Инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:12, реферат

Краткое описание

Термин "развитие" часто используется в самых различных сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие территории. С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие, закономерности и факторы территориальной организации сферы обслуживания...........................................................................................................5
2. Особенности территориальной организации сферы обслуживания в городах......................................................................................................................8
3. Особенности территориальной организации сферы обслуживания в сельской местности...............................................................................................12
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы................................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

ИНФРАСТРУКТУРА.docx

— 30.13 Кб (Скачать файл)

ИНФРАСТРУКТУРА

Оглавление:

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие, закономерности  и факторы территориальной организации  сферы обслуживания...........................................................................................................5

2. Особенности территориальной  организации сферы обслуживания  в городах......................................................................................................................8

3. Особенности территориальной организации сферы обслуживания в сельской местности...............................................................................................12

Заключение.............................................................................................................17

Список литературы................................................................................................19

Введение.

Термин "развитие" часто используется в самых различных сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие территории. С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры, как одного из условий устойчивого развития экономики России, как фактора динамичного развития территорий, должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности в мире. Анализ состояния изученности проблемы позволяет утверждать, что в опубликованных работах в основном рассматриваются: общие концепции развития инфраструктуры; инфраструктура отраслей народного хозяйства (транспорт, связь, финансовые институты и др.); развитие отдельных видов институтов инфраструктуры (сервис, снабжение, лизинг и др.). В то же время, к примеру, инфраструктура материально-технического обеспечения АПК, рекреационная инфраструктура территорий, - как комплексные системы являются мало изученными темами. Вышеизложенные обстоятельства говорят о необходимости дальнейшего всестороннего исследования поднятой нами проблемы. Объектом исследования выступает инфраструктура как фактор развития территорий. Предметом исследования выступают методы управления развитием инфраструктуры территорий. Цель контрольной исследования состоит в исследовании эволюции методов управления развитием инфраструктуры, а также в изучении проблем и перспектив управления развитием инфраструктуры территорий. Исходя из цели исследования, автором были поставлены соответствующие задачи, которые нашли своё отражение в структуре и содержании курсовой работы.

1. Понятие, закономерности  и факторы территориальной организации  сферы обслуживания

Термин "развитие" часто используется в самых различных сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие территории. Человек, живя в обществе, в условиях растущего разделения труда и его специализации, при постоянном возрастании потребностей во все больней мере нуждается в разнообразных услугах, предоставляемых ему обществом. Услуга – это труд, направленный непосредственно на удовлетворение потребностей определенной личности – индивидуального заказчика, клиента, потребителя данной услуги. Сфера обслуживания образует значительную часть непроизводственной сферы народного хозяйства и небольшую, но существенную для населения часть материального производства в каждом районе. Объединяет ее то, что в совокупности сфера обслуживания должна обеспечить весь комплекс или набор услуг, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей человека. На практике принято выделять следующие тринадцать групп услуг – по их функциям в обеспечении жизнедеятельности населения.

1. Бытовые услуги: ремонт  и пошив одежды, обуви, ремонт  сложной бытовой техники, услуги  бань прачечных, парикмахерских, химчистки  и др.

2. Транспортные услуги: пассажирский  транспорт, доставка грузов по  заказам населения и др.

3. Услуги связи, в части  обслуживания населения: услуги  почты, телеграфа, телефонной сети.

4. Жилищно-коммунальные услуги: предоставление жилья с электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, канализацией, отоплением и горячим водоснабжением.

5. Услуги учреждений культуры: библиотеки, клубы, кино театры, театры, выставочные зады и др.

6. Туристические и экскурсионные  услуги.

7. Услуги физической культуры  и спорта: стадионы, спортивные залы, теннисные корты, бассейны и др.

8. Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные  услуги, ветеринарные услуги: амбулатории, стационары, ветлечебницы и др.

9. Услуги правового характера: судебные органы, милиция, прокуратура, нотариальные конторы.

10. Услуги банков.

11. Услуги в системе  образования: общеобразовательные  учебные заведения, детские дошкольные  учреждения.

12. Услуги торговли, общественного  питания: предприятия розничной  торговли, столовые, рестораны, кафе  и т.д.

13. Прочие услуги: информационно-вычислительные, операции с недвижимостью, реклама, вневедомственная охрана, маркетинговые  исследования.

Иерархичность, или ступенчатость, связана с тем, что для каждой услуги характерно минимальное количество жителей, необходимое для функционирования учреждений, оказывающих эту услугу. Это минимальное количество жителей называют «пороговой численностью населения». Изменения в территориальной организации сферы обслуживания могут быть вызваны, во-первых, изменениями в самой сфере обслуживания, во-вторых, изменениями в тяготении населения. К первой группе изменений относятся: развитие сети учреждений, изменения во взаимодействии учреждений, «перекраивание» зон учреждений бесплатного обслуживания. Изменения в тяготении населения могут быть связаны с динамикой населения и расселения и с развитием дорожно-транспортной сети. Доступность стационарных учреждений зависит от расстояния и наличия транспорта. Для планирования сферы обслуживания важно знать, какая часть населения реально пользуется той или иной услугой, а какая не пользуется и почему. По фактическому потреблению какой-либо услуги и по нуждаемости в ней все потребители могут быть разделены на следующие группы.

1) «Неразвитый» потребитель: не потребляет и не нуждается.

2) «Потенциальный» потребитель: не потребляет, но нуждается.

3) «Удовлетворенный» потребитель: потребляет и не испытывает  дополнительной потребности.

4) «Неудовлетворенный» потребитель: потребляющий, но испытывающий дополнительную  потребность в данной услуге.

Первый тип (I). Население не имеет данной услуги по месту жительства и не нуждается в ней (неразвитый потребитель в неразвитой среде). Затем возможны три линии развития. Первая линия. Появляются «мобильные» потребители, получающие эту услугу в других поселениях (тип II). Со временем у них возникает неудовлетворенность отсутствием услуги по месту жительства (тип III). Вторая линия. У «немобильных» жителей возникает неудовлетворенная потребность (тип IV). Строится учреждение, но потребность еще не появляется (тип V). И только когда наличие потребности, совпадет с наличием учреждения, появляется (тип VI) удовлетворенный потребитель в развитой среде. Третья линия. С ростом потребностей населения появляется неудовлетворенность существующим уровнем обслуживания (тип VII) и может снова появиться «мобильный» потребитель и весь цикл должен повториться.

2. Особенности  территориальной организации сферы  обслуживания в городах

Территориальная организация сферы обслуживания города может быть только иерархичной. В связи с этим возникает проблема сочетания рангов услуг и структурных основных элементов селитебной территории города, т.е. проблема рангов центров обслуживания. В основе ранжирования услуг лежат их пороговые величины и радиусы реализации, однако измерять эти параметры у каждой из многих десятков услуг в реальной жизни нет возможности и необходимости, кроме того, размещаются не услуги, а предприятия обслуживания, в которых объединяются группы услуг, как одного, так и разных рангов. Поэтому более практичным подходом является ранжирование услуг по частоте спроса на них со стороны клиентов.

В отечественной научной литературе появились новые подходы к ранжированию услуг и центров обслуживания. В отличие от трехступенчатой системы услуги подразделяются на два ранга. Первый ранг - стандартные, массовые услуги, которые предполагают минимальные затраты времени и усилий. Второй ранг - избирательные, индивидуальные услуги, которые предполагают максимальный выбор и комфорт. В первом случае речь идет о повседневном потреблении, удовлетворении спроса в товарах и услугах массового спроса. Во втором – об удовлетворении индивидуальных, эстетических потребностей, о создании среды для проведения досуга и общения.

Предприятия I ранга включают универсам, предприятия общественного питания, аптеки, школы, детские учреждения и др. Они будут формировать местные центры стандартного обслуживания, размещаемые в зоне жилой застройки. Они должны отвечать требованиям пешеходной доступности (8 - 10 минут).

Предприятия II ранга состоят из городских торговых центров, специализированных магазинов, ресторанов, специализированных больниц, спортивных сооружений. Они формируют систему центров городского значения (общегородской центр) и ориентированы на транспортную доступность. В идеале эта система представляется как иерархия различных вариантов следующих ступеней: микрорайон, жилой район, планировочный район, центр города. В действительности такая иерархия может достаточно четко проявляться в районах-новостройках, или новых городах, созданных по единому проекту. В старой части городов, иерархия центров обслуживания носит сложный или запутанный характер. Это обусловлено отсутствием территориальной концентрации предприятий услуг одного ранга и профиля и главным образом разнородностью жилой застройки. Здесь практически исключается совпадение территориально-планировочных единиц и зон обслуживания. Иерархия центров обслуживания усложняется и разнородностью профиля предприятий услуг. Некоторые требуют для своего размещения обособленных или благоприятных по санитарно-техническим условиям земельных участков (детские учреждения, школы и др.) или специальных участков (парки, спортивные сооружения). Различна и капиталоемкость предприятий услуг, и чем она выше, тем больше специфических требований предъявляется к размещению объекта. Наряду с предприятиями «свободного» выбора имеются и предприятия «территориально замкнутые». Иерархичность системы территориальной организации обслуживания предполагает согласование мощностей предприятий услуг центра обслуживания любого ранга с численностью клиентуры в обслуживаемой зоне. Мощности предприятий услуг, территориально замкнутого типа рассчитываются на постоянное население («ночное»). Другая ситуация складывается для предприятий свободного выбора. В количественном отношении они составляют большинство. Их клиентура не ограничена административно-территориальными рамками, она подвижна. Расчет мощностей предприятий услуг в этом случае необходим на подвижное («дневное») население обслуживаемой зоны. Существуют два подхода к расчету реального спроса на услуги свободного выбора в пространстве города: концепция «конвейера обслуживания» и концепция «полос доступности». В основе первой и второй концепций лежит так называемая задача почтальона. Если в пространстве имеется сеть заданных точек, то почтальон очень скоро найдет самый оптимальный маршрут их обхода, и этот маршрут станет стабильным. Концепция «конвейера обслуживания» предполагает, что каждый житель города имеет свой дневной маршрут передвижения в городском пространстве и свои точки получения услуг. Такие «конвейеры обслуживания» весьма устойчивы. Если собрать индивидуальные «конвейеры обслуживания» всех жителей и совместить их на плане города, то можно выработать оптимальную сеть точек и центров обслуживания и рассчитать их оптимальные мощности. Концепция «полос доступности» основывается на следующих принципах: все передвижения населения в пространстве города лимитируются транспортом; существует несколько уровней скорости передвижения (пешеходная, обычная транспортная, скоростная транспортная); увеличение скорости передвижения, увеличивает поток пассажиров; увеличение потока пассажиров, увеличивает количество потенциальных потребителей услуг. Практичность этого подхода определяется наличием постоянно обновляющейся статистики пассажирооборота по транспортным остановкам. В местах повышенной транспортной доступности со значительными потоками, предприятия обслуживания работают с наибольшим напряжением. В местах повышенной транспортной доступности всегда отмечается скопление различного рода нестационарных форм обслуживания (ларьки, временные палатки, базарчики, экскурсионные автобусы и др.) Общепризнанно, что размещение предприятий услуг блоками в глубине жилой застройки снижает их посещаемость, и соответственно рентабельность. Более эффективным оказалось их размещение полосами у входа в жилые образования рядом с транспортными остановками. Принцип ступенчатой организации обслуживания в городах требует дифференциации нормативов обслуживания. Центры обслуживания с повышенной транспортной доступностью должны удовлетворять спрос на услуги как со стороны местного, так и со стороны транзитного населения. Нормативы в этих центрах должны быть завышены, а в центрах, где услугами пользуется только местное население, нормативы обслуживания должны быть занижены. В суммарной отношении, в масштабе города нормативы обслуживания должны оставаться неизменными. Одним из главных элементов территориальной организации сферы обслуживания города является общегородской центр, который представляет собой узловой пункт планировочной структуры и пространственной композиции города, центральное место его социальной жизни и одновременно его главный транспортный узел. Определение границ общегородских центров в планировочных целях связано с большими трудностями. По мере роста города территории общегородских центров расширяются, захватывая смежные городские образования, но не целиком, а отдельными полосами и массивами вдоль направлений главных транспортных магистралей. На плане возникает сложный рисунок, практически не совпадающий с внутригородскими административными границами. В большинстве крупнейших городов общегородские центры являются продуктом многовекового развития и занимают обширные территории. Их внутренняя структура постепенно усложняется, появляются внутренне специализированные зоны: историческая, административно-деловая, торговая, культурная и др.

3. Особенности территориальной организации сферы обслуживания в сельской местности

Общие закономерности пространственного размещения сферы услуг проявляются в сельской местности более рельефно, чем в городах. Это связано с тем, что в качестве центров обслуживания в сельской местности выступают отдельные населенные пункты, которые имеют границы и пространственно отделены друг от друга. Одновременно территориальная организация сферы обслуживания, которая базируется на существующих формах сельского расселения, должна приспосабливаться к их особенностям. В сельской местности клиентура любой услуги невелика и территориально распылена, в этих исторически сложившихся условиях практика находит выход либо в изменении самого предприятия, либо в увеличении радиуса обслуживания. Изменение самого предприятия можно показать на примере такого рода: средняя школа – неполная средняя школа – совмещенные классы. Изменение предприятий услуг в сельской местности осуществляется в сторону уменьшения их размера (мощности), тем самым уменьшается его пороговая величина – минимальное число клиентов, необходимое для существования данной услуги. Увеличение радиуса обслуживания можно видеть на таком примере, в городах общеобразовательные школы положено размещать из расчета радиуса обслуживания 500 метров. В сельской местности считается, допустимым увеличение этого радиуса до 3-х километров. Таким образом, нормативным путем предусматриваются большие затраты времени на получение услуги. В первом случае пороговая величина предприятия подгоняется под размеры реальной клиентуры за счет уменьшения мощности, во втором – размер реальной клиентуры подгоняется под пороговую величину предприятия за счет максимально возможного увеличения расстояния, на которое клиент в состоянии передвигаться. Уменьшение мощности предприятия, увеличение радиуса обслуживания позволяют повысить рентабельность обслуживания, но одновременно их результатом является ухудшение качества услуги и удорожание ее для потребителя, часто за счет его свободного времени. Оба рассмотренных подхода могут быть эффективно осуществлены только при типичных и лучших уровнях развития сельского расселения. Однако, в каждом регионе, кроме типичных и лучших уровней, имеются и худшие условия, поэтому здесь все виды современного обслуживания нерентабельны в любом варианте. Существуют три главных направления совершенствования территориальной организации сферы обслуживания в сельской местности. Во-первых, приближение услуг к потребителю, во-вторых – улучшение транспортных связей, в-третьих – укрупнение сельского расселения. В теоретическом плане приближение услуг к потребителю осуществляется путем оказания клиенту дополнительной услуги, направленной на преодоление расстояния между клиентом и центральным местом, где расположено предприятие услуг. Услуга становится для клиента дороже, но не за счет свободного времени. Радиус реализации услуги определяется теперь, не как расстояние, на которое клиент в состоянии передвигаться для получения услуги, а как расстояние перемещения услуги, которое клиент согласен оплачивать. В целом приближение услуг к потребителю является перспективным направлением улучшения территориальной организации сферы обслуживания в сельской местности. Однако оно имеет и свои ограничения, связанные с тем, что не все услуги являются транспортабельными. Улучшение транспортных связей в сельской местности связано с созданием автодорог с твердым покрытием, увеличением маршрутной сети, автопарка и интенсивности движения. Правильная постановка вопроса об укрупнении сельского расселения должна интерпретироваться не как отказ от мелких поселений вообще и стремление их упразднить, сселить, а как поощрение создания в системе существующего сельского расселения сети крупных поселений. Это могут быть центры сельскохозяйственных предприятий, сельские поселения с несельскохозяйственными функциями, поселки городского типа, способные взять на себя роль опорных пунктов микрорайонов обслуживания. Сельские поселения нельзя рассматривать как что-то однообразное. При любых типах расселения имеет место их дифференциация по административному и экономическому значению, по их людности, характеру и объему межселенных связей. Территориальная организация сферы обслуживания в сельской местности не должна идти в разрез со сложившейся системой расселения, а должна ориентироваться на нее и быть с нею тесно связанной. Сельская местность в настоящее время имеет четыре ранга юридического оформления центральных мест. Это районные центры, центры колхозов и совхозов, центры бригад колхозов и отделений совхозов, рядовые населенные пункты. Система рангов на базе административно-хозяйственной иерархии послужила основой для создания в районной планировке схемы трехступенчатой территориальной организации обслуживания в сельской местности. Первой ее ступенью являются населенные пункты – центры бригад или отделений совхозов. Они обслуживают собственное население и население тяготеющих к ним рядовых населенных пунктов, в радиусе 3-х километров или 30 минут пешеходной доступности. В рядовых поселениях с населением менее 200 человек предприятия услуг создаваться не должны. Вторая ступень действует в населенных пунктах – центрах колхозов и совхозов. Их задача состоит в обслуживании собственного населения и населения, тяготеющих к ним центров первой ступени в радиусе 12 - 25 километров или 30 - 60 минут транспортной доступности. Третья ступень действует на базе районного центра. Предполагается, что численность собственного и тяготеющего населения превышает 35 тысяч человек, а радиус обслуживания увеличивается до 50 километров или 120 минут транспортной доступности. В центрах первой ступени размещаются только услуги повседневного спроса. Всего примерно 12 предприятий услуг. В центрах второй ступени – услуги повседневного спроса для собственного населения и услуги периодического спроса для собственного и тяготеющего населения. Ориентировочно 29 предприятий услуг. Предприятия районного центра удовлетворяют спрос собственного населения на все виды услуг, спрос населения в радиусе 12 - 25 километров на периодические услуги и спрос населения всего района на эпизодические услуги. Ориентировочно 47 предприятий. К настоящему времени в сельских административных районах сложилась определенная территориальная организация сферы обслуживания. В то же время она находится в постоянном движении под влиянием внутренних и внешних причин. Основными этапами процесса построения и совершенствования сети предприятий услуг являются: выбор населенных пунктов – центров обслуживания соответствующих рангов; определение и увязка зон обслуживания; определение состава предприятий услуг и их мощностей в центрах обслуживания. Построение сети предприятий услуг в сельской местности осуществляется по группам видов услуг: сеть учебно-воспитательных учреждений, сеть лечебно-профилактических учреждений, сеть культурно-просветительных и спортивных предприятий, предприятия торговли и общественного питания и т.д. Разделение обусловлено тем, что разные виды обслуживания характеризуются неодинаковыми пороговыми величинами и радиусами обслуживания. Состав предприятий и их мощности зависят от ранга центрального места и численности обслуживаемого населения. Существуют нормативы и номенклатура типов зданий предприятий услуг для различных зональных условий. Определение центров и зон обслуживания - это географическая задача. Источниками для ее выполнения являются: картосхема административного района масштаба 1:100000 и официальный перечень всех населенных пунктов. Кроме того, необходимы следующие данные для каждого населенного пункта: численность и структура населения их динамика, географическое положение в системе расселения, транспортные связи и уровень транспортного обслуживания, выполняемые функции, перечень предприятий межселенного обслуживания. Зоны обслуживания, первоначально можно определить на основе границ сельской администрации, или путем нанесения на карту круга определенного радиуса, величина которого зависит от ранга центрального места и от типа сельского расселения. Окончательное решение об отнесении того или иного поселения к зоне обслуживания данного центрального места принимают на основе учета его административно-хозяйственных и транспортных связей и уже существующих связей по обслуживанию. Для решения этого вопроса необходимы консультации в местных органах управления и опросы жителей. Рассмотренная методика построения сети предприятий услуг в сельском административном районе позволяет: с одной стороны, обнаружить ошибки, диспропорции, в существующей территориальной организации сферы обслуживания, а с другой – создать индивидуальную, неповторимую схему обслуживания конкретного сельского административного района.

Информация о работе Инфраструктура