Валютное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

Валютное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся: разработка нормативно-правовых актов и совершение конкретных административных действий органов государственной власти. К косвенным относятся экономические методы влияния на поведение субъектов валютного рынка [13, с.17].
Косвенное валютное регулирование осуществляется посредством:
1. Валютных интервенций - действия ЦБ, направленные на покупку или продажу иностранной валюты в обмен на национальную. Промежуточной целью валютных интервенций является поддержание курса национальной валюты по отношению к иностранной. Так, при покупке иностранной валюты, происходит увеличение денежной массы страны, курс иностранной валюты повышается; при продаже – наоборот.

Вложенные файлы: 1 файл

таможня.docx

— 26.32 Кб (Скачать файл)

Валютное  регулирование осуществляется прямыми  и косвенными методами. К прямым методам относятся: разработка нормативно-правовых актов и совершение конкретных административных действий органов государственной  власти. К косвенным относятся экономические методы влияния на поведение субъектов валютного рынка [13, с.17].

Косвенное валютное регулирование осуществляется посредством:

1. Валютных интервенций - действия  ЦБ, направленные на покупку или  продажу иностранной валюты в  обмен на национальную. Промежуточной  целью валютных интервенций является  поддержание курса национальной валюты по отношению к иностранной. Так, при покупке иностранной валюты, происходит увеличение денежной массы страны, курс иностранной валюты повышается; при продаже – наоборот.

2. Регулирования процентных ставок (дисконтной политики), прежде всего  ставки рефинансирования – ставки  кредитования Банком России банков, в том числе учета и переучета векселей.

В соответствии с эффектом Фишера повышение  ставки рефинансирования (учетной ставки) на 1% ЦБ РФ должно приводить к 1%-му удорожанию национальной валюты вследствие мобильности  капитала в поисках более выгодных сфер его приложения.

3. Использования денежно-кредитных  инструментов [12, с.554]:

  • изменения норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы – это своеобразный неприкосновенный запас денежных средств, который коммерческие банки не имеют право использовать для своих операций. Через них осуществляется контроль за совокупной денежной массой в стране. Увеличение резервной нормы ведет к росту резервов коммерческих банков и уменьшению возможностей коммерческих банков кредитовать экономику, что приводит к снижению предложения денег, снижению уровня инфляции в стране и росту валютного курса национальной денежной единице. Соответственно, уменьшение резервной нормы приведет к увеличению совокупной денежной массы в стране и удешевлению национальной валюты.
  • операций ЦБ на открытом рынке – купля-продажа ЦБ казначейских векселей, государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. ЦБ продает ценные бумаги, увеличивая денежное предложение, спрос на ГЦБ падает, цены на них снижаются, в результате происходит возрастание процентных ставок по ценным бумагам государства. И наоборот. Конечным результатом таких операций является изменение курса национальной валюты.

4. Изменения налогов.

Так, если увеличить акцизы на экспортируемые товары, это приведет к увеличению продаж товаров на внутреннем рынке, уменьшению продаж товаров за границей и уменьшению выручки от экспорта. Сократится предложение иностранных валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса. В свою очередь, рост курса иностранных валют приведет к увеличению цен в национальной валюте на импортные товары.

5. Использования таможенного (тарифного)  регулирования.

Например, увеличение экспортных пошлин, ограничение  количества (квотирование) экспортируемых товаров уменьшает предложение иностранных валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса. Уменьшение пошлин на импортируемые товары, услуги, снятие количественных ограничений по ввозу увеличивает спрос на иностранные валюты, также увеличивая курс иностранных валют. Соответственно, увеличение пошлин по импорту снижает спрос, а снятие количественных ограничений по экспорту увеличивает предложение иностранных валют.

 

 

 

 

 

 

Административное регулирование  рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства  и предусматривает использование  системы государственных заказов  и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и  внешнем рынке и т.п.

Валютное  регулирование носит публично-правовой характер, поскольку эта деятельность направлена на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями, с помощью которого государство ставит под свой контроль валютные операции, а также предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу в целях поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости валюты. Валютное регулирование реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля. К валютным ограничениям относятся: обязательная продажа государству части валютной выручки (в обмен на национальную валюту по официальному курсу), регулирование перевода и платежей за границу, репатриация прибыли, ограничение прав физических и юридических лиц владеть и распоряжаться иностранной валютой. 
Так, Закон о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Закон определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля. Законодательство о валютном регулировании и валютном контроле определяет участников валютных отношений, отличающихся друг от друга содержанием своих прав и обязанностей. Так, участниками валютных отношений являются резиденты и нерезиденты, статус данных участников валютных отношений различается.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом 

 

Настоящий Федеральный закон устанавливает  правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и  обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования  и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными  бумагами, права и обязанности  органов валютного контроля и  агентов валютного контроля (далее  также - органы и агенты валютного  контроля). 

 

 

 Статья 3. Принципы валютного регулирования  и валютного контроля 

 

Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций.  

 

 

 Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного  регулирования и акты органов  валютного контроля 

 

1. Валютное законодательство Российской  Федерации состоит из настоящего  Федерального закона и принятых  в соответствии с ним федеральных  законов (далее - акты валютного  законодательства Российской Федерации).  

 

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее - акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской  Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства  Российской Федерации и акты  органов валютного регулирования  применяются к отношениям, возникшим  после вступления указанных актов  в силу, за исключением случаев,  прямо предусмотренных настоящим  Федеральным законом или иными  федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов  валютного законодательства Российской Федерации и актов органов  валютного регулирования, указанные  акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после  вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства  Российской Федерации и акты  органов валютного регулирования,  устанавливающие новые обязанности  для резидентов и нерезидентов  или ухудшающие их положение,  обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов  валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов  валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного  законодательства Российской Федерации  и акты органов валютного регулирования  не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или  отдельные положения актов органов  валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную  тайну в соответствии с Законом  Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне".

5. Органы валютного контроля  могут издавать акты валютного  контроля по вопросам, отнесенным  к их компетенции (далее - акты  органов валютного контроля), только  в случаях и пределах, предусмотренных  валютным законодательством Российской  Федерации и актами органов  валютного регулирования. Акты  органов валютного контроля не  должны содержать положения, касающиеся  вопросов регулирования валютных  операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов валютного  законодательства Российской Федерации,  актов органов валютного регулирования  и актов органов валютного  контроля толкуются в пользу  резидентов и нерезидентов.

Библиографическое описание: Михайлушкин П. В. Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран [Текст] / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 135-140.

Инструментарий  регулирования определяется на основе разработанной государственной  стратегии и путей развития экономики. Рациональный выбор форм, методов  и средств государственного регулирования  экономики зависит от сложившихся  политических, экономических, социальных и международных условий страны.

Применение государственными органами системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, направленной на достижение определенных социально-экономических  целей, и представляет собой государственное  регулирование экономики.

Государственное регулирование  экономики непосредственно связано  с экономической политикой и  направлено на ее реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство выполняет  свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет  определенные требования [2].

Во-первых, исключаются  любые действия государства, разрывающие  рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. п.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в  условиях рыночной экономики государство  снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно  следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся  систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить  рыночный механизм. Вместе с тем  это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и  необходимо.

В-третьих, экономические  регуляторы не должны ослаблять или  заменять рыночные стимулы, их следует  применять по принципу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимания на то, как действие экономических  регуляторов отражается на механизме  рынка, последний начинает давать сбои.

Информация о работе Валютное регулирование