Бюджетная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны в их взаимодействии. Целостность бюджетной системы обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов правительства, закрепленным в юридических нормах. Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем.
Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджета иных уровней государственной власти. На государственный бюджет возлагаются функции обороны, управления народным хозяйством, внешние связи государства, охрана границ, почта, связь, железные дороги, денежное обращение и др. Растет роль центрального бюджета в развитии образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, в перераспределении национального дохода и т. д.

Вложенные файлы: 1 файл

byudzhetnaya_sistema_RB_lena.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Существует три уровня местных бюджетов:

- 1 уровень – первичный:  сельский, поселковый, городские и  районные в городах;

- 2 уровень – базовый:  городов, которые имеют районное деление и районные бюджеты;

- 3 уровень – областные  бюджеты (см. приложение 1).

Наша бюджетная система  основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип  единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

Принцип правдивости  и реальности направлен против фальсификации  бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

Принцип гласности обязывает  правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны  и дополняют друг друга, они нашли  свое правовое отражение в Конституции  нашей республики и специальных  законах: «О бюджетной системе РБ» и некоторых других законодательных актах.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой  бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета  на общественные процессы.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой бюджетной  политики государства через республиканский  и местные бюджеты.

1.2 Доходная и расходная части бюджета

 

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной   частей. Построение государственного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация - это научно обоснованная группировка расходов и доходов бюджетов всех уровней, основанная на однородных признаках. Она позволяет определить цели расходования бюджетных средств, источники финансовых ресурсов государства и используется при планировании и исполнении бюджетов.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

На практике еще используются юридическая и финансовая классификации. Первая распределяет доходы в зависимости  оттого, используется ли сила государственной  власти при их формировании или нет. Соответственно выделяют налоги и штрафы, а также — плату за услуги и добровольные взносы. Вторая - делит доходы на постоянные (налоги) и временные (займы).

Доходы бюджета - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:

1) Государственное имущество,  общегосударственные ресурсы.   За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.

2) Обязательные платежи  физических и юридических лиц,  взимаемые в виде различных  налогов и сборов.

3) Привлеченные ресурсы  в форме государственных займов, доходов от реализации других  ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др.

 В свою очередь,  доходы бюджета подразделяются  на такие виды как: налоговые,  неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются  доходы целевых бюджетных фондов.

К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Акцизы;
  3. Налог на прибыль и доходы;
  4. Налог на недвижимость;
  5. Земельный налог;
  6. Экологический налог;
  7. Чрезвычайный налог;
  8. Подоходный налог с граждан;
  9. Таможенные платежи и другие.

К неналоговым доходам относятся доходы:

- от использования, продажи и  иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  собственности;

- от платных услуг, оказанных  государственными или местными  органами власти и учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь  и бюджетные ссуды от бюджетов  других уровней и др.

Наиболее часто применяется  классификация доходов по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они составляют от 80 до 90 % всех доходов.

Каждый уровень бюджета, исходя из принципа самостоятельности, имеет определенный состав доходов. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993 г. №2347-ХII с изменениями и дополнениями в состав доходов республиканского бюджета включаются:

- регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;

- доходы государственных  целевых бюджетных фондов;

- трансферты, получаемые  от других государств в соответствии с заключенными договорами;

- доходы свободных  экономических зон;

- другие доходы в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

Доходы местных бюджетов включают:

Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты. К ним относят:

- налоги (подоходный налог с населения, земельный, экологический налоги, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за пользование лесами, налог на недвижимость, налог по упрощенной схеме налогообложения для субъектов малого предпринимательства, акцизы по винам, слабоалкогольным напиткам, кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию РБ, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физ. лиц, и др. местные налоги и сборы);

- доходы от реализации  основных фондов;

- арендная плата от  сдачи предприятий, принадлежащих  на праве собственности государству;

- поступления от государственных  предприятий, организаций, учреждений (плата за пользование банками  денежными средствами, дивиденды  от принадлежащих государству акций).

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закрепленных доходов  для покрытия его расходов; зачисляются  в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, установленных при утверждении вышестоящего бюджета (НДС, акциз на автомобильное топливо, налог на прибыль).

Субсидии, субвенции, дотации.

Важным источником доходов  государственного бюджета являются внутренние и внешние займы. Размер их может устанавливаться при планировании бюджета. Наибольшее значение они имеют для исполнения центрального бюджета.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь формируется в  основном за счет налоговых платежей. Именно эти обязательные платежи  обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Главное  назначение доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам  власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Расходы бюджета связаны с функциями  государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Существуют следующие виды бюджетной классификации по затратам: ведомственная (расходы классифицируются по министерствам, ведомствам); предметная (расходы распределяются по отраслям хозяйства и управления и делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому характеру); экономическая (расходы дифференцируются по хозяйственным признакам: капитальные вложения, заработная плата, субсидии, стипендии и т.д.); смешанная, при которой расходы классифицируются по ведомствам (министерствам), а в   них - по предметам. Наряду с традиционными видами бюджетной классификации находят распространение и новые: целевая классификация и функциональная. При целевой классификации расходы распределяются в соответствии с общенациональными политическими, экономическими и социальными программами. Функциональная классификация делит расходы с учетом основных функций государства: затрат на здравоохранение, образование, науку и т.д.

Можно выделить следующие  основные группы расходов: затраты  на социальные мероприятия, услуги (социальные пособия, пенсии, образование, 
здравоохранение и т.д.); расходы на финансирование народного хозяйства (государственные капиталовложения, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям и т.д.); затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов; расходы на национальную оборону; затраты на осуществление внешнеэкономической деятельности; расходы на обслуживание государственного долга; займы иностранным государствам и т.д. Каждая группа расходов в свою очередь состоит из конкретных видов затрат.

Все бюджетные расходы  в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные - бюджет развития. К первым относятся затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу и т.д. Вторые - связаны с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.

В странах с рыночной экономикой принято все государственные расходы делить на четыре группы: государственные закупки товаров и услуг (платежи за товары, закупаемые для текущего потребления, заработная плата работников, занятых в государственном секторе, национальная оборона и т.д.); государственные инвестиции; трансфертные платежи; проценты по государственному долгу. К текущим расходам здесь относят государственные закупки товаров и услуг, трансферты и расходы по обслуживанию государственного долга, а к капитальным — инвестиции (они составляют от 5 до 10 % общих расходов бюджета). Согласно другой классификации выделяют следующие категории расходов: поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; сельское хозяйство, природные ресурсы и окружающая среда; торговля, жилье, транспорт; проценты по государственному долгу и т.д.

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь