Культура и метод культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:21, доклад

Краткое описание

К началу нашего века был завершен определенный этап развития культурологии: сформирована предметная область изучения культуры, поляризовались основные подходы и направления исследования культур (философия и история культуры, науки о культуре), сформулированы и обсуждаются культурологические проблемы и дилеммы, в ряде стран развернуто культурологическое образование.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени……………….5
2.1 Предыстория культурологии………………………………………….5
2.2 Этапы становления культурологии…………………………………..6
2.3 Философское осмысление культуры…………………………………7
3. Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология….9
3.1 Предмет культурологии……………………………………………….9
3.2 Место культурологии в системе гуманитарного знания……………10
3.3 Теоретическая и прикладная культурология………………………...11
4. Основные методы культурологии…………………………………….12
5. Заключение……………………………………………………………..15
6. Список использованных источников………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

Объектом анализа социальной культурологии или социологии культуры является функционирование культуры в  социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к  определенным общественным группам, а  также социальные институты культуры.

В последнее время статус самостоятельной научной дисциплины стремится обрести психология культуры, изучающая реакции человека на культурные явления и объясняющая личностные черты и своеобразие поведения  индивида, исходя из его принадлежности к определенному типу культуры.

 

3.3 Теоретическая и прикладная культурология

 

Как наука культурология  делится на фундаментальную и  прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача - разработка категориального  аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования  и управления культурными процессами в масштабах, как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей  в разных сферах их жизни.

 

Культурология взаимодействует  со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных  отраслей гуманитаристики - психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры. Ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности.

Таким образом, специфика  культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном  характере.

Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. В связи  с этим особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям  и традициям, а также региональной культуре, ее формированию, развитию и  современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров нашей  страны, но и области, города, села, откуда родом или где учатся студенты. В нашем случае это город Курск  и его округа - Курский край как  особый культурно-исторический регион, представляющий традиции культуры российской провинции, взаимосвязи со столичными центрами Руси-России.

 

4. Основные методы культурологии

 

Культурология использует систему  методов, то есть различных, взаимосвязанных  между собою способов изучения явлений  культуры.

1. Диахронический метод  заключается в изложении явлений,  фактов, событий мировой и отечественной  культуры в хронологической последовательности  их появления и протекания. Однако  факты нужно не только изложить, но и проанализировать, оценить,  обобщить. Поэтому данный метод  дополняется другими, в частности,  синхроническим методом.

2. Синхронический метод  состоит в совокупном анализе  двух или нескольких культур  на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей  и возможных противоречий. Если  диахронический метод можно представить как вертикальную линию, на которой откладываются нужные даты, то синхронический - графически мог бы выглядеть в виде горизонтальной линии, пересекающей несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой - либо страны.

3. Сравнительно-исторический  метод состоит в сравнении  разных культур. Он позволяет  устанавливать повторяемость культурных  явлений, присущих разным историческим  эпохам и социальным системам.

4. Структурно-функциональный  метод заключается в разложении  изучаемого объекта на составные  части и выявлении внутренней  связи, обусловленности, соотношения  между ними, а так же определении  их функций. 

5. Семиотический метод  предполагает рассмотрение культуры  как знаковой системы. 

6. Метод моделирования  связан с созданием модели  определенного периода в развитии  культуры.

7. Биографический метод  заключается в анализе жизненного  пути деятеля культуры.

 

 

Культурология как самостоятельная  наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших  из них:

Принцип историзма состоит  в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно  рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно - психологических и  др.), в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей  эпохи и перенесение в мир  современных критериев и оценок этих явлений прошлой культуры грозит упрощением, непониманием и даже вульгарным искажением историка - культурных процессов.

Принцип целостности заключается  в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной  картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного  общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие  пристрастия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

культурология фундаментальный прикладной целостность

Из данного реферата выяснилось, что культурология - это наука, формирующаяся  на стыке социального и гуманитарного  знания о человеке и обществе и  изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Как и всякая другая наука, она имеет свой предмет, метод и функции.

Предметом культурологии  является изучение содержания, динамики и технологий функционирования культуры, как социокультурного опыта. Культура гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. С помощью культурологии человек подразделяет свои действия на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.

Таким образом, культура, как  предмет культурологии, выводит  человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна исполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности всего человечества, позволяет найти ответы на многие вопросы.

 

 

Список использованных источников

 

1. Неретина С.С. Точки  на зрении. Санкт-Петербург, 2005. Стр. 230, 231, 258, 271, 273

2. Неретина С., Огурцов  А. Время культуры. СПб., 2000. Стр. 6-7, 9.

3. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995. Стр. 34.

4. Золкин А. Л. Культурология. - М.: Юнити, 2007.

5. Введение в культурологию:  учеб. пособие / под ред. Е.В. Попова. М., 1995. Гл. 1, 2.

6. Введение в культурологию:  учеб. пособие / под ред. Н.О. Воскресенской. М., 2003.

 


Информация о работе Культура и метод культурологии