Банковская система Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:13, реферат

Краткое описание

Банковская система Великобритании принадлежит к числу старейших и наиболее развитых банковских систем мира. Она имеет хорошо организованную и разветвленную финансовую инфраструктуру и опирается на мощный денежный рынок в лондонском Сити, имеющий тесные связи с гласными финансовыми центрами мира.
Финансовые институты Великобритании, как и в других странах, можно разделить на две группы.
• банковский сектор включает коммерческие банки различных
типов — клиринговые банки, акцептные дома, торговые банки, иностранные банки и их филиалы и т.д.;
• небанковские финансовые учреждения. К ним относятся страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды,
строительные общества, кредитные союзы и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Bankovskaya_sistema_Velikobritanii.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Банки и иные финансовые институты, соответствующие стандартам и требованиям FSA, называются авторизованными институтами.

Особенность системы  регулирования финансовых рынков и  их  в Великобритании заключается  в том, что впервые в одной из крупнейших стран мира, мощнейшем мировом финансовом центре ответственность за регулирование финансовых услуг и субъектов финансового рынка возложена на одну организацию. АФУ объединила существовавшие ранее восемь независимых регулирующих организаций и подразделение Банка Англии, Объединение проведено на основе существовавшего ранее Совета по ценным бумагам и инвестициям.


Справедливости ради надо отметить, что Великобритания была не первой страной, в которой органы регулирования финансового рынка собраны в единую организацию. В июле 1991 г. подобная организация (Finansispektioneri) была создана в Швеции для текущего и перспективного регулирования финансового рынка и интеграционных процессов в финансовой сфере; в 3 986 г. единый орган регулирования банковского, страхового секторов и рынка ценных бумаг был создан в Норвегии; в 1988 г. аналогичная шведской организация была создана в Дании. Но обороты на финансовых рынках этих стран даже в совокупности не идут ни в какое сравнение с масштабами Соединенного Королевства. Кроме того, объем полномочий и круг ответственности АФУ значительно превышает все ранее созданные аналоги.

Надзор за институтами осуществляется по следующим направлениям:

  • капитал;
  • раскрытие информации;
  • ликвидность;
  • резервы;
  • системы управления и контроля;
  • директора, контроллеры и менеджеры.

Чтобы осуществлять банковские операции в соответствии с Законом о банках 1987 г., институт должен удовлетворять требованиям АФУ в том, что его бизнес проводится «благоразумным способом».

Это понятие включает в себя:

  • достаточность имеющегося капитала;
  • адекватную ликвидность (которая означает наличие достаточных средств для выполнения своих обязательств);
  • реалистический бизнес-план и адекватные системы и средства 
    управления;
  • наличие на счетах баланса резервов, адекватных безнадежным и 
    сомнительным долгам;
  • осуществление операций честно (прозрачно) и умело. 
    Директора, менеджеры и контроллеры банка должны соответствовать занимаемым должностям.

Как АФУ интерпретирует эти термины, изложено в «Основных принципах», выпущенных в июле 1998 г., и в двух томах Указаний по политике банковского надзора. Институты, соответствующие стандартам АФУ, называются «авторизованные банки» (в соответствии с Законом о банках 1987 г. название «банк» сохранено тем из них, кто имеет капитал не меньше 5 млн фунтов стерлингов или лицензированы за границей. Однако обычно термин «банк» применяется ко всем).

В соответствии со Второй банковской директивой по координации ЕС банкам, инкорпорированным в других странах — членах ЕС, включая Норвегию, Исландию и Лихтенштейн (так назывемые банки, авторизованные в Европе или Европейские уполномоченные банки), для приема депозитов в Великобритании авторизация АФУ не требуется. Им достаточно иметь лицензию в собственной стране и быть под надзором национальных контролирующих органов. Эти органы в соответствии с правилами Евросоюза и осуществляют пруденциальный надзор за филиалами своих банков-резидентов. АФУ, со своей стороны, обязана сотрудничать с властями страны филиала-нерезидента и дополнительно разделяет с ними ответственность по надзору за ликвидностью филиалов.

В настоящее время  в Великобритании около 430 банков принимают депозиты. Почти половина из них являются зарубежными, и из этих зарубежных банков половина авторизованы в странах Евросоюза. Постоянный надзор АФУ за банками, принимающими в Великобритании депозиты, осуществляется через сбор информации от контролирующих органов, через сообщения аудиторских организаций, при непосредственных проверках банков и через регулярные формализованные опросы. Кроме того, АФУ имеет доступ к статистическим данным Банка Англии.

Отправной точкой является систематический анализ характера риска каждого банка, который затем определяет стратегию надзора на очередной период. АФУ не пытается опекать банковскую систему или препятствовать банкам принимать собственные коммерческие решения. Надзор не заменяет банковский менеджмент в оценке оптимальности коммерческой стратегии банка. Но наблюдатели должны быть Уверены, что минимум надежности банка обеспечен. Если возникает Угроза вкладчикам, АФУ имеет полномочия отозвать у банка разрешение или ограничить его операции и права.

Решения вопросов аннулирования и авторизации, соответствия или несоответствия института положениям Закона о банках принимается на основании формального рассмотрения документов. При принятии формального решения АФУ обязана принимать во внимание все Документальные факты и свидетельства. Ее решения могут быть оспорены в судах, а при определенных обстоятельствах можно подавать апелляцию в Трибунал, имеющий право пересмотреть решение АФУ.

Вторая банковская директива  предоставила авторизованным в Великобритании банкам разрешение на открытие филиалов или предоставление банковских услуг на всей территории Европейской экономической арены без повторного лицензирования. Надзор за деятельностью этих филиалов осуществляет АФУ, за исключением ликвидности этих филиалов.

Капитал банка обычно состоит из нескольких элементов. Эти элементы включаются в один из трех уровней.

Первый уровень, или  основной капитал, включает акционерный  капитал и подтвержденную аудитом  нераспределенную прибыль.

Второй уровень, или  дополнительный капитал, включает общие резервы, сформированные на возможные неопределенные будущие потери, а также среднесрочные или долгосрочные субординированные займы.

Третий уровень включает субординированный долг сроком платежа не менее двух лет, который является «связанным» (т.е. не может быть возвращен без разрешения FSA, если возврат приведет к нарушению норматива достаточности капитала), и накопленную прибыль, являющуюся результатом переоценки ценных бумаг, иностранной валюты и контрактов по ним.

Далее ограничения накладываются на компоненты второго и третьего уровней. Субординированные займы во втором уровне не могут превышать 50% первого уровня; первый уровень капитала, как полагают, является более устойчивым и поэтому имеет более высокое качество, чем второй уровень. По крайней мере 50% капитала банка должен составлять первый уровень. Создаваемые банком общие резервы на возможные потери не могут превышать (не принимаются в расчет капитала) 1,25% активов, взвешенных с учетом риска, а сумма субординированных займов во втором и третьем уровнях не может превышать более чем вдвое капитал первого уровня.

Структуру капитала английского  банка можно увидеть на следующем примере (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Капитал (Capital Base)

 

Элементы 1 уровня

Акции

300

Резервы (Disclosed reserves)

81

Прибыль в распоряжении банка (заверенная внешним аудитом)

50

Итого первый уровень

431

Элементы 2 уровня

Fixed Asset Revaluation Reserve

40

Общие резервы

9

Субординированный долг

160

Итого второй уровень

209

Элементы 3 уровня

Субординированный долг

80

Прибыль от торговой деятельности (Trading Activities)

60

Итого третий уровень

140

Всего капитал

780


 

Отношение капитала к «взвешенным» активам в процентах — показатель рисковых активов (Risk Asset Ratio, RAR). Отдельно рассчитывается показатель достаточности капитала по торговым операциям.

Каждый банк-резидент получает персональный «целевой» совокупный показатель достаточности капитала, ниже уровня которого он не имеет права опускаться. АФУ не устанавливает единых требований для всех банков, во внимание принимаются возможные индивидуальные факторы риска исходя из особенностей отдельного банка (качество систем контроля, правовые риски, концентрация операций на отдельных секторах рынка и т.п.). Абсолютное минимальное значение достаточности капитала — 8%.

Оценка достаточности капитала работает хорошо, когда банк имеет диверсифицированный портфель кредитов и инвестиций. Однако если банк «держит все яйца в одной корзине» и попадает в зависимость от отдельного клиента или контрагента, неспособного выполнить свои обязательства, возникают специфические риски. Банковский Акт 1987 г. требует, чтобы банки сообщали о таких крупных вложениях, осуществляли раскрытие информации. АФУ в соответствии с Рекомендациями Базельского комитета банковского надзора установила Уровень такой зависимости: вложения в одного заемщика (контрагента) или группу связанных между собой заемщиков не должны превышать 10% капитала банка без достаточного обоснования. Никакой заемщик или группа заемщиков не должны составлять более 25% капитала при самых исключительных обстоятельствах. Исключением могут быть только ценные бумаги самого высокого качества.

Поддержание ликвидности — одна из основных задач любого банка Банки  редко держат наличные средства для  выполнения всех своих обязательств одновременно, но они должны иметь достаточно наличных или ликвидных средств, чтобы выполнять свои обязательства по мере наступления. Это означает поддержание определенного уровня наличности (и высококачественных быстрореализуемых активов типа правительственных облигаций), который гарантирует согласование потоков поступлений и платежей. Важным является и разнообразие депозитов по срокам.

АФУ не налагает на все банки общие  требования по ликвидности. Она обсуждает  с каждым банком индивидуально адекватность его мер по обеспечению достаточного уровня ликвидности и с учетом этих обсуждений устанавливает соответствующие требования к конкретному банку.

Банки должны создавать балансовые резервы по любым безнадежным и сомнительным долгам. АФУ обычно не определяет и не вмешивается в определение каждым банком условий, при которых долг будет отнесен в категорию сомнительных или безнадежных. Это задача менеджеров и аудиторов банка. Однако АФУ должна убедиться в адекватности этих условий. Если они неадекватны, возможны искажения в расчете капитала.

При оценке условий АФУ  обращает внимание на политику создания резервов банка, его методов и систем контроля кредитного риска и обеспеченности, моделей кредитования, методов взыскания задолженности и оценки безопасности,

Закон о банках требует, чтобы внешние аудиторы периодически сообщали АФУ о средствах и  системах управления и контроля в  банках и подтверждали, что основные принципы АФУ соблюдаются. АФУ может попросить ревизора проверить заграничные операции банка, если они составляют существенную часть всех операций этого банка. В информации также сообщается о точности и полноте выполнения представленных АФУ надзорных требований и достоверности статистической отчетности, представляемой Банку Англии.

Внешние аудиторы могут и обязаны направлять непосредственное АФУ любую информацию о деятельности банка, вызывающую озабоченность.

Затем включенные в штат АФУ специалисты («команда аналитиков», Review Team) совместно с профессиональными банкирами и аудиторами периодически рассматривают все аспекты действий банков, включая системы и средства управления, качество кредитного портфеля, глубину экспертизы управления и деловой стратегии. «Команда торговых рынков» (Traded Markets Team) специализируется в изучении деятельности банков на рынке государственных обязательств и капитала, включая рассмотрение моделей, используемых для учета этих операций.

Любой, кто занимает или  должен занять должность Директора  или управляющего банком, и любой, кто управляет банком как акционер или любым иным способом, должен удовлетворять требованиям АФУ в отношении «пригодности» для занимаемой должности. «Пригодный и надлежащий» — термин Закона о банках 1987 г. АФУ в выпущен ном в июле 1998 г. «Порядке утверждения руководителей» определяет этот термин как: честность, компетентность, усердие, разумность суждений, репутация и характер.

В случае контроллера-акционера, которым может быть, скорее, компания, чем физическое лицо, учитывается  финансовое положение акционера. Желающие приобрести контрольный пакет акций Британского банка должны предварительно уведомить АФУ о намерениях, представить необходимые документы и получить одобрение или отказ.

Частью Финансовой службы разрешения споров в Великобритании является Система разрешения споров между банками и потребителями банковских услуг (СРС). Она обеспечивает потребителей независимым обслуживанием при разрешении споров по большинству вопросов персонального финансирования. Это внесудебная система, не заменяющая, а дополняющая суд.

Перечислим сферы, в  которых наиболее часто возникают споры, где арбитром выступает Финансовая служба:

Информация о работе Банковская система Великобритании