Проблемы доступа к архивным документам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ проблем доступа к архивным документам.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативно-правовую базу использования архивных документов;
2. Осветить проблемы доступа к архивным документам.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………3
2. Глава 1. Нормативно – правовая база использования архивных документов…………………………………………………………….....6
3. 1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»……………...6
4. 1.2. Проблемы архивного дела на современном этапе, решаемые законодательным путем……………………………………………….10
5. Глава 2. Проблемы доступа к архивным документам……………...13
6. 2.1. Основные ситуации усложненного доступа к архивам………..13
7. 2.2. Ограничение доступа к архивным документам………………. 15
8. 2.3. О доступе к документам архива…………………………………20
9. Заключение …………………………………………………………….25
10. Список использованной литературы………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что совершенно необходимо изменение ответственности  за такие правонарушения на более  суровую, поскольку ценность многих утраченных документов и стоимость  реставрации сохранившихся значительно  больше предусмотренной данной статьей.

В Советском Союзе были созданы первые кино- и фоноархивы, благодаря которым мы сегодня  можем увидеть и услышать давно  минувшее. К сожалению, сейчас ситуация с пополнением этих архивов изменилась в худшую строну: даже государственные  теле- и радиовещательные компании не считают нужным отправлять обязательный экземпляр своей аудиовизуальной  продукции в соответствующие  государственные архивы. И это - несмотря на то, что в начале 2004 года было принят новый вариант закона «Об обязательном экземпляре документов» (Федеральный  закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ с  изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля  2002 г.), предполагающий обязательную поставку в Федеральные архивы любого аудиовизуального произведения. Очевидно, что здесь большую роль играет широкая востребованность такого информационного продукта и значительная финансовая выгода от его продажи и существующая очень незначительная ответственность за нарушение архивного законодательства, и поэтому производители просто блокируют передачу документов такого рода на государственное хранение. Ведь, в случае наличия таких документов в архиве, они будут доступны для многих пользователей. Здесь происходит столкновение авторских прав на информационный продукт и названного Закона «Об обязательном экземпляре документов», что требует дальнейшего совершенствования законодательства в таких, на первый взгляд, далеких друг от друга областях.

Наши архивы во многом уникальны. Для многих зарубежных партнеров  огромный интерес представляет покупка  у России сырой архивной информации - копий, микрокопий, электронных копий  документов и т.д. Этот вопрос представляет собой предмет ожесточенных споров, хотя несомненно, что Россия не должна идти на масштабные проекты, связанные  с продажей такой информации. Сегодня  наша страна вышла из полосы кризиса  начала-середины 90-х годов прошлого века. И поэтому курс, который  был взят когда-то на такую форму  международного сотрудничества в архивном деле, уже не является оправданным5.

 

 

Глава 2. Проблемы доступа к архивным документам

    1. Основные ситуации усложнённого доступа к архивам6:

— Хрупкость носителей: вмешательство  архивиста способно нарушить целостность  документов. Обычно это относится  к повреждённым или частично повреждённым историческим архивам, а также архивам, хранящимся в особых условиях. К  примеру, археологи знают, что при  несоблюдении очень строгих мер  безопасности, неаккуратные раскопки могут повредить очень большое  количество источников. Даже при соприкосновении  в воздухом ряд документов могут  мгновенно прийти в негодность из-за резкого окисления и изменения  химического состава. Как правило, все подобные ситуации решаются применением  той или иной специальной технологии либо методики доступа.

— Языковые сложности. Исторические или иные архивные документы могут  быть сформированы на языках, недоступных  архивистам. Проблема актуальна только в историческом плане, так как  современные архивные работы возможны на любых языках.

— Сложности криптографии. Явно присутствующая на носителе информация может быть зашифрована, что представляет сложность при проведении архивных работ. Если ключи к шифру утеряны, то данные могут быть получены только через очень большой срок, зачастую нецелесообразный при проведении архивных работ.

— Стеганография: сокрытие самого факта передачи информации. К примеру, широко известен факт, что  в древних английских песнях передавались точные технологические описания различных  процессов обработки оружейной  стали для ковки наиболее прочных  клинков.

— Формат хранения данных. Архивные работы зачастую предполагают использование  промежуточных устройств для  получения доступа к информации: к примеру, невозможно считать звуковую информацию непосредственно с носителя, будь то грампластинка, магнитная лента  или компакт-диск. Требуется то или  иное устройство, способное обеспечить конвертацию данных — и в некоторых  случаях поиск и конструирование  таких устройств может представлять сложность. Как правило, проблема заключается  в консолидации архивов, содержащих данные на устаревших носителях: требуется  перевести их в новый формат, что  зачастую может вызывать ряд проблем  чисто логистического характера. К  примеру, при переводе информации телестудии в цифровой формат требуется выполнить  огромное количество работ по снятию данных с плёнок и их ремастерингу.

Отдельно стоит отметить разного рода запреты, вводимые владельцами  документов: от полного вето на исследования до сокрытия части документов от исследования по соображениям коммерческой, государственной  или личной тайны.

 

    1. Ограничение доступа к архивным документам

Доступ к документам Архивного  фонда РФ, являющегося частью национального  и культурного достояния, регламентирован  федеральным законодательством, в  частности Федеральным законом  «О государственной тайне», который  возлагает ответственность за соблюдение государственной тайны, а также  охрану прав и интересов граждан, конфиденциальная информация о которых  имеется в архивных документах, на архивиста7.

«Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут  уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность  в соответствии с действующим  законодательством».

Из  Федерального закона «О государственной  тайне»8

Государственная тайна —  это защищаемые государством сведения в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может  нанести ущерб безопасности страны. Срок засекречивания документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, составляет 30 лет  со времени их создания. Этот срок в  отдельных случаях может быть продлен или сокращен.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной  тайне и по их засекречиванию, должны иметь программу работы по рассекречиванию  и порядок пересмотра каждые 5 лет  засекреченных документов на предмет  возможности открытия доступа.

В любом случае отказ архива в предоставлении архивных документов пользователям должен содержать  веские причины, срок действия ограничений и дату принятия решения об отказе. По требованию исследователя отказ выдается в письменной форме.

Архивист должен объяснить  порядок получения доступа к  частично рассекреченным и секретным  документам. Неправомерный отказ  в доступе может быть обжалован  исследователем в суде. Вместе с  тем архивы должны предупреждать  пользователей об ответственности  за сохранение государственной тайны  и даже потребовать письменные гарантии сохранения полученной информации от разглашения. Ознакомление с секретными бумагами осуществляется в специальном  читальном зале под контролем  сотрудника архива, допущенного к  работе с документами, содержащими  гриф «совершенно секретно». Ознакомимся  с категориями документов, доступ к которым ограничен. Если документы хранятся в ведомственном архиве органа управления, государственного учреждения или предприятия, порядок доступа к ним определяется правилами ведомства по согласованию с Росархивом.

Ограничен доступ к документам, содержащим конфиденциальную информацию. Такой информацией являются9:

  • сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
  • сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  • служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);
  • сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
  • сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
  • сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

(Из Указа Президента  РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении  Перечня сведений конфиденциального  характера»).

Конфиденциальную информацию содержат также следующие документы: о частной жизни граждан, о  состоянии здоровья, семейных и интимных отношениях, имущественном положении, а также о жилище. Ведь в соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин  имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести  и доброго имени. Такие сведения могут находиться в личных делах, документах кадровых служб, медицинской  документации, судебно-следственных делах. Срок засекречивания этих сведений приближается к длительности человеческой жизни  и равняется 75 годам. Ранее этого  срока доступ к документам, содержащим подобную информацию, можно получить, имея письменное разрешение человека, конфиденциальная информация о котором  содержится в деле или находится  у его прямых наследников. Если в  деле содержится информация о нескольких лицах (например, в судебно-следственном деле), необходимо письменное согласие всех этих лиц.

С другой стороны, архив обязан предоставить самому гражданину, персональные данные о котором имеются в  документах, как эти документы, так  и их копии (бесплатно). Например, в  соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. архив обязан дать возможность  бывшим узникам ГУЛАГа (Главное управление исправительно-трудовых лагерей) или их родственникам ознакомиться с материалами прекращенных уголовных, фильтрационно-проверочных и административных дел, а также выдать по их требованию копиидокументов.

Ограничен доступ к документам общественных и религиозных объединений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо авторским правом, либо с коммерческой тайной10.

Под коммерческой тайной понимается информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Статьи 139 и 727 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что  сведения, содержащие коммерческую тайну (ноу-хау, технические задания и  др.), не могут быть сообщены третьей  стороне без согласия собственника информации. Однако при этом следует  помнить, что фирма или организация, обладающая информацией, вправе охранять ее конфиденциальность только в том  случае, если к ней нет доступа  на законном основании. Срок действия ограничений и порядок получения  разрешения на доступ к этой категории  документов должны быть четко оговорены  в договоре с фондообразователем при приеме документов на хранение. Документы, на которые распространяется Закон РФ «Об авторском праве  и смежных правах» (документация об изобретениях и открытиях, о научных, литературных и музыкальных произведениях, рукописи, кинофильмы), а также документы, содержащие коммерческую тайну, выдаются исследователям с разрешения фондообразователя  и его наследников. Однако по истечении  сроков действия авторского права, предусмотренного законом, документы поступают в  общее пользование. Если фондообразователь  не оговорил правила доступа к  своему фонду, документы выдаются пользователям в соответствии с правилами, установленными для открытой документации. Исключение делается для документов, содержащих информацию конфиденциального характера (см. выше о тайне личной жизни).

Исследователь несет ответственность  за обнародование (публикацию) и разглашение  сведений, содержащих государственную  тайну. Кроме того, лицо, сведения о  личной жизни которого были обнародованы, может подать в суд за нанесенный ему моральный ущерб, причем как  на архив, выдавший документы, так и  на исследователя, предавшего их гласности.

 

    1. О доступе к документам архивов

Сам факт специального выпуска  «НЛО», посвященного проблемам архивов  и библиотек современной России, отраден, поскольку свидетельствует  о неравнодушии интеллектуального  сообщества к этим проблемам. Понятно, что публикуемые материалы почти  не касаются профессиональных сюжетов, но акцентированы на общественной роли и значении библиотек и архивов.

Архивы и библиотеки, во многом похожие по своим задачам (и те, и другие, прежде всего, работают с закрепленной во времени и пространстве информацией), отличаются, прежде всего, по своей общественной роли. Об этом хорошо сказано в статье Т.М. Горяевой, то же говорит и В.Эрнст11. В этой связи вспоминается разговор в Лондоне во время моей первой зарубежной командировки с одним английским архивистом, который сказал: «Историки думают, что архивы созданы для них, но мы-то с вами знаем, что это не так». Действительно, архивы создавались и многие века функционировали не для историков, а, прежде всего, с целью сохранения документов в правовых целях, и лишь последние два с половиной века стали обслуживать интересы истории и других, в основном гуманитарных, наук. Роль современных государственных и корпоративных архивов, определенным образом влияющих в интересах как государства, так и граждан на документирование и организацию документов, отчетливо осознавалась в развитых странах уже с начала ХIX в., но оказалась забытой в России в ходе последней административной реформы. Ясно также, что память, хранимая архивами, необходима не только для исторической науки, но и для государства и обеспечения других, не всегда духовных, интересов организаций и граждан.

Нежелание видеть это отличие  приводит к необоснованному стремлению некоторых авторов «НЛО» уравнять роли библиотекаря и архивиста и к недоброжелательному удивлению по поводу того, что архивы занимаются научной работой и что «исследовательская деятельность до сих пор представляет наиболее приоритетное направление» в архивах (А.Койтен). Между тем традиционное для российских архивов стремление не только хранить, но и изучать документы вносит достаточно серьезный вклад в развитие исторической науки, а симбиоз архивов и историков-профессионалов в публикации архивных документов дает наиболее плодотворные результаты. Нельзя также не напомнить, что без исследовательской работы архивист не может качественно отбирать документы на хранение, описывать их, создавать путеводители и другие справочники.

Информация о работе Проблемы доступа к архивным документам