Понятие и признаки информационно-справочных документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 06:31, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - изучение информационно-справочных документов, используемых в деятельности предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие информационно-справочных документов;
- определить свойства и функции справочно-информационных документов;
- изучить перечень информационно-справочных документов

Содержание

стр.
Введение
3
1.
Понятие и признаки информационно-справочных документов
5
2.
Свойства и функции справочно-информационных документов
7

2.1.
Свойства справочно-информационных документов
7

2.2.
Функции справочно-информационных документов
9
3.
Виды справочно-информационных документов
12

3.1.
Докладная записка
12

3.2.
Служебная записка
13

3.3.
Объяснительная записка
13

3.4.
Предложение
14

3.5.
Представление
15

3.6.
Заявление
16

3.7.
Переписка
17

3.8.
Акт
23

3.9
Протокол
25
Заключение
28
Список использованной литература
29
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Информационно.docx

— 531.35 Кб (Скачать файл)

Ко второй категории относятся документы, которые на время приобретают эту функцию, являясь доказательством каких-либо фактов в суде, органах следствия и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В принципе любой документ может быть доказательством и тем самым временно будет наделен правовой функцией.

Функция исторического источника изучается исторической наукой. Существует две точки зрения: первая - документ становится историческим источником с момента передачи его на архивное хранение; вторая - документ наделяется этой функцией с момента его возникновения, но осознается эта функция человеком лишь, когда документ поступает в архив.

Функция учета дает не качественную, а количественную характеристику информации, связанной с хозяйственными, демографическими и иными социальными процессами с целью их анализа и контроля. Основные виды учета - статистический, бухгалтерский, оперативный отражаются в статистических и финансово-экономических документах, плановой, отчетной, документации.

Автор документа, как правило, наделяет его какой-то одной функцией, объективно же этот документ несет, и иные функции и с течением времени удельный вес той или иной функции изменяется. Перечисленные функции можно подразделить на функции оперативного характера, время действия которых ограничено - управленческая, правовая, учета, и функции постоянно действующие - информационная, социальная, исторического источника. Например, аттестат зрелости содержит информационную, культурную, социальную, правовую и функцию исторического источника.

 

 

 

 

3. Виды справочно-информационных  документов

 

В состав информационно-справочных документов входят: докладная записка, служебная записка, объяснительная записка, предложение, представление, заявление, все разновидности переписки, протокол, акт, справка, заключение, отзыв, сводка, список, перечень.

3.1. Докладная записка

Докладная записка – документ, адресованный руководителю вышестоящей организации, руководителю подразделения или организации и излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.

Докладная записка может быть внешней или внутренней.

Внешняя докладная записка представляется руководителю вышестоящей организации, внутренняя – руководителю подразделения или организации; внутренние докладные записки создаются по инициативе работника или по заданию его непосредственного руководителя с целью повысить эффективность деятельности организации[1,с 324]. Внешние докладные записки составляются на общем бланке организации, внутренние – на стандартном листе бумаги [1,с 325].

Текст докладной записки состоит из двух или трех смысловых частей: в первой части излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания; во второй части анализируется сложившаяся ситуация и приводятся возможные варианты решения; в третьей части содержатся выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять.

Вторая часть в докладной записке может отсутствовать – в этом случае текст докладной записки содержит обоснование, выводы и предложения составителя.

Внутреннюю докладную записку подписывают составитель, если она представляется руководителю подразделения, или руководитель подразделения, если она представляется руководителю организации; внешнюю докладную записку подписывает руководитель организации [2, с. 47]. Датой докладной записки является дата ее составления и подписания [1, с. 399]. Обязательными реквизитами докладной записки являются: наименование организации - для внутренней – наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата и регистрационный номер, место составления - для внешней докладной записки, адресат, заголовок к тексту, подпись (см. Приложение 1).

3.2. Служебная записка

Служебная записка – записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу [2, с. 56]. Служебная записка оформляется на стандартном листе бумаги и адресуется конкретному должностному лицу. Текст служебной записки состоит из обоснования (изложения причин составления) и предложения, просьбы, заявки и т.п. [3, с. 401]. Служебную записку подписывают специалист или руководитель подразделения [3, с. 403]. Датой служебной записки является дата ее составления и подписания [3, с. 409].

Обязательными реквизитами служебной записки являются: наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, заголовок к тексту, адресат, подпись (см. Приложение 2).

3.3. Объяснительная  записка

Объяснительная записка имеет несколько функций. Объяснительная записка это: документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа: плана, отчета, проекта; сообщение должностного лица, поясняющее какое-либо действие, факт, происшествие, представляемое вышестоящему должностному лицу [2, с. 61]. Объяснительные записки, сопровождающие основной документ - план, отчет, поясняющие содержание отдельных положений основного документа, оформляются на общем бланке организации. Объяснительные записки, отражающие какие-либо происшествия, сложившиеся ситуации, оформляются на стандартном листе бумаге и адресуются конкретному должностному лицу.

Текст объяснительной записки состоит из двух частей: первая часть содержит факты, послужившие поводом к ее написанию, вторая – причины, объясняющие сложившуюся ситуацию [3, с. 443]. Отличие объяснительной записки от докладной записки заключается в отсутствии смысловой части, в которой излагаются выводы и предложения. Объяснительную записку подписывает ее составитель. Датой объяснительной записки является дата ее составления и подписания [3, с. 447]. Обязательными реквизитами объяснительной записки являются: наименование организации, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, место составления, заголовок к тексту, адресат, подпись (см. Приложение 3).

3.4. Предложение

Предложение – разновидность докладной записки, содержащая перечень конкретных предложений по определенному вопросу [2, с. 67]. Предложения по служебной, административной деятельности отличаются от коммерческих предложений, которые, как правило, оформляются в виде письма-предложения. Составляется аналогично докладной записке, как правило, по заданию руководства.

Текст предложения содержит две части: обоснование и заключение – перечень предложений [3, с 478]. Предложения составляются руководителями подразделений и специалистами, представляются руководству, подписываются составителем. Предложения могут представляться в вышестоящие организации по вопросам, решение которых находится в компетенции этих организаций. Предложения, адресованные другому должностному лицу, оформляются на стандартном листе бумаге, предложения, адресованные вышестоящей организации, – на общем бланке.

Обязательными реквизитами предложения являются: наименование структурного подразделения, наименование организации – при адресовании вышестоящей организации, наименование вида документа, дата и регистрационный номер, место составления при адресовании вышестоящей организации, заголовок к тексту, адресат, подпись (см. Приложение 4).

3.5. Представление

Представление – документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения[2, с. 71]. Представление оформляется на стандартном листе бумаги[]. 2

Текст представления содержит следующую информацию: фамилию, имя, отчество; дату рождения; образование; занимаемую должность; наименование структурного подразделения; стаж работы (общий; в данном подразделении; в данной должности); оценку служебной деятельности; повышение профессионального уровня; оценку политических, деловых и моральных качеств; информацию об участии в общественной работе; мотив назначения, перемещения или поощрения; наименование должности, на которую предлагается назначить или переместить; структурное подразделение, в которое предлагается назначить или переместить [3, с. 498].

Представление подписывается руководителем структурного подразделения и адресуется руководству организации [5]. Датой представления является дата его подписания [5]. Обязательными реквизитами представления являются: наименование подразделения, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, адресат, заголовок к тексту, подпись (см. Приложение 5).

 

3.6. Заявление

Заявление – документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу[2, с. 77]. 1 Заявления подразделяются на две группы: по кадровым вопросам: о принятии на работу, о предоставлении отпуска, об освобождении от должности и т.п.; сообщения о каких-либо недостатках, нарушениях в работе организаций, отдельных должностных лиц и т.д. [2, с. 77] Отсутствие указания в обращении граждан на нарушения их прав и интересов является основным критерием отличия заявления от жалобы[2, с. 77].

Заявление адресуется конкретному должностному лицу-  руководителю организации, его заместителю или руководителю структурного подразделения. Заявление оформляется на стандартном листе бумаги. Текст любого заявления начинается с существа вопроса, обращения; прошу перевести..., прошу проверить состояние..., затем идет детализация затронутого вопроса. Форма изложения свободная [2, с. 77].

Заявление может иметь приложения (например, к заявлению о приеме на работу прилагаются подлинники или копии документов об образовании, анкета, автобиография и др. [2, с. 77] Заявление подписывается автором и передается для принятия решения. Решение руководства выражается резолюцией. Заявление с резолюцией служит основанием к изданию приказа - по кадровым вопросам, или другого документа - письма автору о принятии решения, справки о состоянии затронутого автором вопроса, приказа о проведении экспертизы, проверки и т.п. Обязательными реквизитами заявления являются: наименование вида документа, дата, регистрационный номер, адресат, фамилия, должность заявителя и подразделение, в котором он работает (для сотрудника организации), или адрес заявителя: полный домашний адрес, телефон (для автора заявления, не являющимся сотрудником организации), подпись (см. Приложение 6).

3.7. Переписка

Переписка – обобщенное название различных по содержанию документов: служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма (факс), электронное сообщение и др., использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями [3, с. 477]. 1 К переписке прибегают для реализации информационных связей между организациями – как состоящими, так и не состоящими в отношениях соподчинения. Информационный обмен с помощью переписки следует использовать только в том случае, когда затруднен или невозможен иной способ обмена мнениями (телефонные переговоры, личная встреча и др.)

Переписку отличает широкое видовое разнообразие – от имеющих нормативный характер писем и телеграмм государственных органов до обращений граждан и типовых заявок. Содержанием переписки могут быть запрос, подтверждение, напоминание, требование, извещение, просьба, гарантия, приглашение и др.

Письмо – обобщенное наименование различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями, частными лицами.

Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста, – пересылкой почтой.

Письма, как правило, должны составляться в случае, когда невозможен или затруднен бездокументный способ обмена информацией (устные разъяснения, указания: личные или по телефону и др.). При необходимости срочной передачи информации составляются телеграммы, телефонограммы и др. Письма составляются на специальных бланках писем формата А4 или А5 в зависимости от размера текста письма.

Текст письма должен быть логичным, последовательным, убедительным и корректным по форме. Факты и события должны излагаться объективно, лаконично, ясно. Текст письма не должен допускать различного толкования. Письмо целесообразно готовить по одному вопросу. Если необходимо обратиться в организацию одновременно по нескольким разнородным вопросам, рекомендуется составлять отдельные письма по каждому из них. Письмо может касаться нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении организации-адресата.

В зависимости от типа письма и его содержания текст письма может быть простым или сложным. Простые письма состоят из одной-двух частей: вступления и заключения. Сложные в композиционном плане письма содержат вступление, основную часть (доказательство) и заключение. Во вступлении дается обоснование вопроса: причина возникновения вопроса или его краткая история; если поводом для составления письма послужил какой-либо документ, дается ссылка на него. В основной части (доказательстве) излагается существо вопроса, приводятся доказательства или опровержения; основная часть должна быть убедительной, чтобы не возникало сомнений в правильности и обоснованности предлагаемых решений. В заключении формулируется основная цель письма. В зависимости от назначения письма, от того, на чем его автор хочет сконцентрировать внимание, применяются и другие схемы построения, в которых один из элементов может отсутствовать или порядок их расположения может быть иным.

Текст простого письма не должен превышать одной-двух машинописных страниц, сложные письма могут содержать до пяти страниц текста.

В письмах используют следующие формы изложения текста:

- от первого лица множественного числа: «просим направить», «направляем на рассмотрение»;

- от первого лица единственного числа: «считаю необходимым», «прошу выделить»;

- от третьего лица единственного числа: «министерство не возражает», «Совет директоров считает возможным».

В деловой переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа (просим, сообщаем, направляем, напоминаем, высылаем и т.д.), так как должностное лицо, подписавшее письмо, выступает от имени организации. Изложение текста письма от первого лица единственного числа (прошу, предлагаю, направляю и т.д.), возможно в двух случаях: письмо оформляется на должностном бланке; письмо носит конфиденциальный характер или содержит персональное обращение к адресату.

Письмо, оформленное на бланке формата А4, должно иметь заголовок к тексту, отвечающий на вопрос «О чем?»: «О нарушении договорных обязательств», «Об оказании научно-технической помощи». На бланке форма А5 заголовок допускается не указывать.

Информация о работе Понятие и признаки информационно-справочных документов