Банковская система Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:58, доклад

Краткое описание

1 История развития банковской системы Испании
2 Современное состояние банковской системы Испании
2.1 Центральный Банк Испании
2.2 Функции Центрального Банка Испании
2.3 Характеристика и структура банковской системы Испании
2.4 Основные виды операций коммерческих банков Испании

Вложенные файлы: 1 файл

банковская система Испании.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

1 История  развития банковской системы Испании.

В испанской  финансовой системе, зародившейся в XIX в. и остававшейся без существенных изменений, с конца второй мировой  войны до 1977 г., экономика страны до вступления Испании в ЕС (1 января 1988 г.) носила довольно замкнутый характер, а производственные фонды (по европейским стандартам) были явно недостаточны. В 1987 г. наблюдался быстрый прирост ВВП (с 3,3% в 1986 г. до 5,5% в 1987 г.), обусловленный увеличением спроса на внутреннем рынке, что обеспечило приток крупных иностранных инвестиций. Все это привело к ревальвации активов.

В 1988 г. в Испании  существовал достаточно хорошо организованный рынок кратко- и среднесрочного кредитования, а вот рынок долгосрочных кредитов был развит недостаточно. Фондовые биржи, как правило, были неликвидны и неэффективны. Около 60% личных сбережений хранилось в виде наличности или банковских депозитов. Быстро развивался межбанковский рынок, созданный в 1971 г.

Так как рынок  долгосрочного ссудного капитала нельзя было назвать ликвидным, основной опорой компаний в финансовой сфере был банковский сектор. К концу 1980-х гг. на банки приходилось около 30% финансового капитала. Курировал финансовую систему страны и проводил кредитно-денежную политику Банк Испании.

Банковский  сектор как и финансовая система, банковское дело в Испании строго контролировался государством и был защищен от внешних конкурентов. Ставки процентов по депозитам и ссудам обычно были привязаны к учетной ставке Банка Испании и могли колебаться в определенных, довольно мягких границах. В ответ на это банки обязаны были финансировать национальные проекты и предоставлять ссуды некоторым приоритетным отраслям. Кроме того, в 1970 г. в качестве инструмента денежно-кредитной политики были введены определенные требования к резервным фондам, и в течение 1980-х гг. они достигли 15-18%. Несмотря на столь суровый контроль, появлялись и первые признаки либерализации, в частности постепенно ослаблялись ограничения на величину процентной ставки (1969-1987 гг.)

"Частные"  коммерческие и "общественные" сберегательные банки - два основных типа финансовых учреждений Испании. Кроме того, в банковской сфере страны оперируют иностранные банки и кредитные кооперативы.

Коммерческие  банки всегда следовали модели "banca mixta", предоставляя широкий спектр коммерческих и инвестиционных банковских услуг внутри страны, часто действуя при этом через дочерние фирмы и ассоциации. Обычно они оказывали розничные услуги частным клиентам среднего и высшего класса, а также финансировали средний и крупный бизнес. В этом секторе доминировала так называемая "Большая семерка"-Banco de Bilbao, Banco Espanol de Credito ("Banesto"), Banco Central, Banco Hispano Americano, Banco Santander, Bancode, Vizcaya и Banco Popular, а также Banco Exterior, крупный государственный "экспортный" банк (Приложение 1).

Сберегательные  банки (по-испански "cajas de ahorro") обычно предлагали более ограниченный спектр услуг по сравнению с коммерческими, да и клиентская база опиралась на менее состоятельных вкладчиков. Большая часть сбережений размещалась на сберегательных счетах; затем эти средства использовались для предоставления ссуд на общественные проекты, ипотечные ссуды частным лицам (до 1983 г. сберегательные банки обладали монополией на этот вид деятельности) и межбанковские кредиты.

В 1988 г. 81 сберегательный банк с 12 600 отделениями занимался  в основном предоставлением ссуд (в местном масштабе) на базе средств, аккумулированных из быстро растущих сбережений частных лиц. Несмотря на ограниченность географической зоны операций, на сберегательные банки приходилось более 42% всех банковских депозитов Испании (сравните с 33% в 1985 г.). Около 54% этих депозитов находились в руках десяти крупнейших "cajas", три из которых входили в число первой десятки депозитных учреждений страны. Вызов, брошенный коммерческому банковскому сектору, лучше всего характеризуется именно объемом депозитов -в 1987 г. средняя скорость роста объема депозитов составляла 5.27%, больше, чем у Ваnсо de Vizcaya, самого быстро развивающегося коммерческого банка "Большой семерки".

 

Что касается иностранных  банков, долгое время доступ на финансовый рынок Испании иностранным банковским учреждениям был закрыт; исключение составляли лишь четыре банка, правда, их доля на рынке была сравнительно невелика. В 1978 г. запрет был снят, но деятельность иностранных банков на рынке розничных финансовых услуг строго регламентировалась. Однако эти запреты можно было легко обойти, приобретая испанский банк, покупатель которого автоматически получал статус внутреннего банка.

К 1988 г. в Испании работало 36 иностранных банков: В табл. 4 приводятся данные о наиболее крупных из них.

В октябре 1990 г. Конфедерация сберегательных банков Испании (СЕСА, 77 банков) заключила соглашение о взаимном сотрудничестве сроком на два года с аналогичной конфедерацией в Германии (577 сберегательных банков). Согласно этому соглашению, каждая организация обязывалась оказывать банковские услуги и финансовую консультативную помощь клиентам противоположных сторон. Кроме того, десять испанских сберегательных банков объединились в торговый концерн, который должен был играть роль посредника и приобретать доли в испанских заграничных компаниях.

По мере того как стирались различия между  коммерческими и сберегательными  банками, последние стали представлять собой серьезную конкурентную угрозу. Cajas не только географически расширяли свое поле деятельности, но также активно пытались включить в число своих клиентов мелкие и средние компании, на которые традиционно опирались коммерческие банки. Сберегательные банки успешно повышали качество финансовых услуг. Так, в 1998 г. Саjа de Madrid и Саjа de Bilbao Bizcaia Kutxa ввели новый вид счетов "supercuentas". Фактически в 1989 г. темпы прироста прибыли сберегательных банков из группы СЕСА в три раза превысили аналогичные показатели традиционных банков. Успех был - достигнут во многом благодаря политике развития новых видов финансовых услуг, а также политике расширения, открытия новых отделений.

В 2006 и в 2007 году гг. в Испании значительно выросло  число иностранных финансовых учреждений. Свои отделения открыли шесть новых банков. Кроме того, иностранные банки, как правило, приобретали акции ориентированных на внутренний рынок испанских банков.

2 Современное  состояние банковской системы  Испании

 

2.1 Центральный  Банк Испании

Как уже говорилось, в денежно-кредитной системе Испании  насчитывается около 150 банков. Центральный  банк разрабатывает и реализует  кредитно-денежную политику с учётом введения в стране евро. Характерная  особенность банковской системы  Испании – исключительно высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала.

В настоящее  время в Испании насчитывается 132 банка. Многочисленные филиалы банков существуют во всех городах. Banco de Espana –  Центральный банк Испании.

Что касается истории  основания и развития Центрального банка Испании, то Банк Испании (исп. Banco de Espana) – центральный банк Испании. Основан в Мадриде в 1782 году Карлосом III, в настоящий момент является членом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

Банк был  основан под названием Banco Nacional de San Carlos, его первым директором был французский банкир Франсиско Кабаррюс. Центральный банк — Банк Испании длительное время не имел даже ограниченной самостоятельности и строго руководствовался в своей - деятельности указаниями Министерства финансов Испании. Теперь он должен поддерживать политику правительства лишь в той степени, в какой это можно делать без влияния на стабильность национальной валюты. Отныне БИ не может получать указаний от органов исполнительной власти и имеет решающее право голоса при использовании тех или иных монетарных инструментов. В то же время Центробанк подотчётен парламенту и правительству. Управляющий БИ обязан присутствовать на заседаниях правительства и ряда парламентских комитетов, что даёт возможность оказывать на него давление и тем самым влиять на принятие решений в области денежно-кредитной политики.

Управляющий БИ назначается королём Испании  по представлению главы правительства  сроком на 6 лет без возможности  назначения на второй срок. Министр финансов информирует о предстоящем назначении парламент, однако последний не имеет права отводить предложенную кандидатуру. Уволить управляющего можно только в том случае, если он не способен выполнять свои обязанности или за серьёзный проступок. В течение двух лет после ухода со своего поста управляющий не имеет права работать в учреждениях кредитной системы. Его заместитель назначается правительством по рекомендации управляющего на тот же срок. Остальные члены Банковского совета, включая директора Казначейства, директора налогового ведомства и советников, назначаются правительством по представлению министра финансов на срок четыре года.

Частные активы членов Банковского совета находятся  под жёстким контролем. Сразу  после назначения они передают своё движимое имущество в доверительное управление специального института, не принимающего от них никаких инструкций.

В 1994 году после  вхождения Испании в Европейский  валютный союз, Банк Испании стал членом Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

2.2 Функции Центрального Банка Испании

Банки и сберегательные кассы играют важнейшую роль в  испанском финансовом секторе, как  в силу деловой активности, так  и в связи с их присутствием во всех сегментах экономики. В испанской  финансовой сфере, с момента учреждения Европейской системы Центробанков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ), были пересмотрены функции, которые исполнял Банк Испании, участвуя в осуществлении следующих основных функций, переданных ЕСЦБ:

– определение  и исполнение валютной политики в Зоне евро в целях поддержания стабильности цен в этой зоне;

– проведение валютнообменных  операций, хранение и управление официальными валютными резервами государства;

– развитие должного функционирования платежной системы в Зоне евро;

– выпуск банковских билетов, имеющих официальное хождение.

Кроме того, Банк Испании, согласно положениям «Закона об автономии», обладает следующими функциями:

– осуществление надзора  за платежеспособностью и деятельностью  кредитных организаций и финансовых рынков.

– содействие должному функционированию и стабильности финансовой системы и национальных платежных систем.

– разработка и публикация статистики, имеющей отношение к  его функциям.

– оказание услуг казначейства и финансового агента по вопросам государственной задолженности.

– консультирование правительства  и подготовка необходимых докладов и исследований.

2.3 Характеристика и структура  банковской системы Испании

Современную структуру банковской системы Испании можно представить  следующим образом:

1) государственные  кредитные учреждения;

а) Центральный  банк;

б) Ипотечный  банк, Стройбанк, Промышленный банк, Сельскохозяйственный кредитный банк, Банк местного кредитования, Центральная касса по кредитованию мореплавания и рыболовства, Внешнеэкономический банк;

2) частные банки;

3) сберегательные  кассы;

4) кредитные  кооперативы.

Действующие в  Испании банки являются финансовыми  учреждениями, уполномоченными в  качестве таковых, которые осуществляют посреднические операции со средствами, полученными от своих клиентов, и предоставляют иные услуги финансового характера.

На 30 июня 2009 года имелось 77 официально зарегистрированных испанских банков и многочисленные дочерние банки, филиалы, представительские  и корреспондентские отделения  за рубежом. Кроме того, 60 зарубежных банков имели отделения в Испании.

Сберегательные  кассы – это кредитные организации, имеющие полную операционную свободу  в сравнении с остальными участниками  испанской финансовой системы. Они  учреждены, имея юридический статус частных фондов, созданных в социальных целях и действующих на чисто рыночных условиях, хотя и реинвестируют часть полученной прибыли в социальные проекты.

Эти учреждения имеют глубокие корни и давние традиции в Испании, они привлекают весьма существенную долю частных сбережений и, с точки зрения работы с активами, характеризуются предоставлением - финансирования частному сектору (через ипотечные кредиты и т.д.). Они также отличаются деятельностью по финансированию крупных государственных объектов и частных проектов по размещению и приобретению ценных бумаг с фиксированным доходом. Испанские сберегательные кассы объединены в Испанскую конфедерацию сберегательных касс (CECA).

 

В последние  годы банки и сберегательные кассы  участвуют в важном процессе, направленном на оптимизацию их позиций и масштабов в условиях единого европейского рынка банковских услуг. В рамках этого процесса произошла дальнейшая интеграция, затронувшая крупнейшие испанские банки и приведшая к возникновению двух банковских групп (SCH и BBVA), имеющих европейский масштаб и значительное присутствие в Латинской Америке. Кроме того, на 1 января 2004 года состоялось международное слияние банков Барклез – Банко Сарагосано, что привело к созданию шестой по объему полученной прибыли банковской группы в испанском банковском секторе.

Помимо сберкасс, в Испании есть коммерческие банки. До 1974 года они разделялись на депозитные и промышленные (деловые). Начиная  с 1974 года они, следуя мировой тенденции, стали преобразовываться в универсальные. Банки типа «Ваnса official» занимаются распределением ссуд, выдаваемых на более выгодных, по сравнению с рыночными, условиях, как в отношении процентной ставки, так и в отношении доли наличных и срока погашения. Такие ссуды в области жилищного финансирования являются ипотечными и выдаются на строительство «защищенного» жилья на срок 15 лет для приобретателя и 3 года «отсрочки» для жилищно-эксплуатационной фирмы.

Для того чтобы  стимулировать выдачу учреждениями квалифицированных ссуд, финансовые органы, прежде всего, освобождают их от необходимости иметь обязательные резервы для этих целей. Кроме того, государство «бонифицирует» процент: ежегодная конвенция - гарантирует учреждениям получение определённой процентной ставки, эта ставка устанавливает долю, выплачиваемую приобретателем или инвестором, и, как разность, долю, которую покрывают ведомства.

В отношении  банков частного сектора («barika privada») государство  применяет жёсткие ограничительные  меры. С одной стороны, до недавнего  времени в банковской системе  Испании, строго регламентировались процентные ставки, как на депозиты, так и на кредиты; с другой стороны, приблизительно половина активных операций банка также регламентируется, в том числе, кассовая наличность — в размере 18%; казначейские боны — 12%; экспорт — не менее 3%; инвестиции — не менее 5% и государственные ценные бумаги — по крайней мере, 13,5%.

Информация о работе Банковская система Испании