Комплектование архивов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Пополнение АФ РФ идет непрерывно. При этом учитываются изменения, происходящие в обществе во всех аспектах его жизнедеятельности. Меняется состав документов, меняется их содержание, меняются наши представления и возможности в отборе документов. В каждый период времени мы имеем дело с двумя большими группами документов: созданными ранее и по тем или иным причинам, нормативно обусловленным или субъективным, не принятыми в архивы и создаваемыми в настоящий момент.

Вложенные файлы: 1 файл

КР АРХИВ.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

 Архив - это учреждение  или структурное подразделение  организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование  архивных документов

Пополнение АФ РФ идет непрерывно. При этом учитываются  изменения, происходящие в обществе во всех аспектах его жизнедеятельности. Меняется состав документов, меняется их содержание, меняются наши представления и возможности в отборе документов. В каждый период времени мы имеем дело с двумя большими группами документов: созданными ранее и по тем или иным причинам, нормативно обусловленным или субъективным, не принятыми в архивы и создаваемыми в настоящий момент.

Комплектование - это систематическое пополнение архива документами Архивного фонда, в соответствии с его профилем.

Создаваемая в настоящий  момент и в будущем, современная доку-ментация, с точки зрения ее отбора на хранение требует от нас решения ряда проблем, которые традиционно объединяются в две большие группы: определение источников комплектования архивов и определение состава принимаемых документов. Все остальные вопросы или входят в данные группы или непосредственно связаны с ними.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Источники комплектования  - это учреждения или лица, непос-редственно передающие документы в государственные или ведомственные архивы.

Источниками комплектования государственных архивов, хранящих документы постоянно, являются организации и физические лица, в деятельности которых образуются подлежащие передаче в госархивы документы Архивного фонда РФ. Росархив определяет категории государственных организаций, документы которых передаются в госархивы. Совместно с собственниками Росархив определяет, какие документы негосударственных организаций и физических лиц могут быть приняты на договорной основе на госхранение.

Комплектование госархива осуществляется в соответствии со списками юридических и физических лиц - источников комплектования, составляемыми в архиве на основе критериев источников комплектования и утверждаемыми Росархивом.

Выделяются следующие группы источников комплектования:

    • учреждения и организации, документы которых полностью передаются в госархив;
    • учреждения и организации, частично передающие документы в госархив, поскольку они либо входят в состав документов вышестоящих учреждений и организаций, либо не являются особо ценными;
    • учреждения и организации, от которых осуществляется групповой выборочный прием документов, имеющих ценную или необычную информацию, в совокупности отражающую их деятельность;
    • учреждения и организации, от которых осуществляется повидовой выборочный прием документов, имеющих особое значение как типовых для данного вида учреждений и организаций.

В реальной архивной практике создаются два списка источников комплектования.

В первый список входят учреждения и организации, в деятельности ко-торых создаются документы, имеющие государственное значение, поступающие в госархив в полном объеме, а также учреждения и организации, в деятельности которых документы неравнозначны, а потому поступают в госархив выборочно, как типовые для них; кроме того, учреждения и организации, сдающие в госархив лишь отдельные, особо значимые виды документов, характеризующих их деятельность. Все эти учреждения и организации сдают документы в госархив. Их ведомственные архивы контролируются госархивом.

Второй список составляют учреждения и организации, не сдающие свои документы в госархив, но находящиеся под контролем госархивов как возможные источники комплектования.

Кроме списков учреждений и организаций, сдающих в госархив документы на бумажной основе, ведутся списки физических лиц - источников комплектования, а также, при приеме этих документов в архив, списки учреждений и организаций, являющихся источниками комплектовании кинофотофоно- и видеодокументов и электронных документов. Дополнительно может вестись список негосударственных источников комплектования до заключения с ними договоров о передаче ими своих документов в госархив.

При приеме документов в госархив возможно поступление их полностью или выборочно. При полном поступлении документов учреждения и организации передают в архив все свои архивные документы.

При выборочном приеме в архив поступают все ценные документы от отдельных организаций определенного вида (групповой выборочный прием), или часть ценных документов из числа неповторяющихся в фондах других организаций от конкретной организации (видовой выборочный прием).

Документы в ведомственный архив передаются из структурных подразделений через год после их завершения делопроизводством. В госархив дела из ведомственных архивов поступают по мере истечения их срока хранения в ведомственных архивах в соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации.

Передача документов из ведомственных в государственные архивы происходит по согласованному между ними графику ежегодно. Передача производится по утвержденным госархивом описям с полистным просмотром каждого дела. Вместе с делами в госархив сдаются их описи и научно-справочный аппарат к ним.

2. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВ

Подготовка дела к передаче в архив - оформление и описание дела для   передачи в архив.

Порядок формирования дел:

    • дела формируются в соответствии с номенклатурой дел;
    • в дела помещаются только исполненные документы в соответствии с заголовками дел по номенклатуре;
    • в дела помещаются документы одного календарного года, за исключением переходящих дел;
    • документы разных сроков хранения группируются в дела раздельно;
    • в дела не должны помещаться документы, подлежащие возврату, дублетные экземпляры документов, черновики;
    • документы в деле располагаются по их хронологии;
    • дело не должно превышать 250листов при толщине не более 4 см;
    • приложения к документам независимо от их датировки, присоединяются к тем, к которым они относятся;
    • каждый помещенный в дело документ должен быть правильно оформлен;
    • документы личного состава формируются в дела отдельно от документов по основной деятельности.

 

Полному архивному оформлению дел подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и личного состава.

Для полного архивного оформления дела обязательно соблюдение следующих основных требований:

    • подшивка или переплет дела;
    • нумерация листов дела;
    • составление листа-заверителя дела;
    • составление внутренней описи документов;
    • внесение уточнений в реквизиты обложки дела, касающихся названия организации, регистрационного индекса дела, крайних дат и заголовка дела.

Документы временного (до 10 лет) хранения подлежат частичному оформлению, в них допускается не проводить систематизацию документов, не нумеровать листы дела, не составлять заверительную надпись.

Порядок оформления архивных дел следующий:

    • дела подшиваются в твердую картонную обложку или переплетаются, при этом из них изымаются все металлические скрепления;
    • особо ценные документы вкладываются в подшиваемые в дело конверты;
    • в конце дела подшивается бланк для заверительной надписи; при необходимости в начале дела подшивается бланк внутренней описи;
    • нумерация листов дела производится черным карандашом в правом верхнем углу листа арабскими цифрами; состоящие из ряда томов дела нумеруются по каждому тому отдельно;
    • листы внутренней описи нумеруются самостоятельно; (фотографии, чертежи и другие иллюстративные материалы, представляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на оборотной стороне на верхнем поле листа; сложенные в деле листы разворачиваются и нумеруются как обычные листы дела;
    • подшитые в дело конверты нумеруются самостоятельно, сначала конверт, затем вложения;
    • при наличии ошибок в нумерации листов возможно введение литерных номеров листов;
    • помешенный в дело лист-заверитель служит для фиксирования всех изменений в деле, подтверждаемых ссылкой на соответствующие акты;
    • внутренняя опись дела служит для учета и раскрытия содержания документов дела.

Основными реквизитами обложки дела являются:

    • наименование организации и ее подчиненность;
    • наименование структурного подразделения;
    • индекс дела;
    • номер дела по описи;
    • заголовок дела;
    • аннотация (при особо ценных документах);
    • дата дела;
    • количество листов в деле;
    • срок хранения дела;
    • архивный шифр дела;
    • наличие места для нанесения архивных атрибутов.

Передача дел в архив производится при полной архивной обработке дел по их описи.

Существует следующий порядок передачи дел в ведомственный архив:

    • передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и личного состава;
    • передача производится через год после завершения дел делопроизводством;
    • прием дел в архив производится зав. архивом поединично по описи в присутствии представителя того структурного подразделения, чьи дела передаются в архив;
    • при передаче особо ценных дел производится их полистный просмотр;
    • при отсутствии дел на них составляется справка, объясняющая это отсутствие;
    • передача фиксируется в описи сдатчика и описи приемщика, при этом в конце каждого их экземпляра делается отметка о наличии дел, указываются их фактическое количество, номера отсутствующих дел, дата сдачи дел в архив;
    • по окончании приема дел зав. архивом расписывается на трех экземплярах описи дел постоянного хранения и на двух экземплярах описи дел долговременного хранения, при этом вторые экземпляры описей возвращаются сдатчику, остальные остаются в архиве.

По истечении сроков ведомственного хранения дела передаются в госархив на постоянное хранение. При этом:

    • передача дел в госархив производится ежегодно или раз в 3—5 лет;
    • документы передаются по описям и оформляются актом приема-передачи дел на госхранение в двух экземплярах, один из которых передается сдатчику, а второй остается в архиве;
    • документы принимаются в госархив в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы;
    • при приеме документов производится проверка их физического, санитарно-гигиенического и технического состояния;
    • прием документов производится поединично, а особо ценных документов полистно, при этом в описях делаются отметки об их передаче в архив;
    • в архив с документами передаются три экземпляра описи, один экземпляр описи возвращается в организацию-сдатчицу;
    • при первом приеме документов организации в архив вместе с ними передается историческая справка организации;
    • документы негосударственных организаций принимаются в госархив в соответствии с заключаемым между ними договором;
    • документы физических лиц поступают в госархив в результате дарения, завещания, купли-продажи.

Основные этапы работы по передаче документов организации в госархив:

    • утверждение описи передаваемых организацией дел экспертно-проверочной комиссией госархива, при этом один экземпляр описи остается в госархиве;
    • проверка состояния дел в организации представителем госархива;
    • передача дел организации в архив на основании утвержденной описи; при этом в архив передаются научно-справочный аппарат к передаваемым документам и еще два экземпляра их описи, один экземпляр остается в организации;
    • факт передачи документов в госархив фиксируется актом приема-сдачи дел в двух экземплярах, один из которых остается в госархиве, а второй передается организации-сдатчице.

 

3. ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ

Архивные документы  включаются в состав Архивного фонда  Российской Федерации на основании  экспертизы ценности документов - изучения документов на основе критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и их отбора на постоянное хранение.

Критерии  экспертизы ценности документов:

1. Критерии происхождения:

- роль и место организации в системе государственного управления или конкретной отрасли;

- значимость выполняемых ею функций;

-время и место образования документа;

-значимость отраженных в документе событий.

2. Критерии содержания:

-уникальность и типичность информации документа;

-ее повторяемость в других документах;

-вид документа;

-подлинность документа.

3. Критерии внешних особенностей документа:

- форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и        оформления документа;

-юридическая достоверность документа;

-физическое состояние документа.

При экспертизе ценности личных документов необходимо учитывать:

-значимость фондообразователя и его документов;

-объективность и субъективность документов;

-взаимосвязь документов фондообразователя с другими однотипными документами;

-физическую сохранность документов.

При отборе документов на постоянное хранение необходимо учитывать:

        -значимость учреждения или лица, в деятельности которых образовался документ;

-значимость содержания документа;

-время и место создания документа;

Информация о работе Комплектование архивов