Автокредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:51, реферат

Краткое описание

В последние четыре года потребительское кредитование получило широкое распространение на российском, рынке банковских услуг. Многие банки начали активно предлагать широкий комплекс банковских продуктов и услуг для физических лиц. Большое значение при этом получило именно потребительское кредитование. Однако если раньше процедура оформления кредита, применявшаяся в банках, была достаточно громоздкой и занимала много времени, теперь занимает считанные минуты. Существенно упростились требования к заемщику, кредит стал доступным для более широких слоев населения, поэтому интерес к нему день ото дня повышается.

Содержание

Введение
1. Кредитоспособность заемщика. Кредитный договор
1.1 Кредитование заемщика
1.2 Оценка кредитоспособности заемщика
2. Автокредитование
2.1 Автокредит в регионах
2.2 Изменение стандартов автокредитования
3. Место автокредита в рыночных отношениях
3.1 Автодиллеры увеличивают объем продаж
3.2 Перспективы…..
3.3 Десять советов по получению потребительского кредита
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Егора.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму  прямого или косвенного банковского  кредита. При предоставлении прямого  банковского кредита заключается  кредитный договор между банком и заемщиком — пользователем  ссуды. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом. Таким посредником чаще всего выступают предприятия розничной торговли.

 

3. Кредитоспособность  заемщика. Кредитный договор

Кредитный договор  заключается между клиентом и магазином, который в последующем порядке получает ссуду в банке. О распространенности подобной формы кредитования свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время свыше 60% ссуд, выдаваемых резидентам США на приобретение автомобиля, представляют собой косвенный кредит.

Прямое и  косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения  имеют свои преимущества и недостатки. Первое, что выгодно отличает прямое банковское кредитование от косвенного — это простота организации кредитного процесса, которая позволяет точно оценить объект кредитования, выяснить экономическую целесообразность выдачи ссуды и организовать действенный контроль за ее использованием и погашением. Все это, несомненно, положительно сказывается на организации кредитных отношений банка с заемщиком.

С другой стороны, к негативным факторам, с точки  зрения банка, связанным с прямым банковским кредитованием, обычно относят  несколько более высокий уровень  риска, чем при косвенном банковском кредитовании. Чем обусловлен подобный вывод?

Во-первых, тем, что в России современная практика кредитования индивидуальных заемщиков  имеет ряд сложностей:

анализ кредитоспособности индивидуальных клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводится далеко не всеми  коммерческими банками;

методики анализа  кредитоспособности не всегда отвечают требованиям практики;

наличие обеспечения  по ссуде нередко носит формальный характер.

Во-вторых, негативное воздействие макроэкономической ситуации также сказывается на организации  кредитования частных клиентов банка./

Косвенное банковское кредитование потребительских нужд населения позволяет банку сократить  влияние рисков (кредитных, процентных, валютных, рыночных и проч.), поскольку  ссуды, предоставляемые, например, юридическим  лицам, позволяют с большей степенью достоверности и реальности определить кредитоспособность заемщика (юридического лица), возможности погашения ссуды в срок и полностью, организовать действенный контроль, в том числе на стадии погашения ссуды. Для клиента же важно не только то, что он получает ссуду в момент возникновения в ней потребности (в торговой организации при покупке товаров длительного пользования), но и отсутствие необходимости обращения в банк с просьбой о ее выдаче и т. д,

Основные виды предоставляемых ссуд — долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные ссуды в основном носят инвестиционный характер и связаны с удовлетворением потребностей населения в жилищном строительстве и хозяйственном обзаведении.

Наибольшую  популярность на сегодняшний момент завоевали краткосрочные ссуды на покупку товаров длительного пользования (бытовая техника, мебель) и услуг, долгосрочные ссуды (например, так называемое автокредитование) и ипотечное кредитование (кредиты на покупку жилья).

3.1 Кредитование  заемщика

Процесс кредитования населения включает несколько этапов. В начале кредитный работник ведет переговоры с клиентом с целью выяснения следующих характеристик:

кредитоспособность  клиента в юридическом смысле, т. е. правомерность заключения им кредитного договора;

кредитоспособность  клиента с экономической точки зрения: наличие доходов, имущества, необходимых для полного и своевременного выполнения условий кредитного договора с точки зрении возврата долга, уплаты процентов;

способ обеспечения  кредита.

Анализ кредитоспособности клиента предшествует заключению с ним кредитного договора и позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной банком ссуды в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного возврата ссуды, Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуды, определения вероятности ее своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.

3.2 Оценка кредитоспособности  клиента

Осуществляется  в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды и т.д. Кроме того, банковский работник обязан провести анализ рыночной конъюнктуры, тенденций ее изменения, рисков, которые испытывают банк и его клиент, и прочих факторов. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т. п.

Для выяснения  кредитоспособности заемщика кредитный  работник анализирует доходы и расходы  клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, сбережений и капитальных  вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов заемщика относятся: выплата подоходного и других налогов, алименты, ежемесячные или квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т.д. Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы:

паспорт, по которому кредитный работник определяет время  проживания по последнему адресу, возраст, семейное положение и наличие  детей;

справку с места работы, где должны быть указаны среднемесячная заработная плата, сумма подоходного и других налогов, ежемесячно уплачиваемых заемщиком, стаж работы на предприятии, сумма обязательных ежемесячных отчислений (алименты, страховые взносы);

книжку расчетов по квартплате и коммунальным услугам с указанием сумм;

документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам. Банк проводит анализ платежеспособности заемщика и его поручителя, при  этом метод анализа и документация такие же, как и при анализе  самого заемщика. В результате проведенной  работы определяются возможности клиента производить платежи в погашение основного долга и процентов, а поручителя — осуществлять их в случае неплатежеспособности основного заемщика.

После положительной  оценки кредитоспособности клиента  банк и заемщик приступают к согласованию условий кредитного договора. Банк заинтересован в использовании минимальной суммы свободных кредитных ресурсов, которая обеспечивала бы ему оптимальную ликвидность. Между тем срочность кредита связана с риском и колебаниями процентных ставок. При повышающейся конъюнктуре рынка кредитных ресурсов банку невыгодно заключать кредитные договоры на продолжительные сроки с фиксированной процентной ставкой по ссудам. Однако, предоставляя, например, долгосрочный кредит, банк может оставить за собой право в случае изменения процентных ставок на денежном рынке перезаключить договор на новых условиях. Длительные сроки пролонгации ссуд отрицательно сказываются на ликвидности. А нарушение сроков погашения ссуд может явиться сигналом проблем, возникших в финансовом положении заемщика.

После определения  кредитоспособности заемщика и согласования условий кредитного договора руководитель банка или его заместитель  принимают решение о возможности  предоставления ссуды.

Оформление  выдачи ссуды производится кредитным  работником, ведение лицевых счетов ссудозаемщиков — работниками бухгалтерии, а операции непосредственно по выдаче денежных средств — работниками операционного отдела банка.

При использовании  полученной ссуды заемщик должен соблюдать установленные сроки  освоения кредита.

 

4. Автокредитование

В настоящее  время в России по подсчетам экспертов, от 10 до 15% новых автомобилей приобретается  в кредит. Однако, несмотря на бум  испытал отечественный рынок  в последние два года, он все  еще достаточно сильно отстает от стран с развитой системой кредитования. Для сравнения, в странах Европы более 2/3 всех автомобилей продается в кредит. Тем не менее, перспективы роста отечественного рынка автокредитования более чем оптимистичны - на уровне 20% ежегодно. Согласно прогнозам банковской ассоциации «Россия», в текущем году суммарный объем кредитов на покупку только новых иномарок составит $250 млн. По мнению экспертов кампании Егпз^&Уоипд, через два-три года до 30% всех автомобилей россияне будут покупать в кредит, а в перспективе объем рынка автомобильного кредитования в России может составить $1 млрд. Сегодня, как отмечает большинство специалистов, в условиях жесткой конкуренции в сегменте автокредитования ценовая конкуренция уже отошла на второй план, так как основные возможности по снижению процентных ставок были использованы в конце 2003 - начале 2004 года, и банкам приходится искать новые пути привлечения заемщиков.

Так например, начальник  управления по работе с физическими  лицами Райффайзенбанка Александр  Колошенко считает, что реальные процентные ставки банков практически не меняются, а большая часть так называемых демпинговых предложений, по его мнению, являются завуалированным обманом потребителя. «Нам грустно видеть, что отсутствие финансовой культуры у многих российских граждан позволяет большому числу не очень добросовестных участников рынка вводить клиента в заблуждение. Наиболее одиозными можно назвать примеры, когда банки декларируют ставки по кредиту 10% или даже ниже, при этом привлекая депозиты от населения под аналогичный или больший процент, Наивно полагать, что банки будут работать себе в убыток. В большинстве российских банков клиент платит ту же «эффективную» ставку в 16%, а иногда и выше 20%! Просто каждый банк «прячет» это по-своему (удорожание страховки, недополученная скидка у дилера, комиссии)», -говорит Александр Колошенко.

Его точку зрения разделяют и другие эксперты рынка, отмечая, что последние изменения  в предложениях по автокредитованию банков в основном касаются не снижения ставок по кредиту, а изменение условий оплаты страховки, в том числе в рассрочку, прдложений индивидуальных программ, уменьшение количества предоставляемых документов, возможности получения кредитов людям с «серыми» доходами и выход банков в регионы.

4.1 Автокредитование  в регионах

По прогнозам  аналитиков, высокие темпы роста  рынка автокредитования в текущем  году должны быть обеспечены за счет не только Москвы и Санкт-Петербурга, как  это было в прошлом году, но и  регионов, куда активно начали проникать  дилеры и банковские структуры.

Сегодня покупка  иномарки в кредит становится все  более доступной услугой и  для провинциалов. Производители  автомобилей начинают предлагать им льготные программы, ранее доступные  в основном жителям двух столиц. Развивают региональные программы  кредитования, наряду с российскими и зарубежными банками, производители автомобилей из Японии и Кореи, а также такие автогиганты, как General Motors и Ford.

В настоящее  время на российском рынке автокредитования на кредит у дилеров приходится около  трети всех продаж. Средняя ставка по автокредитам в Москве - 8-10% годовых в валюте. В регионах она составляет 10-15%, но, судя по всему, и здесь вскоре начнется процесс снижения ставок за счет прихода новых игроков и росга конкурентной борьбы.

В частности, уже  сейчас General Motors СIS совместно с Газпромбанком и Экстробанком готовят к запуску программу, предусматривающую продажу Ореl в кредит у всех дилеров СМ в России под 9% годовых. Программа распространяется на многие модели Первоначальный взнос будет составлять от 30% стоимости автомобиля, а максимальный срок кредита доходить до пяти лет. Программа также распространяется и на Сhevrolet Niva, правда, на нее ставки по кредиту у региональных дилеров составит 12% годовых. Сейчас продажи Сhevrolet Niva регионах кредитует «Русский стандарт» под 19% годовых в рублях. За счет новой кредитной программы General Motors надеется увеличить свои продажи в регионах за год в два раза.

4.2 Изменения  стандартов автокредитования

В настоящее  время большинство банков выдают кредиты на покупку автомобилей как в валюте, так и в рублях. Но если в 2003 году выгодным было брать кредит в долларах, в текущем году из-за нестабильной ситуации на валютных рынках предугадать, в какой валюте выгоднее кредитоваться, достаточно сложно. Однако большинство экспертов все-таки склоняются к мнению, что долларовые кредиты будут предпочтительнее для заемщиков.

Сегодня, как  правило, меньше $2 тыс. банки в кредит не дают, так как для кредитора  это невыгодно. Максимальная сумма  кредита, предоставляемого на покупку  автомобиля, в среднем составляет $30 тыс. Но есть банки, в которых верхнего предела нет.

В последнее  время также наблюдается снижение требований к размеру первоначального  взноса: если раньше многие банки при  выдаче кредита требовали внести 30% от стоимости автомобиля, то сейчас этот порог снижен до 10-20%. Иногда первоначальный взнос не требуется, а кредит выдается на всю стоимость машины. Правда, послабления касаются только кредитования покупки новых иномарок. Покупая отечественный автомобиль или подержанную иномарку, необходимо внести первоначальный взнос от 30 до 50% стоимости автомобиля, что связано с высокими рисками по невозврату кредита.

Исключения  составляют лишь кредиты «для своих», которые практикуют некоторые российские автозаводы, например УАЗ, на котором началась реализация' программы кредитования своих работников по приобретению автомобилей «УАЗ». Кредит на покупку автомобиля сотрудникам УАЗа будет предоставлять Сбербанк России под поручительство автозавода. Сумма кредита составит до 80% стоимости автомобиля, и будет выдаваться сроком до 1 года со ставкой 12% годовых, а на срок до 3 лет -13%. Воспользоваться программой «Корпоративный кредит» работники УАЗа смогут, только приобретая автомобили нового семейства: UAZ Hunter и UAZ Simbir. Продажа автомобилей будет производиться на льготных условиях по ценам ниже розничных. Таким образом, завод решает сразу две проблемы - увеличение продаж собственных автомобилей и содействие работникам, которые при существующих рыночных условиях не смогли бы приобрести новый автомобиль в кредит.

В большинстве  же случаев кредит предоставляется  на 1-3 года, но срок может составлять и 4-5 лет. Разброс ставок по банкам также  достаточно велик, однако по валютным кредитам он значительно меньше - 9-14%, чем по рублевым -17-29%.

 

5. Место автокредита  в рыночных отношениях

5.1 Автодиллеры  увеличивают объем продаж

Схема «банк  плюс автодилер» в последнее время  получает все большее распространение, что объясняется конкурентными  преимуществами, и, в конечном счете, выгодами для всех участников процесса. Как правило, при проведении совместных кредитных программ с автомобильными дилерами банки получают возможность снижать кредитные ставки, а автодилеры - увеличивать объемы продаж. В настоящий момент на рынке автокредитования можно встретить программы под 0% или в рассрочку, однако, в таких случаях срок кредитования составляет 1-2 года, либо первоначальный взнос может достигать 50%.

Информация о работе Автокредитование