Защита персональных данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

В XXI веке у человечества появляется все больше новых объектов, нуждающихся в защите путем закрепления соответствующих норм в законе. Основной объект на сегодняшний день – это информация. В наше время общество всецело зависит от получаемых, обрабатываемых и передаваемых данных. По этой причине данные сами по себе приобретают высокую ценность. И тем больше цена полезной информации, чем выше ее сохранность.
В виду вышесказанного, законодательными актами как в России, так и зарубежных стран предусматривают немалое количество норм, направленных на регулирование создания, пользования, передачи и защиты информации во всех ее формах.

Содержание

Введение 3
Глава I 4
Персональные данные
Правовое регулирование 4
Понятие персональных данных их отграничение от другой информации 6
Работа кадровой службы с персональными данными 7
Общие требования при обработке персональных данных работника и
гарантии их защиты 9
Передача персональных данных работников 14
Защита информации при работе с ЭВМ 15
Контроль защиты информации 20
Глава II 26
Ответственность за нарушение правил работы с персональными данными
Уголовная ответственность 26
Административная ответственность 28
Дисциплинарная ответственность 29
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

person-dannyie.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

Персональные данные работника могут быть переданы представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом, в том объеме, в каком это необходимо для выполнения указанными представителями их функций.

Работодатель обеспечивает ведение журнала учета выданных персональных данных работников, в  котором регистрируются запросы, фиксируются сведения о лице, направившем запрос, дата передачи персональных данных или дата уведомления об отказе в предоставлении персональных данных, а также отмечается, какая именно информация была передана.

В случае если лицо, обратившееся с запросом, не уполномочено федеральным законом или настоящим Положением на получение информации, относящейся к персональным данным работника, работодатель обязан отказать лицу в выдаче информации. Лицу, обратившемуся с запросом, выдается уведомление об отказе в выдаче информации, копия уведомления подшивается в личное дело работника.

 

Защита информации при работе с ЭВМ

 

Утечка конфиденциальной информации от персональных ЭВМ может  происходить по следующим каналам:

      • организационному каналу через персонал, злоумышленника, его сообщника, силовым криминальным путем,
      • побочных электромагнитных излучений от ЭВМ и линий связи,
      • наводок злоумышленником опасного сигнала на линии связи, цепи заземления и электропитания,
      • акустических сигналов,
      • через вмонтированные радиозакладки, съема информации с плохо стертых дискет, ленты принтера.

Основным источником высокочастотного электромагнитного  излучения является дисплей. Картинку дисплея можно уловить и воспроизвести на экране другого дисплея на расстоянии 200 - 300 м. Печатающие устройства всех видов излучают информацию через соединительные провода. Однако основным виновником утраты электронной информации всегда является человек.

Защита данных должна обеспечиваться на всех технологических этапах обработки информации и во всех режимах функционирования, в том числе при проведении ремонтных и регламентных работ. Программно-технические средства защиты не должны существенно ухудшать основные функциональные характеристики ЭВМ (надежность, быстродействие).

Организация системы защиты информации включает:

      • защиту границ охраняемой территории,
      • защиту линий связи между ЭВМ в одном помещении,
      • защиту линий связи в различных помещениях, защиту линий связи, выходящих за пределы охраняемой зоны (территории).

Защита информации включает ряд определенных групп мер:

      • меры организационно-правового характера: режим и охрана помещений, эффективное делопроизводство по электронным документам – внемашинная защита информации, подбор персонала,
      • меры инженерно-технического характера: место расположения ЭВМ, экранирование помещений, линий связи, создание помех и др.,
      • меры, решаемые путем программирования: регламентация права на доступ, ограждение от вирусов, стирание информации при несанкционированном доступе, кодирование информации, вводимой в ЭВМ,
      • меры аппаратной защиты: отключение ЭВМ при ошибочных действиях пользователя или попытке несанкционированного доступа.

Помещения, в которых  происходит обработка информации на ЭВМ, должны иметь аппаратуру противодействия техническим средствам промышленного шпионажа. Иметь сейфы для хранения носителей информации, иметь бесперебойное электропитание и кондиционеры, оборудованные средствами технической защиты.

Комплекс программно-технических  средств и организационных (процедурных) решений по защите информации от несанкционированного доступа состоит из четырех элементов:

      • управления доступом;
      • регистрации и учета;
      • криптографической;
      • обеспечения целостности.

Правильная организация  доступа - управление доступом к конфиденциальной информации является важнейшей составной частью системы защиты электронной информации. Реализация системы доступа как к традиционным, так и электронным документам основывается на анализе их содержания, которое является главным критерием однозначного определения: кто из руководителей, кому из исполнителей (сотрудников), как, когда и с какими категориями документов разрешает знакомиться или работать. Любое обращение к конфиденциальному документу, ознакомление с ним в любой форме (в том числе случайное, несанкционированное) обязательно фиксируется в учетной карточке документа и на самом документе в виде соответствующей отметки и подписи лиц, которые обращались к документу. Этот факт указывается также в карточке учета осведомленности сотрудника в тайне фирмы.

Организуя доступ сотрудников фирмы к конфиденциальным массивам электронных документов и базам данных, необходимо помнить о его многоступенчатом характере. Можно выделить следующие главные составные части доступа этого вида:

      • доступ к персональному компьютеру, серверу или рабочей станции;
      • доступ к машинным носителя информации, хранящимся вне ЭВМ;
      • непосредственный доступ к базам данных и файлам.

Доступ к персональному  компьютеру, серверу или рабочей станции, которые используются для обработки конфиденциальной информации, предусматривает:

      • определение и регламентацию первым руководителем фирмы состава сотрудников, имеющих право доступа (входа) в помещение, в котором находится соответствующая вычислительная техника, средства связи;
      • регламентацию первым руководителем временного режима нахождения этих лиц в указанных помещениях; персональное и временное протоколирование (фиксирование) руководителем подразделения или направления деятельности фирмы наличия разрешения и периода работы этих лиц в иное время (например, в вечерние часы, выходные дни и др.);
      • организацию охраны этих помещений в рабочее и нерабочее время, определение правил вскрытия помещений и отключения охранных технических средств информирования и сигнализирования; определение правил постановки помещений на охрану; регламентацию работы указанных технических средств в рабочее время;
      • организацию контролируемого (в необходимых случаях пропускного) режима входа в указанные помещения и выхода из них;
      • организацию действий охраны и персонала в экстремальных ситуациях или при авариях техники и оборудования помещений;
      • организацию выноса из указанных помещений материальных ценностей, машинных и бумажных носителей информации; контроль вносимых в помещение и выносимых персоналом личных вещей.

Безопасность информации в ЭВМ и локальной сети требует эффективной взаимосвязи машинной и внемашинной защиты конфиденциальных сведений. В связи с этим, важное актуальное значение имеет защита технических носителей конфиденциальной информации (машиночитаемых документов) на внемашинных стадиях их учета, обработки и хранения. Именно на этих стадиях особенно велика вероятность утраты машиночитаемого документа. Подобная проблема несущественна для носителей, содержащих открытую информацию. В основе обеспечения сохранности носителей электронных конфиденциальных документов, находящихся вне машины, в настоящее время эффективно используются зарекомендовавшие себя принципы и методы обеспечения безопасности документов в традиционной технологической системе.

Перед началом обработки  информации на ЭВМ сотрудник обязан убедиться в отсутствии в помещении посторонних лиц. При подходе такого лица к сотруднику экран дисплея должен быть немедленно погашен.

В конце рабочего дня  исполнители обязаны перенести всю конфиденциальную информацию из компьютера на гибкие носители информации, стереть информацию с жестких дисков, проверить наличие всех конфиденциальных документов (на бумажных, магнитных и иных носителях), убедиться в их комплектности и сдать в службу КД. Оставлять конфиденциальные документы на рабочем месте не разрешается. Не допускается также хранение на рабочем месте исполнителя копий конфиденциальных документов.

Лицам, имеющим доступ к работе на ЭВМ, запрещается:

      • разглашать сведения о характере автоматизированной обработки конфиденциальной информации и содержании используемой для этого документации,
      • знакомиться с изображениями дисплея рядом работающих сотрудников или пользоваться их магнитными носителями без разрешения руководителя подразделения,
      • разглашать сведения о личных паролях, используемых при идентификации и защите массивов информации,
      • оставлять магнитные носители конфиденциальной информации без контроля, принимать или передавать их без росписи в учетной форме, оставлять ЭВМ с загруженной памятью бесконтрольно,
      • пользоваться неучтенными магнитными носителями, создавать неучтенные копии документов.

После изготовления бумажного  варианта документа его электронная  копия стирается, если она не прилагается  к документу или не сохраняется  в справочных целях. Отметки об уничтожении  электронной копии вносятся в учетные карточки документа и носителя и заверяются двумя росписями.

Хранение магнитных  носителей и электронных документов должно осуществляться в условиях, исключающих возможность их хищения, приведения в негодность или уничтожения содержащейся в них информации, а также в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя. Носители хранятся в вертикальном положении в специальных ячейках металлического шкафа или сейфа. Номера на ячейках должны соответствовать учетным номерам носителей. Недопустимо воздействие на носители теплового, ультрафиолетового и магнитного излучений.

Магнитные носители, содержащие конфиденциальную информацию, утратившую свое практическое значение, уничтожаются по акту с последующей отметкой в учетных формах.

С целью контроля и  поддержания режима при обработке  информации на ЭВМ необходимо:

      • периодически проводить проверки наличия электронных документов и состава баз данных,
      • проверять порядок ведения учета, хранения и обращения с магнитными носителями и электронными документами,
      • систематически проводить воспитательную работу с персоналом, осуществляющим обработку конфиденциальной информации на ЭВМ,
      • реально поддерживать персональную ответственность руководителей и сотрудников за соблюдение требований работы с конфиденциальной информацией на ЭВМ,
      • осуществлять действия по максимальному ограничению круга сотрудников, допускаемых к обрабатываемой на ЭВМ конфиденциальной информации и праву входа в помещения, в которых располагаются компьютеры, для обработки этой информации.

 

Контроль защиты информации

 

Взаимопонимание между руководством фирмы и работниками не означает полной свободы в организации рабочих процессов и желании выполнять или не выполнять требования по защите конфиденциальной информации. С этой целью руководителям всех рангов и службе безопасности следует организовать регулярное наблюдение за работой персонала в части соблюдения ими требований по защите информации.

Основными формами контроля могут быть:

      • аттестация работников;
      • отчеты руководителей подразделений о работе подразделений и состоянии системы защиты информации;
      • регулярные проверки руководством фирмы и службой безопасности соблюдения работниками требований по защите информации;
      • самоконтроль.

Аттестация работников представляется одной из наиболее действенных форм контроля их деятельности как в профессиональной сфере (исполнительность, ответственность, качество и эффективность выполняемой работы, профессиональный кругозор, организаторские способности, преданность делу организации и т. д.), так и в сфере соблюдения информационной безопасности фирмы.

В части соблюдения требований по защите информации проверяется знание работником соответствующих нормативных и инструктивных документов, умение применять требования этих документов в практической деятельности, отсутствие нарушений в работе с конфиденциальными документами, умение общаться с посторонними лицами, не раскрывая секретов фирмы и т.д.

Информация о работе Защита персональных данных