, зарегистрированных  в Патентном ведомстве.

            Еще одной немаловажной функцией  товарного знака является рекламирование. Товарные знаки благодаря связи  с товарами дают обществу информацию  о товарах и услугах, помогая  стимулировать и сохранять спрос  на них, а предприятию и товару  обеспечивают широкую известность.

            Таким образом, продавцам товарный  знак позволяет выделить их  продукцию среди однородной продукции,  выпускаемой другими предприятиями,  потребителям - указывает на то, что  товар не является подделкой  и обладает определенным качеством.  Товарный знак является важным вкладом в экономику предприятия, так как позволяет занять на рынке определенное положение, основанное на признании товарного знака.

            Ошибочно думать, что одно только  использование товарного знака  обеспечит предпринимателю сверхвысокие  прибыли. Для этого необходим  целый комплекс мероприятий, направленных  на завоевание устойчивых позиций  на рынках сбыта. Однако следует  иметь в виду, что значительное  место среди этих мероприятий занимает товарный знак.

           Одним из важных аспектов коммерческой  деятельности является защита  товарного знака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Критерии охраноспособности

Заявляемые на  регистрацию  обозначения  не  всегда  регистрируются  в качестве  товарного  знака.  Объясняется  это  тем,   что   существует   ряд установленных  Законом оснований, препятствующих регистрации. Закон  говорит  и  о  невозможности  регистрации  определенных   видов обозначений,  и  о  невозможности  регистрации   в   целом   охраноспособных элементов в связи с создавшейся в отношении этого обозначения  ситуацией.  В первом случае речь идет об абсолютных основаниях для  отказа  в  регистрации (статья 6 Закона), которые при экспертизе  всегда  принимаются  во  внимание независимо от каких-либо обстоятельств. Во втором случае речь идет  об  иных(относительных) основаниях для отказа в регистрации,  которые  препятствуют регистрации обозначений в качестве товарных знаков (статья  7  Закона)  лишь при определенных условиях.

Наиболее распространено такое абсолютное основание, как  отсутствие  у обозначения различительной  способности.  Это  обозначения,  воспроизводящие отдельные буквы, цифры, не  имеющие  характерного  графического  исполнения и простые геометрические фигуры, реалистические или схематические  изображения товаров  заявляемых  на  регистрацию  в   качестве   товарных   знаков   для обозначения этих товаров; общепринятые  наименования,  которые  представляют собой простые указания товаров, заявляемые  для  обозначения  этих  товаров, общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий,  отраслей  и их аббревиатуры.

Закон выделяет еще одну группу  обозначений,  которые  не  могут  быть зарегистрированы в качестве  товарных  знаков.  Это  государственные  гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы,  сокращенные  или полные   наименования   международных   межправительственных    организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати,  награды  и другие знаки отличия или сходные с ними до степени  смешения.  Однако  Закон допускает исключение из этого правила - если подобное  обозначение  является лишь составной (незначительной) частью всего заявляемого обозначения,  оно может быть включено как неохраняемый элемент в товарный  знак.  При этом, однако, требуется согласие соответствующего компетентного органа.

      Если говорить  об  общепринятых  символах  и   терминах,  то  под  ними понимают условные обозначения, применяемые в науке и  технике,  обозначения, символизирующие  отрасль  хозяйства  или  область  деятельности,  к  которым относятся товары, указанные в перечне  товаров,  для  которых  испрашивается регистрация товарного знака. К общепринятым терминам  относятся  характерные для  конкретных  областей  науки  и  техники  лексические  единицы   -слова, словосочетания и т.п.

      Анализируя  абсолютные основания, необходимо иметь в виду, что  они,  в свою очередь, также разделены на две группы. Уже говорилось о первой  группе обозначений, которые в случае их незначительного положения в товарном  знаке не препятствуют регистрации товарного знака в целом. Обозначения  же  второй группы, даже если они занимают весьма незначительное  положение  в  товарном знаке, делают регистрацию товарного знака невозможной. К  обозначениям  этой группы относятся ложные  или  способные  ввести  потребителя  в  заблуждение обозначения, например обозначения, порождающие у  потребителя  представление об определенном качестве товара или его  изготовителе  и  т.п.,  которые  не соответствуют действительности. К обозначениям этой группы  относятся  также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам  гуманности  и морали, например  слова  и  изображения  непристойного  содержания,  призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство,  религиозные чувства и т.п.

      С точки  зрения проведения экспертизы  заявок  на  регистрацию  товарных знаков «иные» основания можно разделить  на  две  группы.  Основания  первой группы приведены в первой части статьи 7 Закона, и именно в  отношении  этих оснований проводится экспертиза заявленного обозначения.

      Так, в  соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения,  тождественные или  сходные  до  степени   их   смешения   с   товарными   знаками,   ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию  в  Российской  Федерации на имя другого лица в отношении однородных  товаров.  При  этом  учитываются только действующие,  «живые»  регистрации  товарных  знаков  или  заявки  на регистрацию товарных знаков, т.е. не учитываются:

- товарные знаки, регистрация которых аннулирована в соответствии  со статьей     29  Закона;

- товарные знаки, заявки на регистрацию которых считаются отозванными или отозваны соответственно на основании пунктов 3 или 4  статьи  10 Закона;

Информация о работе Виды товарных знаков