Электронная книга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение и анализ основных концепций, определений, классификаций, касающихся электронной книги, а также рассмотрение издания электронных книг и все устройства использования в России.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Собрать и изучить материал по теме курсовой работы.
Раскрыть суть понятия «электронная книга».
Рассмотреть классификацию и историю электронных книг.
Рассмотреть электронные библиотеки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4
1 ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ…………………6
1.1 Понятие и классификация электронных книг……………………6
1.2 История развития электронной книги..…………………………..9
1.3 Преимущества и недостатки электронной книги………………13

2 ИЗДАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КНИГ………………………..17
2.1 Создание электронных библиотек в России……………………17
2.2 Крупнейшие российские электронные библиотеки……………21
2.3 Электронная библиотека ТГУ.…………………………………..25
2.4 Чтение электронных книг………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………32
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на сдачу.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

          Критерии, представленные в ГОСТ 7.83-2001, в основной своей массе одинаковы как для электронных, так и для печатных изданий. Но данные критерии не охватывают все видовое разнообразие электронных изданий, поэтому многие исследователи представляют свои классификации и вводят дополнительные категории электронных изданий с учетом дополнительных признаков [5].

     Все рассмотренные классификации не являются исчерпывающими, но представляют собой дополнение друг друга, так как подходят к классифицированию электронных изданий с разных точек зрения. Это позволяет наиболее полно отразить видовое разнообразие электронных изданий и наметить точки дальнейшего изучения электронного книгоиздания. 
 
 

    1.2  История развития электронной книги 
     

          Книга в машиночитаемом формате (электронная книга) в СССР появилась еще в 70-е гг. прошлого века. Тогда она была ответом технической интеллигенции на тотальный дефицит издаваемой (и технической, и художественной) литературы, а также являлась одной из форм самиздата.

         Из-за дефицита машинного времени читать такие книги на компьютерах (даже имеющих дисплеи) было сложно. Главной задачей электронных текстов в тот период было обеспечение безболезненной малозатратной (по сравнению с перепечаткой или дублированием различными множительными устройствами) передачи книг максимальному количеству пользователей.

          Особой ценностью (для дальнейшего обмена) пользовались книги, скажем так, эротического содержания, советская фантастика (например, Стругацкие) и (в качестве большой редкости с высоким обменным рейтингом) переводные западные детективы, публиковавшиеся в журналах. В отличие от широко распространенного технического и популярного художественного самиздата (пользоваться которым было весьма модно) политический самиздат (например, электронные издания нобелевских лауреатов Солженицына и Пастернака) осуществлялся с крайней осторожностью. И опасались скорее не личных неприятностей, а того, что перекроются каналы набора и распространения электронных текстов для всего профессионального околокомпьютерного сообщества.

          Из-за дефицита машинного времени и отсутствия в то время персональных компьютеров на работе и дома, чтобы иметь возможность прочесть электронные книги, их приходилось сначала распечатывать. В условиях повсеместного дефицита книг такие распечатки пользовались популярностью, несмотря на то, что большинство компьютеров и принтеров в России в ту пору имели проблемы с кириллизацией. (Поскольку заимствовалось иностранное оборудование и иностранное программное обеспечение, то кодировка использовалась не восьмибитная, в которой половина кодов доступна для кириллических литер, а семибитная, в которой места не хватало даже для латинских диакритических символов.          Приходилось под кириллические символы отводить коды, редназначенные для заглавных букв латиницы. В результате латиница существовала только строчная, а кириллица - только заглавная). При полном отсутствии форматирования распечатки читались куда лучше, чем 6-я или 7-я копии перепечаток самиздата.

          С появлением и укоренением персональных компьютеров (ПК), исчезновением (минимизацией) дефицита машинного времени, улучшением качества дисплеев, утверждением полноценной кириллизации и возможностей шрифтового форматирования улучшилось (приблизилось к качеству печатной продукции) качество машиночитаемых текстов, увеличилось их количество. Чтение на ПК художественной и особенно специальной литературы стало понемногу заметным и общепринятым явлением.

          Машиночитаемые документы становятся всё более типичным способом передачи документации от разработчика (производителя) оборудования к потребителю (пользователю). Эта тенденция усилилась, когда появилась возможность скачивать документацию из Интернета. Тем не менее время, когда чтение машиночитаемых документов начало вытеснять чтение бумажной документации, тогда еще не наступило.

          Создание и распространение машиночитаемой документации превратилось в один из наиболее эффективных (и повсеместно распространенных) способов технической поддержки. Чтение машиночитаемой документации уже конкурировало с чтением печатной документации, но не заменяло его.

        Чтение электронных книг, которые перестали быть только способом дешевого размножения и передачи, уже конкурировало (хотя и в меньшей степени, чем чтение документации) с чтением печатной литературы.

        Однако пока ПК были стационарными, преимущество печатной книги перед её машиночитаемым аналогом состояло в возможности мобильного чтения - в транспорте, на даче, «на диване» и т.п. С другой стороны, преимущество электронной книги перед печатной книгой - возможность быстрого, безболезненного и практически бесплатного копирования в условиях дефицита печатной литературы - вскоре привело к широкому спросу на электронные книги, хотя технически «подкованные» пользователи ПК хорошо осознавали ограниченность их в плане мобильного чтения.

         Дорогостоящие профессиональные сканеры использовались прежде всего для подготовки электронной документации. Появление недорогих офисных и бытовых сканеров и программ распознавания текста в сочетании со ставшими и в России (в конце прошлого тысячелетия) достаточно широко доступными возможностями Интернета, привели к повсеместному распространению электронных книг и обеспечили их значительный ассортимент. Были созданы общедоступные Интернет-библиотеки. Если на Западе эта работа активно финансировалась и финансируется (общеевропейский проект «Гуттенберг», проект Gallica Национальной библиотеки Франции, Google Book Search; многоязычная электронная-библиотека в США, некоммерческий проект Archive.org и др.), то в России работа в основном велась (и по сей день ведется) на энтузиазме (библиотеки Мошкова, Альдебаран, FictionBook и др.). Коллекции книг, оцифровка которых осуществлялась на основе целевого финансирования, ни общедоступными, ни тем более бесплатными, насколько нам известно, так и не стали. Единственное приятное исключение - проект ОREL.RSL.RU Российской государственной библиотеки (правда, его фонды много меньше по объему, чем в библиотеке Мошкова).

          Первые ноутбуки появились в России, в основном, у начальников, а не у мобильного, разъездного персонала, как на Западе. Нужны они были для престижа и мало применялись для чтения книг (далеко не все имевшие на столе ноутбук начальники могли с его помощью прочитать и тем более поправить и распечатать даже офисные документы, переданные подчиненными по электронной почте или на дискете). К тому моменту, когда ноутбуки в России оказались доступны тем, для кого их разрабатывали, у них, с точки зрения пригодности для мобильного чтения, возникли серьезные конкуренты.

          Появление и широкое распространение удобных (как по цене, так и по уровню необходимой для уверенного пользования первичной подготовки), гораздо более легких и значительно более малогабаритных субноутбуков, планшетных ПК, карманных ПК, коммуникаторов и смартфонов, а также «продвинутых» мобильных телефонов (с поддержкой Java), практически идеально подходивших для мобильного чтения электронных книг, свело на нет преимущество печатных книг по мобильности чтения.

         Важным фактором, способствовавшим продвижению электронных книг в России, явились сложности распространения печатной продукции. В связи с падением покупательной способности населения многих регионов сеть распространения печатной продукции «съёжилась» до минимума и стала пропускать только книги с гарантированной, по мнению продавцов, реализацией.

        На повсеместное распространение электронных книг повлияли и обострившиеся проблемы комплектования общедоступных библиотек. Во многих регионах значительная их часть либо совсем не имела средств на комплектование печатных книг и периодики, либо имела их явно недостаточно. Зачастую фонды пополнялись преимущественно дарами, то есть тем же примитивным «чтивом».

         В итоге во многих регионах, особенно в небольших населенных пунктах, книги, мало-мальски выходящие за рамки такого «чтива», стали для многих доступны либо в машиночитаемом виде (как через Интернет, так и в форме «библиотек» на компакт-дисках), либо путем покупки в печатном виде через Интернет-магазин тех книг, которые не удалось найти в машиночитаемом формате. 
 
 
 
 

1.3 Преимущества и недостатки

электронной книги 
 

        Достоинством электронной книги в первую очередь является ее компактность, так как электронная книга намного вместительнее обычной книги и может вместить не то, что информацию многотомной энциклопедии, а содержание книг целой библиотеки.

        Электронная книга сокращает  время поиска информации. Поскольку читатель получаете его в виде битов через Интернет, любая книга может быть доставлена мгновенно.

        Электронная книга обеспечивает  легкость аннотирования, позволяя  добавлять собственные электронные  замечания, выделять текст и  вносить аннотации, примечания, ссылки. Возможность манипулировать текстами этих изданий вызвала к жизни гипертекст, который создает возможность поиска и объединения по смыслу фрагментов текста, т.е. появляется возможность навигации по гипертексту.

         Электронная книга экономически более выгодна для читателя, чем печатное издание, что связано с отсутствием затрат на издание, минимальной стоимостью хранения и доставки. На практике нет никаких препятствий к тому, чтобы классическую литературу и другие общедоступные тексты можно было загружать из электронных хранилищ бесплатно. Новые книги, для распространения которых издатели вынуждены оплачивать маркетинг, делать авторские отчисления и нести другие расходы в большинстве случаев должны обходиться намного дешевле, чем печатные издания. Электронная книга напрямую свяжет читателя с автором, убирая между ними всяких посредников.

        Именно электронные книги предоставят дополнительные возможности авторам даже самых малочитаемых, но актуальных для узкого крута читателей работ, которые отвергаются из-за убыточности традиционными издателями, ныне публиковать их, получая вознаграждение. Авторы могут заниматься самиздатом, форматируя свои тексты для электронных считывающих устройств и размещая их на WEB-узле для распространения. Кроме того, электронная книга позволяет спасти от вырубки множество деревьев. Мы сможем использовать бумагу избирательно и печатать только то, что необходимо [9].

        Итак, компактная, мгновенно доставляющая любую информацию, экономически выгодная, отменившая проблему тиража, сократившая до минимума расстояние между автором и читателем электронная книга откроет новую страницу в истории книжного дела.

         Но электронная книга как безусловный шаг вперед является и шагом назад. Поэтому нельзя закрывать глаза на негативные последствия нововведения, которые неизбежны.

        Существует философская сторона проблемы. Она будет замечена психологами и социологами, если электронная книга станет массовой и обыденной. Как известно, первые письмена творились в глине и камне, и творились навечно. Папирус, пергамен и бумага сократили период актуальности информации с вечности до эпох. В наше время заговорили уже о том, что «океаны» информации вследствие краткосрочности своей актуальности не успевают «настояться» в человеческом разуме и, «настоявшись», перейти в знание.

        Электронная книга знаменует следующий, еще более насыщенный и наэлектризованный этап бытия. Неизменной частью книги, а стало быть и реальности, станут страницы, пронумерованные, но чистые. И, наконец, возможно ли будет устоять будущему читателю электронной книги перед тем, чтобы не внести в сакральный классический текст изменений? Чтобы не переложить главы Толстого главами собственного сочинения?

        Не менее актуальная проблема возникает в связи с форматом представления информации.  Влияние носителя на записанную на нем информацию не учитывается сейчас, когда началось тотальное внедрение цифровой записи для фиксации самых разнообразных видов информации. Это касается расположения текста на экране, типографских (компьютерных) шрифтов и многих других компонентов стиля изданий, наилучшим способом приспособленных к психофизическим особенностям восприятия человека. Мы рискуем потерять достижения книжной культуры, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

          Есть у изобретения и нравственный аспект. Не циничен ли сам принцип стирания текста? Не станет ли электронная книга тем топором, который вопреки поговорке замахнется на писанное пером? Психологическая легкость стирания текста может закрепиться в памяти и губительно повлиять на традиционное уважение к книге как к таковой в общем и как к подарку в частности.

          Самый сложный вопрос связан с проблемой интеллектуальной собственности, речь идет не только о простом «пиратстве», хотя перевод текста в цифровую версию сделает воровство легким и неизбежным бизнесом. Возникают трудности в установлении юридического порядка авторства идеи как таковой.

         Электронная книга ставит ряд проблем перед библиотечными работниками экономического характера. Во всем мире вот уже полтора столетия библиотечные услуги бесплатны - это одна из этических ценностей библиотечной профессии. Но она начинает подвергаться сомнению, так как в связи с широким внедрением ЭК происходит интеллектуальная переработка информации, следовательно, возникает добавочная стоимость, которую оплачивают потребители.

         Другая проблема связана с тем, что читатель начинает обходиться без посредника в лице библиотекаря или библиографа. Таким образом, теряется возможность непосредственного общения с читателем и выявления его интересов. А без этого трудно развивать библиотечное дело.

          Говоря о проблемах, связанных с распространением ЭК, нельзя не остановиться на электронном книгоиздании в России. Маркетинговое исследование, опубликованное в Интернете в начале 1999 года показало, что в России ни одна электронная книга «нового поколения» пока не продается. Единственный способ купить электронную книгу - заказать ее знакомому, выезжающему за рубеж, поскольку они продавались только на территории США.

Информация о работе Электронная книга