Развитие формуляра текстовых документов в XVI-XVII вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе освещено историческое развитие складывания текстового документа, а именно требования к оформлению основных реквизитов XVI-XVII вв. Отдельные документы состоят из ряда информационных элементов, которые называются реквизитами: наименование вида, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д. Различные документы имеют разный набор реквизитов. Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, способом документирования. Совокупность реквизитов, определенное их расположение в документе составляет формуляр-образец документа.

Содержание

Введение 2
1. Реквизиты документов XVI- XVII вв. 4
1.1 Вид документа 5
1.2. Автор документа 8
1.3 Адресат 9
1.4 Дата 10
1.5 Удостоверение 12
1.6 Помета (резолюция) 15
1.7 Отметки на документе 16
1.8 Форма документа 16
Заключение 18
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           2

1. Реквизиты документов XVI- XVII вв.      4

1.1 Вид документа         5

1.2. Автор документа         8

1.3 Адресат           9

1.4 Дата           10

1.5 Удостоверение         12

1.6 Помета (резолюция)        15

1.7 Отметки на документе        16

1.8 Форма документа         16

Заключение          18

Список литературы         19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В данной работе освещено историческое развитие складывания  текстового документа, а именно требования к оформлению основных реквизитов XVI-XVII вв. Отдельные документы состоят из ряда информационных элементов, которые называются реквизитами: наименование вида, автор, адресат, текст, дата, подпись и т.д. Различные документы имеют разный набор реквизитов. Число реквизитов, характеризующих документы, определяется целями создания документа, способом документирования. Совокупность реквизитов, определенное их расположение в документе составляет формуляр-образец документа.

По данной проблеме мною были использованы различные источники. С их помощью удалось раскрыть данную проблему, узнать больше о реквизитах.

При раскрытии и изучении данной темы были использованы следующие  источники:

Илюшенко М.П., Кузнецова  Т.В. Формуляр документа. / Учебное пособие. М.; 1986. Учебное пособие подготовлено на кафедре документоведения и организации государственного делопроизводства Московского ордена "Знак Почета" государственного историко-архивного института. В нем освещено в историческом развитии складывание формы текстового документа и требований к оформлению основных реквизитов в различные эпохи.

Каменцева Е.И., Устюгов  Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. М.; Высшая школа, 1963. Предлагаемое учебное  пособие определяет предмет, задачи и значение сфрагистики и геральдики, дает представление о их развитии как вспомогательных исторических дисциплин, знакомит с основными типами печатей и гербов. Сфрагистика и геральдика являются вспомогательными историческими дисциплинами, поэтому изложение их дается в связи с историей развития Русского государства. Эволюцию изображений на печатях авторы рассматривают в ограниченной связи с общественным и государственным развитием. Это облегчает ориентировку во всем многообразии печатей и гербов. Эта книга была использована при описании такого реквизита, как удостоверение документа.

Также были использованы и другие источники, которые помогли  изучить тему данной курсовой работы.

На сегодняшний день очень много литературы по теме делопроизводство, так как оно развивается и  материала по нему появляется все  больше и больше. Управление неразрывно связано с получением информации, на базе переработки которой принимается управленческое решение. Основным носителем информации в управлении пока остается документ на бумажной основе. Поэтому тема курсовой работы имеет особую актуальность.

Таким образом, целью  данной курсовой работы является изучение развития формуляра документа. При  подготовке курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Определить круг источников и литературы, отобрать нужный материал для работы.

2. Изучить историческое развитие реквизитов в XVI-XVII вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реквизиты документа XVI-XVII вв.

 

 

Характеристика документов управления часто начинается с выявления  наличия зафиксированных правил их составления. В законодательных  актах XVI в. обращает на себя внимание тот факт, что с развитием системы управления возрастает значение письменной документации. Так, местные органы управления - губные учреждения должны были руководствоваться губными грамотами. Губные наказы обязывали заносить в протокол результаты обысков ("старостам те речи велети писати на список…") [11, С. 178.].

В государственном правовом акте - судебнике - отдельные статьи, так  или иначе, затрагивают и общие  вопросы документирования, и вопросы  порядка составления конкретных документов. Судебник 1550 г., например, объявляет закон единственным источником права. Судебник определяет порядок действия закона: он вступает в силу с момента издания ("…с которого дни уложил"), не имел обратной силы, распространялся на всю территорию государства [11, ст.99].

К правилам составления  документов возвращается и Судебник 1589 г. [11, Ст. 191] определяет, например, порядок составления завещания [11, С. 438.].

О существовании фиксированных  норм документирования свидетельствует  также типовые образцы документов, которые обеспечивают определенность формуляра данного вида. Так, в конце XVII в. жалованные грамоты стали печататься по установленной форме с пропуском места для имени лица, кому дается грамота, обозначения названия поместья и количества передаваемой земли.

 

________________________

11. Памятники русского  права. М.; Госюриздат, 1956, вып.4.

 

Формуляры различных  видов документов складывались на протяжении многих веков. Уже в глубокой древности  каждый вид документа оформлялся по-разному, но определенный вид имел однотипное оформление его отдельных реквизитов.

Тексты каждого вида документа имели определенную схему  построения. Основная особенность среднего, типового формуляра эпохи его  складывания вплоть до XVIII в. заключалась  в том, что документ представлял  собой единый текст. Такие его реквизиты, как вид документа, его автор, дата, иногда и адресат, не выделялись из текста. Автор, дата, адресат входили во вступительную или заключительную части текста. Но рассмотрим каждый реквизит отдельно от других.

 

1.1 Вид документа

 

 

Наименование вида или  разновидности документа, за редким исключением, обозначалась в тексте. Если вид документа не упоминался в тексте, он всегда подразумевался автором документа.

Число видов документов периода  до образования государственности  было невелико. Для обозначения вида документа чаще всего употреблялся термин "грамота". Под ним понимался "и официальный документ и частный юридический акт и просто письмо" [15, С. 18.].

В XVI-XVII вв. с образованием иерархии учреждений появляется иерархия документов. Основные нормы общерусского законодательства облекаются в документ, получивший названия Судебника. Наименование вида этого документа дается во вступительной заголовочной части "…царь и великий князь…с своею братьею с з бояры сесь Судебник уложил" [11, С. 233.].

________________________

15. Черепнин Л.В. Новгородские  берестяные грамоты как исторический  источник. М.; Наука, 1969.

11. Памятники русского права.  М.; Госюриздат, 1956, вып.4.

Основными распорядительными  документами были указы царя и  приговоры Боярской думы, названия которых даются в тексте или определяются по словам "указал", "приговорил". Грамотой стали называться лишь отдельные виды документов. Это, прежде всего, жалованные и указные грамоты. Они выдавались великими и удельными князьями, митрополитами, архиепископами. В великокняжеских, царских жалованных и указных грамотах - "…как в сей жалованной грамоте писано", "а дана грамота"; в указных грамотах - "а выход бы есте велели им тем крестьяном платити по нашему указу; в указных монастырских грамотах, регламентирующих крестьянские повинности, в начале текста писали: "таковы указные грамоты даны по селам…"[11, С. 109, 111, 112, 72].

Термин "грамота" употреблялся для  обозначения актов феодального  землевладения и хозяйства - данные, деловые, духовные, закладные, купчие и др. Они фиксировали передачу, раздел имущества, завещательные распоряжения, запись займа, обеспеченного залогом имущества, запись купли-продажи и обмена имущества. Наименование разновидности данной, деловой, меновной грамоты указывали, начиная с XVI в., в конце текста ("А данную писал…", "А деловую грамоту писал…", "Купчую писал…", "А меновны есми писали…"). Название духовной грамоты давалось в начале текста ("своим целым умом пищу грамоту духовную") [11, С. 54, 56, 63, 64, 62, 69.].

Судные списки, писцовые книги называли себя в начале текста ("книги торопецкого  письма"), наказы - в самом изложении  содержания ("А будет писцы  Мирон и Добрыня учнут писати и мерити не по сему государеву наказу…") Акты писцового дела 60-80 гг. XVII в. // Под ред. Буганова И.В., Левшина Б.В. М.; Наука, 1990.. Вид такого документа как память указывается в начале ("память нам", "память приставу") и в конце текста ("а память писал", "к сей памяти руку приложил") [9, С. 151-157.].

________________________

9. Московская деловая  и бытовая письменность XVII века. М.; Наука, 1968.

11. Памятники русского  права. М.; Госюриздат, 1956, вып.4.

 

Переписка оформлялась  такими документами как отписки, сказки, челобитные, памятки. Отписки  обычно поступали в приказ от официального лица - воеводы, посла, епископа. Наименование этого вида документа давалось в конце текста ("а отписку, государь, и книга велел отдать…") Акты писцового дела 60-80 гг. XVII в. // Под ред. Буганова И.В., Левшина Б.В. М.; Наука, 1990..

Документ, поступивший в приказ от более мелких чинов, назывался сказкой. Об этом делалось указание в конце текста ("а скаску писал я Ефимка своею рукой") [9, С. 125-150.].

Следует заметить, что  внешняя форма документа нередко  затрудняла определение его вида. Например, формула "бить челом" встречается как в челобитной, так и в отписке. Однако челобитная имела формулы "бить челом", в конце "смилуйся, пожалуй" и содержала просьбу, отписка меняла порядок слов формулы - "челом бьет" и представляла собой сообщение, описание событий. Существовавшая в русском феодальном государстве практика облекать всякий акт, исходивший от главы государства и устанавливавший определенные права, привилегии или обязанности, в форму пожалования, дает основания считать их жалованными грамотами. Однако особый вид льгот или пожалований определил их разновидности. Утверждение собственности феодалов на землю путем пожалования на службу недвижимого имущества, передачи государственных, пустующих земель, закрепление за ними слобод оформлялось жалованными грамотами. Пожалование привилегий землевладельцам в области суда, фиксации податного иммунитета и временных льгот по податям, взимаемым с населением их земель, оформлялось несудимыми, тарханными и льготными грамотами. Указанные грамоты, адресованные различным представителям власти на местах, касались вопроса земельных споров, иммунитетных прав. Характер пожалования ("пожалован есми") носят губные грамоты и наказы.

_______________________

9. Московская деловая  и бытовая письменность XVII века. М.; Наука, 1968.

 

1.2 Автор документа

 

 

В самом тексте документа  обозначался и автор. Основной закон XVI в., Судебник 1550 г., начинался с  даты и обозначения автора: "Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси с своею братьею и  с бояри сесь Судебник уложил" [11, С. 233.]. В указах царя и приговорах Боярской думы, в жалованных и указных грамотах автор указывался в начале текста, а иногда повторялся на обороте: "князь великий…" Нередки упоминания имен тех, кто писал документ. Это частные близкие автору люди, и официальные лица, и писцы-профессионалы - подьячие Ивановской площади, слободские и монастырские дьячки, монахи.

Определенное место  для обозначения автора было в  протоколах - судных списках (в конце  текста указывались имена судей  и присутствовавших), в памятях и сказках (в начале текста и в подписи), в челобитных (в начале текста и в редких случаях - в подписи) Из 142 изученных челобитных подпись есть лишь в 30..

В грамотках в начале текста указывалась степень родства  и имя автора, а в письмах - грамотках  деловых людей, кроме того, и в подписи.

При отсутствии упоминания автора в тексте его можно установить путем анализа текста, выяснения  вопроса и функции управления и соотнесения их с учреждением, путем изучения автографов отдельных  дьяков, которые "приписывали" документ. Изучение автографов помогает определить принадлежность текстов автору или переписчику, отнести документы к отдельным учреждениям, в которых работали дьяки и подьячие, известные по их автографам. В печати известны автографы ряда княжеских дьяков XIV-XVII вв., бояр, епископов, архиепископов, митрополитов, патриархов [12].

_________________________

11. Памятники русского  права. М.; Госюриздат, 1956, вып.4.

12. Погодин М.Н. Русский  исторический альбом. М.; 1853.

 

1.3 Адресат  документа

 

 

Определенное место, обычно в начале текста, занимает в документе адресат. В судебниках, актах местного управления (губных и земских грамотах) давалось подробное адресование - указание "всех служилых чинов и сословий или лиц" [11, С. 175, 188, 232.]. Конкретный адресат обозначался в царских, жалованных и указных грамотах ("Боярину нашему князю Ивану Федоровичу Мстиславскому да дьяку нашему Ондрию Щелканову", "пожалован есмь игумена Никона"; "…в Суздальский уезд княж Ондреевских сел Шуйского приказчику Медведю Клементьеву"), в памятях ("в дрвню Кучи старосте Гришке Андронову и всем крестянам…"), в некоторых сказках ("сказал постелничему племяннику Федору Михайловичу Ртищеву"), в частных письмах ("Гедрю моему племяннику князю Василью Васильевичу…") [11, с.106, 107]; [9, С. 155, 127, 23.].

Информация о работе Развитие формуляра текстовых документов в XVI-XVII вв.