Особенности делопроизводства в России в XVIII-XIX веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является установление связи развития делопроизводства с совершенствованием структуры государственного управления.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

◦Показать зависимость приказного делопроизводства от структуры боярской думы и приказов.
◦Установить связь Регламента Петра I по делопроизводству с введением Сенатского управления и Коллегий.
◦Отметить совершенствование канцелярского делопроизводства в период образования министерств.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Особенности приказного делопроизводства в России 6
1.1 Образование великорусского государства и становление приказного делопроизводства 6
1.2 Структура приказов 7
1.3 Особенности материала приказных документов 9
1.4 Формы приказных документов 10
1.5 Видовой состав приказной документации 12
1.6 Формуляр документов приказного периода 13
1.7 Движение деловых бумаг в приказной период 14
1.8 Положительные и отрицательные черты системы приказного делопроизводства 16
Глава 2.Особенности коллежского делопроизводства 18
2.1 Изменение структуры государственного управления при Петре I 18
2.2 Организация делопроизводства в Сенате 19
2.3 Система делопроизводства в коллегиях 20
2.4 Документооборот в петровскую эпоху 22
2.5 Процедура рассмотрения дел в петровскую эпоху 26
2.6 Формы документов петровского периода 29

Глава 3.Особенности делопроизводства в России XIX века 31
3.1 Реформа государственного управления в XIX веке 31
3.2 Введение понятия «делопроизводство» 34
3.3 Прохождение дел в министерскую эпоху 35
3.4 Виды документов в XIX веке 38
3.5 Изменения в форме документов и их регламентация 41
3.6 Начало работы по ускорению прохождения документов 43
Заключение 46
Список литературы 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

      Рассмотрение  дела в приказе начиналось по инициативе царя или по жалобе, извету, челобитной или отписке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через кого-либо из тех, кто находился в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение ("отпуск"), если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов.

      Если  во исполнение царского указа нужно  было написать грамоту, дьяк писал ее сам или давал поручение кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения  дела требовалась переписка с  другими приказами, она велась без  соблюдения особых формальностей короткими "памятями" или записками подьячих одного приказа подьячим другого приказа.

      При поступлении документа на нем  проставлялась дата и дьяк делал  пометку "Выписать", что означало "Навести справки". Фактически это означало начало рассмотрения дела. Подготовкой дел к рассмотрению ("докладу") занимались столы, или повытья, где дьяк или по его поручению старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответственного документа (решения по делу).

        Роль докладчика по делу принадлежала дьяку, а решение вопроса -–думным дьякам. Решение по делу принималось после его обсуждения. Думные дьяки могли согласиться с подготовленным решением, но могли и внести свои коррективы. В результате после вынесения решения дьяк "чернил" подготовленный документ, т. е. Исправлял его, младший подьячий. Подьячий "справлял", т. е. сверял беловик с черновиком, удостоверял ("справлял") его своей подписью – "справой", которая выражала ответственность подьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не придавала юридической силы документу. Для этого требовалось "припись" дьяка, которая свидетельствовала об ответственности за содержание документа.

      Руководители  приказов – судьи и приближенные к ним лица, участвовавшие в  принятии решений, - не ставили своих подписей на документах. Это входило в обязанность дьяка, отвечавшего за ведение делопроизводства приказа: "а на всех делах закрепляют и помечают думные дьяки, а царь и бояре ни к каким делам… руки не прикладывают, для того и устроены они думные дьяки".

        Царь и бояре собственноручно  подписывались только на договорных  грамотах, заключаемых с другими  государствами. Подпись, или "припись", дьяка была весьма своеобразна:  если документ состоял из нескольких  листов, дьяк "приписывал" документ  на каждой склейке, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г. Это предохраняло документ от фальсификации и подлога.

      В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от "текущих". Наряду с хранением документов в  кулях, мешках, сундуках в некоторых приказах (например, Поместном приказе) появляются шкафы для хранения документов, а затем и меры по охране документов0 например снабжение сундуков замками.

    1.8 Положительные и отрицательные черты системы приказного делопроизводства

     Изучение  Уложения 1646 г. и целого ряда указов, принятых позже, позволяет говорить о введении норм письменного оформления различных договоров, установлении внешнего единообразия деятельности приказов.

      В целом, в приказной период постепенно создается система делопроизводства центральных и местных учреждений, складываются кадры делопроизводственных служащих, создаются устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государство, действуя отрывочными и частными мерами, не создавая общих административных правил, не могло еще ввести систематического порядка в организацию учреждений и их делопроизводство. Только с середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

      В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Подклеенные в столбцы длиной в среднем 50-80 м. документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при  чтении волочились, отсюда родилось и понятие, обозначающее сегодня несвоевременное и не по существу решение того или иного вопроса. Не были развиты такие делопроизводственные операции, как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И всё же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приёмы и методы создания, оформления и обработки документов.

 

Глава 2.Особенности коллежского делопроизводства

    2.1 Изменение структуры государственного управления при Петре I

      Вместо  прежних приказов были введены учреждения нового типа.

      В результате петровских реформ в области  управления сложилась следующая  система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет  и коллегии - в центре; губернатор, воевода, комиссары и другие органы -на местах1.

      Вместо  упраздненных приказов создано 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная  и Главный магистрат.

      Много внимания Петр I уделил устройству сенатской, канцелярии. Для работы в новых  условиях правительство не сочло  возможным ограничиться старым кадровым составом (дьяками и подьячими) из боязни перенесения старых приказных  порядков в новые учреждения, и  стало приглашать иностранных специалистов для занятия канцелярских должностей.

      2.2 Организация делопроизводства в Сенате

      Первым  новым учреждением стал Сенат - совещательный  орган и орган надзора за правительственными учреждениями.

      С целью изменить старые порядки при Сенате учреждается особая должность экзекутора - для записи всех исходящих указов в особые книги и контроля за их отправкой и получением ответного рапорта об исполнении указа.

        При малейшей задержке исполнения  указа экзекутор обязан был  доносить об этом генерал-прокурору. Все пакеты, адресованные на имя Сената, принимал обер-секретарь, распечатывал их и докладывал членам присутствия. Исключение составляли пакеты с надписью "Секретно", они передавались лично генерал-прокурору Сената.

        Все бумаги вносились в реестр и передавались в столы для производства (подготовки к рассмотрению в заседании). По завершении подготовки дела к докладу обер-секретарь скреплял его по листам и докладывал на заседании присутствия сенаторам. Прочтя дело, обер-секретарь давал сенаторам на размышление и обсуждение полчаса (для измерения времени он имел песочные часы). В сложных случаях обер-секретарь по просьбе сенаторов мог прибавить им полчаса и более, но так, чтобы на обсуждение дела ушло не более трех часов. После обсуждения сенаторы письменно записывали свое мнение, после этого формулировалось и принималось решение. По приговорам Сената канцелярия составляла указы, которые подписывались обер-секретарем. После регистрации, скрепленные государственной печатью, они отсылались по назначению.

      На  полученные из Сената указы все присутственные места и лица должны были направлять рапорт о получении указа, а по исполнении - рапорт об исполнении указа. За неприсылку в Сенат рапорта  полагались штрафы: за 1 месяц промедления - 100 руб., за два - вдвое больше и т.д., наконец, 5-месячное промедление влекло лишение имущества и ссылку на галеры.  

      

      2.3 Система делопроизводства в коллегиях

     Первоначально каждая коллегия руководствовалась  своим регламентом, затем законодательной  основой реформы стал "Генеральный  регламент", утвержденный Петром I 28 февраля 1720 г 2.  

        Генеральный регламент ввел систему  делопроизводства, получившую название "коллежской" по названию учреждений нового типа - коллегий. Основное значение в этих учреждениях получил коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого, как правило, входили президент, вице-президент, 2-3 советника и асессоры.

 С  изданием Генерального регламента  делопроизводство становится на  твердую почву закона. Этим законодательным  актом окончательно отделяются  обязанности присутствия как  органа, принимающего решения, от  делопроизводственной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным подразделением - канцелярией. Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организацию делопроизводства коллеги и, подготовка дел к слушанию, ведение справочной работы по делам.

Кроме секретаря в состав канцелярии входили нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копиисты, переводчики, толмачи (для устного перевода) и вахмистр (сторож для охраны) Регламент настолько подробно разрабатывает все вопросы деятельности канцелярии, что даже определяет, какими должны быть устроены столы (должны иметь ящики с замками), как должны сидеть канцеляристы (по двое за одним столом) и т.д

      . Еще в 1699 г. Петр I вводит в  обращение гербовую бумагу, в  1700 г. издает указы об отмене  столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной). Тетради, обычно состоящие из четырех листов бумаги, сложенных пополам и сшитых ниткой, не имели переплета. Несколько тетрадей, сшитых вместе и заключенных в переплет, составляли книгу. Однако книги не всегда переплетали, так как переплет стоил дорого.

    В первую очередь, в коллегиях рассматривались  государственные дела, затем - частные. На решение государственных дел  полагалась неделя, при необходимости  наведения справок в губерниях  устанавливался поверстный срок - по 2 дня на сто верст в один конец и столько же в другой. Через неделю после получения справки дело должно было быть решено под угрозой смертной казни. Частные дела по жалобам должны были решаться в течение шести месяцев.

        Первоначально эти сроки выдерживались. Однако позже они перестали выдерживаться из-за накопления большого количества нерешенных дел - сенатское и коллежское делопроизводство отличались редкой медлительностью. Некоторые сенатские дела, особенно судебные, тянулись годами, и не каждый из участников доживал до разрешения спора.

      Особенно  детально разработаны в Генеральном  регламенте вопросы регистрации  документов (правильное ведение регистрации  обеспечивало сохранность документов, оперативное ведение справочной работы, контроль за движением документов и их исполнением) и ответственности за принимаемые решения.

      2.4 Документооборот в петровскую эпоху

        В Генеральном регламенте подробно  проработаны и вопросы документирования  и движения дел (документооборота). Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе и членов коллегии, принимавших участие в решении вопроса. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы. Еще ранее - в 1716 г. - был издан указ о подписании главами губернской администрации доношений в Сенат о получении сенатских указов. Позднее эту норму ввели в Генеральный регламент.

      Все делопроизводство коллегии велось под  наблюдением секретаря. Важные бумаги составлял он сам, остальные готовились под его надзором. Канцелярская работа распределялась между служащими, и обязанность каждого была строго определена регламентом.

        Так, нотариус вел протоколы  ("повседневные записки") по  всем делам, решавшимся в коллегии. Каждый день на особом листе  он записывал все дела, какие  докладывались присутствию и составлял по ним резолюцию. По окончании месяца эти листы переписывались набело и переплетались. Нотариус же вел реестр нерешенных дел, а секретарь против каждого отмечал, у кого оно находится в производстве. Этот реестр постоянно находился на столе присутствия перед местом президиума, чтобы члены коллегии могли видеть, сколько у них нерешенных дел.

      Актуариус вел общий журнал всем входящих бумаг, хранил у себя бумаги, отвечал за их сохранность и заведовал заготовлением  канцелярских принадлежностей.

      В ведении регистратора находились регистрационные  книги -журнал, в который за весь год кратко записывалось содержание всех дел, решенных в коллегии (последние  располагались по алфавиту, с указанием, куда и когда каждое дело послано), и 4 регистрационные книги ("регистратуры") - А, В, С и D. Книги А и В служили для регистрации исходящих документов, С и D - для регистрации входящих.

      Регистрация документов в коллежской системе  делопроизводства сопровождала их не только в течение всего процесса производства дела, но и после - в архиве. Если в приказах на поступивших документах дьяк проставлял дату поступления, то в коллегиях наряду с датой появляется и регистрационный номер, соответствующий номеру записи в регистрационной книге.

Информация о работе Особенности делопроизводства в России в XVIII-XIX веках