Виды рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационную и экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью рыночных отношений.
На нем ценные бумаги служат предметом купли – продажи с использованием комплекса цен, чем также отличаются от обычных товаров.
Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика рынка ценных бумаг 5
2. Виды рынка ценных бумаг 8
2.1. Цели и задачи первичного рынка 11
2.2. Цель, задачи и особенности вторичного рынка 12
3. Участники рынка ценных бумаг 12
4. Задачи и функции рынка ценных бумаг 16
5.Тенденции развития современного рынка ценных бумаг 20
Заключение 24
Список использованных источников 25

Вложенные файлы: 1 файл

рынок ценных бумаг.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Под понятием национального рынка ценных бумаг подразумевается сфера торговли фондовыми имуществами внутри государства. Данные рынки охватывают торговлю резидентами ценных бумаг, выпущенных резидентами и нерезидентами. В разных странах национальные рынки ценных бумаг имеют свои отличительные особенности, и в то же время общие свойства.

Международный рынок  ценных бумаг – это сфера торговли ценными бумагами на мировом масштабе (проведение торговых операций ценными бумагами между нерезидентами). Возможность такой торговли определена, во-первых, наличием межгосударственных (двух- или многосторонних) соглашений, и, во-вторых, существованием единых правил торговли ценными бумагами. Большая часть освоенных инвестиций на международном рынке ценных бумаг приходиться на облигации. По структуре валют более 50% операций на рынке международных облигаций приходиться на доллар США и японской иены. Торговля евроакциями и еврооблигациями является примером международного рынка ценных бумаг.

Международный рынок  ценных бумаг тоже подразделяется на первичный и вторичные рынки. На первичном рынке эмитент одного государства размещает свои ценные бумаги на другом государстве.

 Крупными международными держателями облигаций являются Япония, Англия и США. На вторичном рынке ценные бумаги перепродаются специальными финансовыми учреждениями. Крупные страховые компании, коммерческие и центральные банки разных стран являются участниками вторичных международных рынков облигаций.

 

2.1. Цели и задачи первичного рынка.

Целью первичного рынка является организация первичного выпуска ценных бумаг и его размещение. К задачам первичного рынка ценных бумаг относятся: 1) привлечение временно свободных ресурсов; 2) активизация финансового рынка; 3) снижение темпов инфляции.

Первичный рынок выполняет  следующие функции: организация выпуска ценных бумаг; размещение ценных бумаг; учет ценных бумаг; поддержание баланса спроса и предложения.

К основным субъектам  первичного рынка ценных бумаг относятся эмитенты и инвесторы. Активными участниками этого рынка являются инвестиционные фонды и финансовые компании, а также различные посредники: фирмы, представительства, агентства, филиалы, занимающиеся куплей-продажей корпоративных ценных бумаг. Активно работают на первичном рынке коммерческие банки.

К основным операциям  первичного рынка ценных бумаг относятся: эмиссия; определение основных форм размещения выпущенных ценных бумаг; определение рыночной стоимости ценных бумаг; оценка инвестиционного риска; государственная регистрация выпуска; размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; назначение реестродержателя; хранение.

 

 

2.2. Цель, задачи и особенности вторичного рынка.

Вторичный рынок ценных бумаг — это наиболее активная часть фондового рынка, где осуществляется большинство операций с ценными бумагами за исключением первичной эмиссии и первичного размещения. Цель вторичного рынка — обеспечить реальные условия для покупки, продажи и проведения других операций с ценными бумагами после их первичного размещения. Основными участниками вторичного рынка являются государство, акционерные общества, специалисты — профессионалы рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды и компании, коммерческие банки, фондовые центры и магазины, прочие хозяйствующие субъекты и граждане.

Вторичный рынок выполняет две функции: 1) сводит друг с другом продавцов и покупателей (обеспечивает ликвидность ценных бумаг); 2) способствует выравниванию спроса и предложения. Объем сделок на вторичном рынке в индустриально развитых странах существенно выше, чем на первичном.

Задачами развития вторичного рынка ценных бумаг в России являются: повышение финансовой активности хозяйствующих субъектов и физических лиц; развитие новых форм финансовой практики; совершенствование нормативно-правовой базы; развитие инфраструктуры рынка; соблюдение принятых правил и стандартов;

К особенностям российского  вторичного рынка относятся:

- специфика становления рынка ценных бумаг;

- неравноценность ценных бумаг, обращающихся на вторичном рынке по их инвестиционным возможностям, качеству и характеристикам;

- отсутствие устоявшихся канонов и единых правил поведения на рынке.

 

3. Участники рынка ценных бумаг.

 

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или  организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним. Это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.

Существуют следующие  основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: эмитенты (продавцы); инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля.

Эмитент – тот, кто выпускает ценные бумаги в обращение и несёт по ним обязательства в пределах установленных имущественных прав перед их собственниками. Это могут быть: государство, коммерческие предприятия и организации.

Инвестор – юридическое или физическое лицо, которое вкладывает свой реальный капитал от своего имени в ценные бумаги. Это могут быть: население, коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств.

Фондовые посредники – профессиональные участники рынка ценных бумаг, торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг и выполняют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская или деятельность по управлению ценными бумагами.

Организации, обслуживающие  рынок ценных бумаг - это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг. Они могут включать: организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка); расчётные центры (расчётные палаты, клиринговые центры); депозитарии; регистраторов; информационные агентства и др. организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Государственные органы регулирования и контроля рынка  ценных бумаг Российской Федерации  включают: высшие органы управления (Президент, Правительство); министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации и д.р.); Центральный банк Российской Федерации.

На другой стороне  рынка – инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить  свои средства работать и приносить  доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.

Рассмотренная классификация  участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.

Поскольку рынок ценных бумаг есть основная часть рынка вообще, постольку состав её участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.

Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и  инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.

В зависимости от отношения  к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них – один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.

Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношения «клиенты – профессиональные торговцы» - это «розничный» сегмент фондового рынка, ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.

Рядом с «розничным»  сегментом фондового рынка существует не менее значительный «оптовый»  сегмент – сфера отношений  непосредственно между профессиональными  торговцами. Здесь «профессионалы торгуют  друг с другом на равных. Принципы организации этой торговли в целом незначительно отличаются от тех, которые существуют в «розничном» сегменте фондового рынка.

Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Совокупность этих организаций называют также «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчётные организации, депозитарии и регистраторы и д.р.

Необходимо отметить, что применяемые здесь наименования различных организаций не являются исключительными. Например, в ряде стран (в соответствии с национальным законодательством и историческими традициями) принято говорить о брокерах (дилерах) или о расчётно-клиринговых центрах и т.п. Имеются в виду, скорее не наименования конкретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, расчётная, клиринговая, депозитная, биржевая и т.д.), которые по одному или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами.

Российское законодательство (указы Президента РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», подзаконные нормативные акты) оперируют следующими терминами: дилерская деятельность – дилер, брокерская деятельность – брокер, деятельность по организации торговли – организатор торговли и фондовая биржа, депозитная деятельность – депозитарий, деятельность по ведению реестра ценных бумаг – регистратор, расчётно-клиринговая деятельность по ценным бумагам – расчётный центр. При этом в ряде случаев допускается совмещение одним юридическим лицом нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

 

4. Задачи и функции рынка ценных бумаг

      

Цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределение путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Давая общую оценку значение ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты:

  1. ценные бумаги выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц.
  2. размещение ценных бумаг – эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей.
  3. ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения.
  4. На рынке ценных бумаг, прежде всего фондовых биржах, складываются курсы ценных бумаг. Эти курсы – барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. 

Задачами рынка ценных бумаг являются: мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций; формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам; развитие вторичного рынка; активизация маркетинговых исследований; трансформация отношений собственности; совершенствование рыночного механизма и системы управления; обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования; уменьшение инвестиционного риска; формирование портфельных стратегий; развитие ценообразования; прогнозирование перспективных направлений развития.

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и в условиях развитой мной экономики выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций. Можно выделить следующие основные функции рынка ценных бумаг: учетная, контрольная, сбалансирования спроса и предложения, стимулирующая, перераспределительная, регулирующая.  Их шесть.

Во-первых, рынок ценных бумаг исполняет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Именно через рынок ценных бумаг осуществляется основная часть веса перетока капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений. Курс акций на вторичном рынке, изменяясь под воздействием рыночного спроса и предложения (естественно, инвесторы стремятся вкладывать средств наиболее доходные проекты, одновременно избавляясь от ценных бумаг, оказавшихся малоприбыльными), определяет цену первичного рынка, который, в конечном счете, только и важен для производства, так как именно на нем предприятия могут получить средства на развитие. На развитых рынках успех или неудача молодого предприятия часто бывают обусловлены темпами подписки на его ценные бумаги. На российском рынке мало удачных попыток привлекать ресурсы путем размещения ценных бумаг под серьезные проекты.

Информация о работе Виды рынка ценных бумаг