Делопроизводство в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 04:45, курсовая работа

Краткое описание

Документы сопровождают человека много веков. Появилась специальная отрасль деятельности, для работы с документами - делопроизводство. Первоначально термин "делопроизводство" появился в устной речи (предположительно в XVII в.) и означал процесс решения (производства) дела: "дело производить" - решать вопрос. В ходе решения возникала необходимость закрепления результата, например, достигнутой договоренности. Для этого и создавали документы, так как устное слово кратковременно, может быть забыто, искажено при передаче или не так понято. Уже в XVI в. употребляется слово дело как собрание документов, относящихся к какому-либо делу, вопросу. Впервые в этом понятии слово "дело" зафиксировано в документах в 1584 г. В этот же период происходит развитие формуляров текстовых документов.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…….3-4
1 . Делопроизводство в XVIII в………………………………………5-15
Центральные государственные учреждения……………….….5-7
Коллежское делопроизводство…………………………………8-9
Виды документов, особенности их составления……………10-15
2. Министерское делопроизводство…………………………………16-26
Появление министерств……………………………………… 16-21
Система министерского делопроизводства…………………22-24
Документооборот в министерствах……………………….…25-26
3. Делопроизводство в начале XX века…………………………….27-33
Состояние делопроизводства на рубеже веков…………….27- 28
Состав официальных документов XIX – нач.XX вв……….28-33
Заключение…………………………………………………………….…34-35
Список использованной литературы……………………………….……..36

Вложенные файлы: 1 файл

Делопроизводство в XVIII в.doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Протоколы оформлялись  от руки. Журналы XVIII - н. XIX вв. переплетались  в книги. Первым реквизитом, который  указывался на данном документе в XVIII в. была «дата документа», которая  включала год, месяц, число, а также наименование дня недели, например «1745 года января 1 дня во вторник».

В журналах и протоколах XIX в. в связи с появлением реквизита  «вид документа» он указывался первым, затем шел «заголовок» и после  них оформлялась дата, в которую могли включать и время проведения заседания.

Если указывался «номер документа» (он проставлялся не всегда), его оформляли на зоне левого поля.

В протоколе и журнале XVIII в. давалась информация о присутствующих, из которых первым указывался председатель заседания, например, губернский предводитель дворянства, затем все присутствующие. Обязательно писались их должности, напротив которых проставлялись фамилии и инициалы. На практике, как показывают документы губернских учреждений XVIII - XIX вв., в некоторых протоколах прежде, чем указывать всех присутствующих, секретарем оформлялась вводная фраза (формула) «В ...(наименование организации)... прибыли». Например, «в Тверское губернское дворянское собрание депутатов прибыли:..». Такой порядок сохранился и в XIX веке.

После части протокола  о присутствующих на заседании шел  текст. Если вопросов рассматривалось  несколько, напротив каждого на левом  поле проставлялись порядковые номера.

Рассмотрение вопроса  оформлялось следующим образом: сначала указывалось слово «Слушали/Слушано», после которого раскрывалась его суть и ход обсуждения. По каждому вопросу на заседании принималось решение, которое в протоколе указывалось после изложения информации о ходе обсуждения. Как правило, решение начиналась словом «Приказали» и далее излагалось дословно принятое на заседании решение.

После каждого вопроса  члены коллегиального органа проставляли  личные подписи. Таким образом, реквизит «подпись» состоял только из личных подписей присутствующих, которые повторялись  ровно столько раз, сколько рассматривалось вопросов.

Текст журнала заседания XIX в. можно условно разделить  на вертикальных части, иногда, учитывая эту особенность, при оформлении использовали трафареты, т.е. заранее  заготовленные части текста. Обычно это была таблица, в которой одна графа была предназначена для нумерации, вторая - для фиксации вопроса и хода его обсуждения, а третья - для вынесенного решения по данному вопросу.

В документах XVIII века на зоне правого поля, напротив текста предусматривались две графы, в которых указывалась информация об исполнении протокола (на практике чаще всего оставались незаполненными).

В XIX в. подпись стала  проставляться не после каждого  принятого решения, а после текста и секретарь проставлял свою подпись.

На оборотной стороне последнего листа протокола XVIII в. указывались отсутствующие (фамилии и должности), а также подробно излагались причины, по которым они отсутствовали на заседании. Если секретарь скреплял протокол, то он проставлял подпись после сведений об отсутствующих.

Если на заседании  не было обсуждения каких-либо вопросов, протокол все равно составлялся, и вместо текста указывалось, что  на заседании не было рассмотрения каких-либо дел.

Сравнительный анализ законодательно описанного формуляра протокола  и формуляра, сложившегося на практике в местных учреждениях Тверской губернии, позволяет сделать вывод о том, что их оформление было одинаковым.

Значение протокола  в деятельности учреждения, а также  традиции его оформления на протяжении нескольких столетий изменялись незначительно. В XIX в. к устоявшемуся формуляру добавились реквизиты: «наименование вида документа», «номер документа» и изменился порядок подписания документа (упрощается).

                                                     

 

                                                        Заключение

         Российское документоведение в периуд Империи, прошло сложный путь развития : с коллежской  системы и до министерской. Со времен установления в России Империи, при Петре I, система делопроизводства ( а с нею и, естественно, документы и их виды, система обучения чиновников, в работе с ними )  претерпела крупные перемены, при переходе в коллежскую систему, она была изменена коренным образом, были введенены новые документы и, новые формы работы с ними. В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки усовершенствования системы делопроизводства.

      Система и традиции российского делопроизводства формировались веками. Исторически в учреждениях России сложилась единая и регламентированная организация работы с документами, имеющая присущие только ей особенности. Знание общих закономерностей и тенденций развития российского делопроизводства позволяет осмыслить сегодняшний день. Вместе с тем его история исследована сравнительно мало.

     XVIII в. в истории и развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений и, прежде всего, бюрократического начала.

     В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов. Генеральный регламент стал фактически первым законодательным актом в России, регулирующим вопросы работы с документами в центральных государственных учреждениях. Генеральный регламент подробно определял порядок работы коллегий и решения в них дел, он давал законченную организационную форму и систему норм по документированию деятельности коллегий. Таким образом, «Генеральный регламент» закрепил законодательно порядок работы с документами с момента их создания до архивного хранения.

 

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний уровень управления — высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Новая система  управления — министерская, основанная на принципе единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы: в коллегиях конца XVIII в. президенты имели более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления. Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав вновь созданных министерств; позже при министрах создали советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее отношение к министрам как к единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное».

В конце XIX - начале XX вв. все большее внимание обращается систему регистрации, на необходимость  ее упрощения за счет ее централизации. Также на делопроизводство существенно повлияло развитие технологий. Велась работа по упрощению делопроизводства. Однако данный процесс был прерван начавшейся Первой мировой войной, а потом и революцией.

 

 

                       Список использованной литературы

  1. Архипова, Т.Г. История государственной службы в России XVIII - XX века. М., 1999.
  2. Бабич, М. Государственные учреждения 18 века: Комиссии петровского времени.  М., 2003.
  3. Белов, В. К. История делопроизводства и секретарского дела.  М., 2005.
  4. Голикова, Н.Б. Система государственного управления XVIII века.  М., 1987
  5. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997.
  6. Илюшенко, М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. М., 1993.
  7. Коржихина, Т.П. История российской государственности . М., 1995.
  8. Кудрявцев, В.А. Организация работы с документами. М., 1998
  9. Лукашевич, А.А. Виды документов в Российском государстве первой четверти XVIII в. М., 1991.
  10. Панфилова, Т.А. Документоведение и делопроизводство. М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военный билет  поданного Российской Империи.(1899 г)

 

   Полное собрание законов Российской империи.

 

Временный паспорт Российской империи. (1915 г)

 

 

 

 

 

 

 

            Министерская карта территории  Сибири и Дальнего Востока  ( 1792 г )

 

 

 Удостоверение личности. (1876)


Информация о работе Делопроизводство в начале XX века