Банковские услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Значение активизации роли банков, обслуживающих население, состоит в том, чтобы при наименьших затратах содействовать максимальному эффекту, наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов в банковском обслуживании, улучшению качества банковского обслуживания частных лиц, расширению спектра банковских услуг и снижению их себестоимости.
Выше изложенное, а также тот факт, что современное состояние и перспективы развития банковского обслуживания населения не было предметом специального исследования экономистов в нашей стране, подчеркивает новизну и актуальность темы моей дипломной работы в условиях перехода к рынку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ 6
1.1 СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ УСЛУГ И ПРОДУКТОВ 6
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 10
II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ В РК 21
2.1 ДЕПОЗИТНЫЙ РЫНОК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 21
2.2 АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА 44
2.3 ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАНКОВСКИХ КАРТОЧЕК 58
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РК 64
3.1 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ УСЛУГ 64
3.2 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83

Вложенные файлы: 1 файл

Банковские услуги.doc

— 971.50 Кб (Скачать файл)

Отметим, что прецедент выхода отечественных  банков на международном рынке капиталов есть и довольно удачный. Так, ОАО "Казкоммерцбанку" были предоставлены синдицированные займы в размере 50 млн. и 35 млн. долл. США от ING Burins и Commertzbank AG, а также на сумму 20 млн. долл. от Bankers Trust. При этом Казкоммерцбанк погасил кредит в размере 50 млн. долл., срок которого истекал в ноябре 1998 года. Сроки погашения остальных займов истекают в текущем году.

Кроме того, Kazkommerts International BV в 1998 году выпустил и разместил еврооблигации на сумму 100 млн. долларов под гарантии Казкоммерцбанка при рейтинге "В+". Срок погашения - в 2001 году, доходность - 11,25 процентов годовых.

Думается, что их дебют может  послужить хорошим примером для  остальных банков.

Выпуск корпоративных облигаций  в Республике Казахстан. В настоящее время на внутреннем фондовом рынке обращаются главным образом государственные ценные бумаги, а из корпоративных - акции. Что касается корпоративных облигаций, то они не нашли сколько-нибудь широкого применения на практике.

Только в последнее время  в Казахстане (впервые в истории его фондового рынка) появились корпоративные долговые обязательства. Первым в республике эмитентом облигаций стало кустанайское АООТ "Фарватер", которое в марте 1998 года выпустило долговые обязательства на сумму 5 млн. тенге. С учетом успешного опыта дебюта на отечественном фондовом рынке "Фарватер" осуществил вторую эмиссию долговых обязательств уже на более сложных условиях.

Корпоративные облигации представляют собой эффективный инструмент привлечения  инвестиций. Потенциальных инвесторов привлекает, прежде всего, возвратность средств, вложенных в облигации, по сравнению с акциями.

Порядок регистрации, выпуска и  погашения корпоративных облигаций  регламентируется соответствующими нормативными актами Национальной Комиссии по ценным бумагам РК. В принципе, процедура подготовки и организации выпуска облигаций, включая документацию, представляемую в НКЦБ, аналогична механизму осуществления эмиссии акций и соответствующим документам по ней.

Исходя из вышеизложенного, с учетом имеющегося в республике опыта рекомендуем банкам выступить в качестве эмитента облигаций на рынке ценных бумаг. Легко предположить, что в условиях острого дефицита финансовых инструментов на отечественном рынке облигации банка привлекут пристальное внимание всех, кто сейчас ломает голову над проблемой управления активами, хочет повыгоднее и с наименьшим риском разместить имеющийся капитал. При этом покупателей, конечно, будет интересовать финансовое состояние эмитента, его платежеспособность. С этой точки зрения банку желательно в ближайшее время выйти на Казахстанскую фондовую биржу (КФБ). Наличие банка в листинге КФБ будет свидетельствовать о том, что он готов раскрыть информацию о своей деятельности, предоставить инвесторам всю необходимую документацию для проведения объективной оценки бумаг. Первую эмиссию корпоративных долговых обязательств целесообразно осуществить на сумму 50 млн. тенге сроком обращения 6 месяцев. В целях повышения заинтересованности заемщиков, чтобы они предпочитали вкладывать инвестиции в облигации банка, следует установить процентную ставку на уровне, превышающем процентные ставки по действующим эмиссиям корпоративных облигаций, а по возможности приближенной к доходности по МЕККАМ, НСО. Если дебют пройдет успешно, то банк зарекомендует себя как надежного и выгодного эмитента и завоюет доверие инвесторов, что повысит его инвестиционную привлекательность для потенциальных заемщиков. Это позволит в последующих эмиссиях облигаций увеличить сумму и сроки погашения займа, а процентную ставку несколько снизить.

Таким образом, банк расширит инвестиционную базу заимствования, получит дополнительный источник привлечения финансовых ресурсов и активизировать свою деятельность на рынке ссудных капиталов.

Кастодиальная деятельность. Как известно, в результате пенсионной реформы в республике были созданы накопительные пенсионные фонды {в настоящее время их насчитывается 16), которые аккумулируя пенсионные взносы вкладчиков, инвестируют их в безрисковые государственные ценные бумаги, преимущественно краткосрочные (МЕККАМы, ноты Нацбанка). В связи с этим возникла необходимость в новой форме банковского обслуживания - оказание кастодиальных услуг, поскольку это эффективный метод контроля за движением денежных средств пенсионных фондов. Банк-кастодиан осуществляет хранение и учет вверенных ему ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для сделок с ценными бумагами, исключая, таким образом, риск их хищения, незаконных операций, всякого рода махинаций и т.п. За это он получает комиссионное вознаграждение. Например, Алматинский торгово-финансовый банк (один из пионеров этого дела) за оказание кастодиальных услуг взимает плату в размере 0,15 процентов от номинальной стоимости ценных бумаг. Такая низкая ставка установлена в интересах клиентов.

Конечно, банку-кастодиану выгодно обслуживать пенсионные фонды лишь в том случае, когда последние инвестируют в ценные бумаги довольно крупные суммы пенсионных накоплений, тогда кастодиальные услуги экономически оправданы.

Заметим, что банк может оказывать  кастодиальные услуги не только пенсионным фондам, но и другим институциональным инвесторам (страховым фирмам, инвестиционным компаниям), а также портфельным инвесторам.

С развитием фондового рынка, числа  инвесторов (одних только инвестиционных фондов - около 200) значительно увеличатся размеры инвестиций в ценные бумаги, количество и объемы сделок по ним. Соответственно будет возрастать потребность в кастодиальных услугах. А на сегодняшний день в республике действует всего 7 кастодианов из 12 банков, получивших лицензии на кастодиальную деятельность. Очевидно, что в будущем этого будет Явно недостаточно. Вот почему кастодиальная деятельность считается актуальной и перспективной формой банковского обслуживания.

Форфейтинг и факторинг. Одной из эффективных форм торгового финансирования является форфейтинг. Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяемая, чаще всего, во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит полную досрочную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. В последующем денежные средства банку - форфейтору в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер - покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтер. За досрочную оплату банк-форфейтор взимает с экспортера проценты. Таким образом, банк-форфейтор получает вознаграждение за то, что принимает на себя платежный риск и выступает гарантом для экспортера.

В качестве примера можно привести ЗАО "Банк ТуранАлем", который с конца 1998 года стал практиковать в своей деятельности операции форфейтинга.

Считаем, что данный вид кредитования найдет широкое применение на практике, поскольку в республике действует много фирм, осуществляющих экспортные операции.

Не менее перспективной формой кредитования экспортных операций является факторинг, в основе которого лежит покупка банком счетов - фактур (платежных требований) поставщика на отгружаемую продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции. Выгода клиента банка при факторинговых операциях состоит в снижении издержек обращения ускорении оборота денежных средств, устранении риска неплатежа со стороны покупателей, повышении общей платежеспособности и т.д. Факторинговая компания или отдел в банке предоставляют следующие услуги:

анализ хозяйственной деятельности, кредитный анализ и взыскание  долгов;

кредитное страхование против плохих долгов с использованием "подтвержденных обязательств";

немедленное предоставление наличности против счетов-фактур на 75-80 процентов  от номинала счетов и гарантия платежа  остатка в согласованные сроки  с учетом кредитного страхования.

В принципе операция форфейтинга аналогична операции факторинга.

Таким образом, представляется целесообразным применение в деятельности отечественных  банков форфейтинга с учетом их финансовых возможностей. Это позволит банку пополнить контингент обслуживаемых клиентов.

Микро кредитование. Заслуживает внимания такая форма кредитных операций, как микро кредитование.

Как известно, в нашей стране принята  программа микро кредитования наименее обеспеченных граждан на 1998-2000 годы. Она реализуется с 1998 года в виде пилотного проекта в 5 южных областях республики (Алматинский, Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской). Кроме того в Актюбинске с начала 1998 года 245 малоимущих, многодетных семей получили микро кредиты в виде беспроцентной ссуды в размере 400 долл. каждая. Общая сумма выданных микро кредитов равна 7 368 тыс. тенге. Кредиты были предоставлены: на занятие коммерческой деятельностью, на разведение скота, выращивание овощей и разведение птицы, на авто и фото услуги, на хлебопечение, ремонт телевизоров, рукоделие, парикмахерское дело, постройку бани.

В соответствии с программой в 1998 году планировалось охватить микро кредитами 30 тыс. наименее обеспеченных граждан Казахстана и довести число кредитуемых к 2000 году до 15 тыс. человек.

Некоторые казахстанские банки  взяли на вооружение практику микро кредитования. Так, Банк ТуранАлем предоставляет микро кредиты на следующих условиях:

сумма кредита - от 500 до 30 000 долларов США;

срок кредита - от 6 до 12 месяцев;

процент - в валюте 1,8-2,6 процентов в месяц.

Очевидно, что данный вид банковских услуг найдет широкое распространение среди населения, так как микро кредитование играет роль противодействия растущей безработице и бедности. К тому же банкам выгодно предоставление микро кредитов, поскольку высокая мобильность, маневренность и возвратность таких кредитных ресурсов позволяют повысить их КПД.

Одним их важнейших перспективных  направлений развития банковской деятельности в Республике Казахстан является применение всемирной информационной сети Интернет в банковских операциях. Это оказание так называемых виртуальных услуг. Следует отметить, что на сегодняшний день уже существуют банки, которые используют компьютерные технологии в банковском обслуживании. Так, Народный банк рекламирует свои услуги через Интернет, в частности, предоставляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Другим примером, ярко иллюстрирующим применение Интернет в работе банка, является ТехаKаВаnk.

ТехаKаВаnk в рамках внедрения новой системы клиентских расчетов объявляет об открытии своего официального сайта. ТехаKаВаnk известен как универсальный банк, активно развивающий новые технологии. Внедрением новой программы "Internet-banking" он облегчил доступ клиента к счетам, дав ему возможность самому ощутить новейшие веяния в сфере банковского обслуживания. Это мобильный динамичный способ связи с банком позволит клиентам самостоятельно выбирать время и место для ведения банковских операций. Они могут связаться с банком из дома и офиса через Интернет, - в том числе, из-за пределов Казахстана. ТехаKаВаnk предоставляет своим вкладчикам и заемщикам опыт и технологические решения для безопасного управления их деньгами, строгое соблюдение конфиденциальности и индивидуальный подход, поддержание счета без требования минимального остатка, гибкую систему мультивалютных счетов, простоту оформления документов и последующих on-line процедур.

Банк считает, обеспечение конфиденциальности информации является одной из своих  важнейших задач. Поэтому, особое внимание уделено мерам по обеспечению безопасности сервиса. Соединение с сервером осуществляется по протоколу 5513.0 с ключом 128 бит, который производит шифрование всего графика между клиентом и сервером. Высокая безопасность и безусловная гарантия идентификации клиента обеспечивается благодаря использованию сеансовых ключей связи. Несколько десятков клиентов ТехаКаВанк уже оценили надежность, удобство и оперативность системы "ТехаКаВанк" Уже накоплен необходимый опыт и доверие клиентов, что сформировало высокую репутацию новой системы. Можно быть уверенным, что в ближайший год продолжится стремительное развитие "ТехаКаВанк", распространение передового опыта ТехаКаВанк и внедрение новой технологии в деятельности других банков.

В качестве дополнительных рекомендаций по дальнейшему развитию и совершенствованию рынка банковских услуг в республике можно предложить банкам широко применять в своей деятельности новые нетрадиционные виды банковских операций, такие как репо, трастовые операции, андеррайтинг, активно практиковать ипотечное кредитование, в частности, ипотечные облигации и строй сбережения, нетрадиционные способы залога при предоставлении ссуды и т.д.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что рынок банковских услуг в Казахстане в перспективе  значительно расширится, обогатится передовым опытом, в том числе зарубежным, пополнится новыми, нетрадиционными банковскими операциями и современными технологиями.

Это позволит повысить уровень и  качество банковского обслуживания, оздоровить и укрепить финансовую систему, способствовать оживлению и развитию реального сектора экономики, целенаправленно проводить эффективную денежно-кредитную политику.

Вся коммерческая деятельность банков нацелена на максимальную близость с  клиентом. Вот почему предлагаемые ими услуги в области инкассации рассматриваются прежде всего как хорошая возможность для формирования и развития более тесного типа взаимоотношений с клиентом с целью наиболее полного и качественного удовлетворения его потребностей по доступным ценам и повышения эффективности банковских услуг.

В условиях жесткой конкуренции  на рынке услуг по инкассации требовательность клиентов к банкам значительно возросла. Одним из основных критериев выбора для клиента является надежность банка. Кроме того, выбирая обслуживающий банк, клиентом учитываются не только уровни действующих ставок и тарифов, имидж, но и территориальная удаленность от предприятия, что немаловажно при слабости существующей инфраструктуры дорожного движения и связи.

Инкассация, как один из видов банковских услуг, представляет собой сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставку их в финансово - кредитные учреждения.

Данная услуга предусматривает  выезд инкассаторского автомобиля к клиенту, прием и доставку денежных средств в банк, пересчет купюр с последующим их зачислением на расчетный счет клиента.

Непосредственно услуги по инкассации осуществляют инкассаторы - должностные лица, уполномоченные собирать денежные поступления в кассах различных организаций и перевозить их в банк, а также развозить деньги из банков в кассы предприятий, организаций и учреждений.

Банки полагают, что высокий сервис услуг по инкассации может дать им существенные преимущества в конкурентной борьбе, так как она рассматривается  не просто как разновидность банковских услуг, но и активно внедряется в качестве канала сбыта в рамках общих банковских стратегий.

Информация о работе Банковские услуги