Подготовка документов к архивному хранению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы. «Подготовка документов к архивному хранению» - во все времена не только в данное время является актуальной. В любом учреждение необходимо точно понимать общие принципы формирования и хранения дел. В каждой организации создаётся архив. Правильное формирование центрального хранения, комплектования, учёта, и использования законченных делопроизводством документов, имеющих постоянный или длительный срок хранения является неотъемлемой частью успешного существования организации (предприятия). Архивные данные не редко позволяют произвести сравнительный анализ, выявить тенденции того или иного явления, подтвердить исторические факты, которые непосредственно могут быть востребованы в любой момент. Завершающим этапом процесса делопроизводства является подготовка исполненных документов к хранению и использованию. Основная цель упорядочения и хранения исполненных документов - создание условий для их использования в справочной работе учреждений и пополнение Государственного архивного фонда РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Архивоведение контрольная.docx

— 67.14 Кб (Скачать файл)

Особо важное значение  в вопросах организации архива отводится Перечню типовых архивных документов, образующихся в процессе деятельности любой организаций. Именно в нем поименованы сроки хранения большинства документов: 1 год, 5 лет, 75 лет и т.д. или предписан постоянный срок хранения того или иного документа. Часть документов организации предписывается хранить до замены новыми (например, планы-схемы эвакуации  в случаях ЧС).

Все документы, организации или индивидуального предпринимателя, с учетом выше названного Перечня, условно можно распределить  на четыре группы в зависимости от срока их хранения8:

- постоянного хранения (например, годовая налоговая отчетность, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах);

- долговременного хранения (свыше 10 лет)(например, документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных следует хранить 75 лет.);

- временного хранения (до 10 лет включительно)(например, счета-фактуры, гарантийные письма);

- подлежащие уничтожению в связи с истечением срока хранения.

Кроме того, важно знать, что снижение сроков хранения, установленных Перечнем типовых управленческих документов, запрещено, а вот повышение сроков хранения документов может иметь место, но лишь  в тех случаях, когда это вызвано специфическими особенностями работы организаций.

Анализируя Перечень и производя отбор тех документов, которые образуются в процессе деятельности организации, следует сформировать номенклатуру,  на основании которой и будет происходить вся организация архивного хранения в компании.

В зависимости от размера компании, масштаба ее деятельности, порядка документооборота и будет решаться вопрос, какие документы необходимо подвергать архивному хранению.

По общему правилу к таким документам относится бухгалтерская и налоговая отчетность, договора по хозяйственной деятельности и конечно, документация по расчетам с персоналом и документы по кадровому делопроизводству. Разумеется, у маленькой фирмы таких документов будет значительно меньше, чем у крупной компании, особенно, если у него отсутствуют наемные работники, и если индивидуальный предприниматель не ведет бухгалтерский учет.

Для хранения документов, которые образуются в процессе деятельности любой организации (и индивидуального предпринимателя в том числе) на практике применяются два способа: создание собственного архива и хранение архивных документов в специализированных архивных компаниях. Рассмотрим все плюсы и минусы каждого из этих способов.

1.Создание собственного архива.

Если организация, либо индивидуальный предприниматель примет решение – создать свой собственный архив, то в этом случае придется провести большую подготовительную работу с учетом всех рекомендаций и требований законодательства РФ в вопросах архивного дела, хранения, последующего использования и уничтожения документации.

В небольших организациях обычно обязанности по ведению архива возлагаются на одного из сотрудников компании, у ИП, не имеющего работников – на самого предпринимателя. В более крупных компаниях в штате  предусматривается должность  руководителя архива, либо архивариуса.

В крупных и средних компаниях архив размещается в специально построенном или приспособленном для хранения архивных документов здании или отдельных помещениях здания, удаленных от опасных в пожарном отношении объектов (нефтехранилища, бензоколонки, автостоянки, гаражи и т.п.) и промышленных объектов, загрязняющих воздух (агрессивные газы, цементная пыль и т.п.).

Помещения, которые должны быть в архиве любой организации - архивохранилища и рабочая комната для сотрудников. Архивохранилища и другие помещения, где постоянно или временно хранятся архивные документы, оборудуются дверями с повышенной технической укрепленностью против возможного взлома, оснащенными замками повышенной секретности.

Индивидуальному предпринимателю с его небольшим документооборотом создавать полноценный архив порой нецелесообразно и весьма затратно. Поэтому многие предприниматели  приспосабливают для хранения архивных документов сейфы, которые отвечают критериям огне - и взломос - тойкости. Однако обращаем Ваше внимание, что такого способа организации архива в нормативных документах, регулирующих архивное дело в РФ, не предусмотрено. Кроме того, очень часто сейф просто напросто не может вместить всех выделенных для архивного хранения документов. Ведь даже при сроке хранения документов 5 лет объем таких документов за весь этот период набирается весьма внушительный.

2. Хранение в специализированных архивных компаниях.

Все большую популярность в последнее время приобретает такой способ архивного хранения, как «хранение вне офиса компании» - хранение архивных документов в специализированных архивных организациях.

  • Такие архивы оснащены современным оборудованием (архивные стеллажи, специализированные короба, системы контроля доступа и противопожарной безопасности), профессиональным персоналом, здесь соблюдены все требования, предъявляемые законодательством РФ к порядку хранения архивных документов. Основными преимуществами данной технологии являются9:
  • снижение непрофильной нагрузки на сотрудников организации;
  • защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации;
  • сохранность важных документов;
  • снижение издержек, связанных с оснащением собственного архива и его последующим обслуживанием;
  • высвобождение офисных площадей;
  • отсутствие затрат на подготовку и переподготовку персонала компании, занятого в процессе организации архивного хранения документов (при условии его наличия);
  • ведения архива и документооборота в соответствии с требованиями архивного законодательства
  • своевременный отбор и уничтожение документов с истекшими сроками хранения.

Весь процесс в этом случае сводится к выбору специализированной организации, заключение договора, своевременная оплата услуг по хранению документации. Однако, справедливости ради стоит отметить, что услуги таких организаций требуют дополнительных затрат и каждый индивидуальный предприниматель должен сам решать, насколько целесообразен такой способ хранения лично для него.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспертиза ценности документов проводится на основе действующего законодательства и правовых актов Российской Федерации по архивному делу и ДОУ.

Передачей в архив организации дела постоянного и длительного срока хранения должны быть оформлены и вписаны в специальных учетных формах (описях).

Для чего создают архивы в организациях (ведомственные).

Архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию данного учреждения. Иначе говоря, архивы реализуют важнейшую функцию – обеспечивают долговременную память документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 22.10.2004г. № 125-ФЗ "Об Архивном деле в Российской Федерации".
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ "Обязанности налогоплательщиков".

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Асфандиярова И. Г. Правовые основы организации архивного дела : учеб.-метод. комплекс / И. Г. Асфандиярова, Г. Т. Калимуллина. – Уфа : БАГСУ, 2009. – 91 с.
  2. Бурова Е. М. Архивоведение : (теория и методика) : учеб. для вузов / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. - 482 с.
  3. Кузина И. Л. Архивное право: учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2011. - 136 с.
  4. Архивоведение: (учебное пособие): учебник /О.В. Вовкотруб, Л.Р. Фионова. – Пенза, 2005. – 73 с.
  5. Архивоведение (теория и методика): Учебник / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева. – М: Термика, 2012. – 345 с.

 

1 Бурова Е. М. Архивоведение : (теория и методика) : учеб. для вузов / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. - 482 с.

2 Асфандиярова И. Г. Правовые основы организации архивного дела : учеб.-метод. комплекс / И. Г. Асфандиярова, Г. Т. Калимуллина. – Уфа : БАГСУ, 2009. – 91 с.

3 Федеральный закон Росийской Федерации от 22.10.2004г. № 125-ФЗ "Об Архивном деле в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2004/10/27/arhiv-dok.html

4 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ "Обязанности налогоплательщиков". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/2_4.html

 

 

5 Федеральный закон Росийской Федерации от 22.10.2004г. № 125-ФЗ "Об Архивном деле в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2004/10/27/arhiv-dok.html

6 Архивоведение (теория и методика): Учебник / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева. – М: Термика, 2012. – 345 с.

7 Архивоведение (учебное пособие): Учебник /О.В. Вовкотруб, Л.Р. Фионовой. – Пенза, 2005. – 73 с.

8 Кузина И. Л. Архивное право: учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2011. - 136 с.

9 Бурова Е. М. Архивоведение : (теория и методика) : учеб. для вузов / Е. М. Бурова, Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева. – М.: МЭИ, 2012. - 482 с.

 


 

 



Информация о работе Подготовка документов к архивному хранению