Порядок документального оформления перевозок грузов автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 05:34, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.

Вложенные файлы: 1 файл

организация торговли.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Порядок документального  оформления перевозок грузов  автомобильным транспортом

 

 

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, номер документа, дату и место его составления;

  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;

  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

В зависимости от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.

Оформление документов по автомобильной перевозке грузов внутри страны

Порядок оформления документов на перевозку грузов автомобильным транспортом внутри страны осуществляется в соответствии с гл. 7 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. № 20 (с изменениями и дополнениями; далее — Правила).

Согласно п. 84 названных Правил автомобильная перевозка грузов должна оформляться товарно-транспортной накладной.

Перевозчик не имеет права принимать грузы, не оформленные товарно-транспортной накладной (ТТН), ответственность за правильность заполнения которой возлагается на грузоотправителя.

Порядок заполнения реквизитов ТТН определен гл. 2 Инструкции по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 г. № 53 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1).

Согласно п. 1 данной Инструкции товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозку и учета выполненной транспортной работы. Она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом заполняется не менее чем в четырех экземплярах на имя каждого грузополучателя и распределяется между субъектами правоотношений следующим образом:

  1. первый экземпляр остается у грузоотправителя, является основанием для списания материальных ценностей;

  1. второй — передается грузополучателю и является основанием для оприходования материальных ценностей;

  1. третий — перевозчику, как основание для расчетов перевозчика с грузоотправителем;

  1. четвертый — перевозчику, как основание для учета автотранспортной работы (п. 87 Правил).

Водитель (или лицо, сопровождающее груз) должен расписаться во всех экземплярах ТТН.

В случае отказа грузоотправителя (грузополучателя) от заполнения (или неправильного заполнения) реквизитов, предусмотренных Инструкцией по заполнению товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, водитель может, удостоверяя своей подписью факт приема (выдачи) груза, сделать соответствующую отметку об этом в разделе «Отметки о составленных актах» или на свободном месте в нижней части оборотной стороны всех имеющихся у него экземпляров товарно-транспортной накладной (п. 89 Правил).

Следует отметить, что товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2) являются документами строгой отчетности и на них распространяется порядок использования бланков строгой отчетности. При заполнении таких документов следует руководствоваться Положением о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21 февраля 2002 г. № 21 (с изменениями и дополнениями).

Пунктом 4 данного Положения установлено, что все экземпляры бланков строгой отчетности заполняются грузоотправителем с одновременным подсчетом итоговых показателей (записью их цифрами и прописью). Реквизиты в документах должны быть написаны разборчиво и ясно. Подчистки, помарки не допускаются. Исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание поправки и лицо, ее осуществившее. Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной записи.

Таким образом, исправления в накладной имеет право производить только сторона, отпускающая товар, принимающая сторона вносить исправления в накладную не имеет права.

Оформление документов по автомобильной перевозке грузов за пределами страны

В соответствии с Конвенцией ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее — КДПГ) при осуществлении международных перевозок грузов автомобильным транспортом оформляется международная товарно-транспортная накладная (CMR).

В соответствии с п. 361 Правил при международной автомобильной перевозке грузов оформляется товарно-транспортная накладная международного образца (далее — CMR-накладная), которая составляется не менее чем в трех экземплярах и подписывается грузоотправителем и перевозчиком.

Пункт 1 Инструкции по заполнению международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 23 (далее — Инструкция по заполнению международной товарно-транспортной накладной «CMR»), предусматривает, что CMR-накладная является бланком строгой отчетности и применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

Согласно п. 3 Инструкции по заполнению международной товарно-транспортной накладной «CMR» CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем на четырех страницах.

Первые четыре страницы CMR-накладной имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом.

Первая страница CMR-накладной «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов.

Вторая страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю, предназначается для подтверждения факта получения (доставки) груза.

Третья страница CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», заверенная подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдается перевозчику, прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю.

Четвертая страница CMR-накладной «4 Для расчетов», заверенная подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдается перевозчику. Данная страница  прилагается перевозчиком к счету за перевозку и высылается заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору) и служит основанием для расчетов.

Все последующие страницы не имеют специального наименования.

Вторая, третья и четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

Все последующие дополнительные страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются для таможенных (при осуществлении таможенного оформления не менее трех страниц) и других органов, а количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки.

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что выписка внутриреспубликанской накладной (ТТН-1) при осуществлении международных перевозок наряду с CMR-накладной законодательством Республики Беларусь не предусмотрена и не является обязательной.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учебное пособие / М. С. Абрютина. – Москва: Дело и сервис, 2010. – 462 с.
  2. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»
  3. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник / Л. И. Кравченко. – Минск: Новое знание, 2009. – 511 с. 
  4. Иванов, Г. Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г. Г. Иванов. – Москва: Академия, 2010. – 317 с.
  5. Фридман, А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А. М. Фридман. – Москва: Дашков и К, 2008. – 625 с.
  6. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учебное пособие / [Т. И. Николаева и др.]. – Москва: КноРус, 2008. – 399 с.
  7. Экономика предприятий торговли: учебное пособие / [Н. В. Максименко и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 541 c.
  8. Экономика торговли: учебное пособие / Н. И. Саталкина, Б. И. Герасимов, Г. И. Терехова. – Москва: Форум, 2011. – 229, [2] с.
  9. Экономика торгового предприятия: учебное пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Сныткова, А. В. Гавриков. – Минск: Новое знание, 2007. – 239 с.
  10. Экономика организаций торговли: учебное пособие / [Р. П. Валевич и др.]. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
  11. Экономика торгового предприятия: торговое дело: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Л. А. Брагин и др.]. – Москва: Инфра-М, 2010. – 313 с.
  12. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. – Москва: Дашков и К°, 2009. – 272 с.
  13. Экономика отрасли: торговля и общественное питание: учебное пособие / [Е. А. Карпенко и др.]. – Москва: Альфа–М: Инфра-М, 2010. – 221 с.

 


Информация о работе Порядок документального оформления перевозок грузов автомобильным транспортом