Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить документ как систему и рассмотреть его структуру.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить свойства документа, его признаки и функции;
• рассмотреть внешнюю и внутреннюю структуру документа;
• рассмотреть документную информацию
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОКУМЕНТА КАК СИСТЕМНОГО ОБЪЕКТА 6
1.1. Свойства документа 6
1.2. Признаки документа 8
1.3. Функции документа 9
2. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА 13
2.1 Общая характеристика структуры 13
2.2. Внутренняя структура документа 16
2.3. Внешняя структура документа 19
2.4. Реквизиты документа 21
3. ДОКУМЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность исследования документа, его сущности заключается в том, что он присутствует практически во всех сферах деятельности человека. Документ создается для передачи, хранения информации, которая также играет большую роль в современной жизни.
Документ - сложный объект, представляющий собой единство информации и материального (вещественного) носителя. Выяснить его сущность - это задача, которая решается с помощью системного подхода - методологического направления в науке, ставящего своей задачей разработку средств, методов исследования сложноорганизованных объектов - систем (греч. sistema - целое, составленное из частей, соединение).
Документ представляет собой систему - множество закономерно связанных друг с другом элементов и частей как определенное целостное образование, единство. Элемент - предельная единица деления документа. Совокупность однородных элементов, выполняющих необходимую для существования системы функцию, называется подсистемой. Если в системе имеется несколько подсистем, то вся система становится сложной.
Понятие системы относительно, как и понятие элемента. Если системой считать документ как таковой, то его сущностными подсистемами будут информационная и материальная (вещественная, субстанциональная) составляющие, а также конструктивные элементы документа (титульный лист, обложка, переплет, форзац и т.п.), объединенные в сложное целое. Подсистемой документа может выступать и текст, состоящий из глав, параграфов, абзацев. В качестве элементов документа выступают заглавие, предисловие, колонтитул, переплет, форзац и т.п. Документ как целое - это единство составляющих его элементов и подсистем, суперсистема по отношению к ним. С точки зрения совокупности документов, собранных в фондах органов информации, библиотек, архивов, книжных магазинов и др. (в зависимости от масштабов системы) документ становится подсистемой или даже элементом.
Изучение документа
как системы состоит в
При системном подходе
изучаемый документ рассматривается
как часть более крупной
Документ представляет собой относительно самостоятельную систему благодаря наличию собственных признаков и свойств, обусловливающих его различие и сходство с другими материальными объектами. Признак отражает внешнюю примету, по которой (чаще - совокупности которых) можно отнести наблюдаемый объект к документу. В отличие от него свойство отражает качественное, т.е. внутренне присущее документу отличие. Документ характеризуется наличием всех свойств одновременно (различна лишь степень их проявления), а набор признаков документа в каждом случае может быть индивидуальным.
Документ создается для хранения и передачи социальной информации во времени и пространстве. Именно документ организует, систематизирует информацию, дает ее в фиксированном виде. В любом документе она подается в определенном порядке, обобщении, взаимосвязи различных данных1. В документе информация и ее носитель генетически связаны воедино. Однако для понимания сущности документа необходимо условно разделить информационную и материальную стороны документа и рассмотреть их отдельно.
Итак, объектом исследования является документ, как сложная самостоятельная система.
Предметом исследования является сущность документа, его структура и информационная составляющая.
Цель данной курсовой работы: изучить документ как систему и рассмотреть его структуру.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Основу методологии работы составляет системный подход, который поможет изучить свойства документа, его составные элементы, а также рассмотреть документ как организационную структуру, обладающую закономерностями.
Как и всякий объект, документ обладает множеством свойств (отличительных качеств).
Наиболее существенные из них следующие:
1. Атрибутивность документа,
т.е. наличие неотъемлемых
2. Функциональность документа,
т.е. его предназначенность
3. Структурность документа,
т.е. тесная взаимосвязь его
элементов и подсистем,
Всякий документ обладает
определенной структурой, последовательным
и взаимосвязанным
Определение свойств документа только начато в документоведении и требует дальнейшего уточнения как их номенклатуры, так и содержательного наполнения.
К отличительным признакам документа относятся:
1. Наличие смыслового семантического содержания. Документ - носитель смысла, который передается знаками. Совокупность последовательных знаков, которые передают смысл, содержание документа (сообщение), является его обязательным признаком.
2. Стабильная вещественная
форма, обеспечивающая
3. Предназначенность
для использования в
4. Завершенность сообщения.
Этот признак обусловлен
Определение признаков документа, как и его свойств в документоведении до конца не изучено.
Как и всякая система, документ создается обществом лишь постольку, поскольку он выполняет те или иные необходимые обществу функции.
Функция документа - это его общественная роль, социальное назначение, цель, задача. Документ - полифункциональный объект, выполняющий ряд взаимосвязанных социальных функций.4
Весь спектр социальных
функций документа можно
Главная, наиболее обобщающая функция документа - это хранение и передача (распространение) информации во времени и/или пространстве. Документ создается для обеспечения потребностей общества с помощью размноженной документной информации.
Общие функции - информационная, коммуникативная, кумулятивная - характерны для всех документов, независимо от их типа и вида.
Информационная функция - это способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний. Основным критерием информативности документа является его информационная емкость, т.е. количество и качество информации, зафиксированной в документе. Существует правило: больше информации в возможно меньшем объеме документа (отчет о НИР - статья - монография --учебник - энциклопедия: документы расположены по степени увеличения информационной емкости). Эта функция определяется такими показателями, как полезность, полнота, достоверность, ценность, новизна информации и др.
Коммуникативная функция - это способность документа быть информативным средством передачи, обмена, коммуникации, общения, преемственности. Документ обеспечивает документную коммуникацию, которая без него была бы невозможна.
Кумулятивная функция - это способность документа накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколений.
Специальные функции присущи не всем, а определенным видам и типам документов, где они проявляются в большей степени в соответствии с социальными потребностями общества. К ним относятся: управленческая, познавательная (образовательная), правовая, общекультурная, мемориальная, гедоническая и другие функции.
Управленческая или регулятивная функция - выполняется документами, которые созданы для целей управления и в процессе его реализации (законы, положения, уставы, постановления, распоряжения, решения, приказы, протоколы, циркуляры, предписания, т.е. официальные и деловые документы).
Познавательная или когнитивная функция - способность документа служить средством получения и передачи знаний для изучения процессов и явлений природы и общества. Это назначение документа состоит в обеспечении общего и профессионального процесса обучения (учебник, учебное пособие, практикум, хрестоматия, методические рекомендации и т.п. - т.е. учебные документы), а также научной деятельности (научная монография, диссертация, автореферат диссертации, патент, отчет о НИР и ОКР, т.е. научные документы).
Правовая функция - это способность документа служить средством доказательства, подтверждения каких-либо фактов (сведений). Правовой функцией в первую очередь обладают официальные издания (конституция, законы, указы), а также исторические источники, служащие средством свидетельствования.
Общекультурная функция - способность документа содействовать развитию культуры общества, выступать средством закрепления и передачи культурной традиции, усвоения системы ценностей, эстетических норм, ритуалов, принятых в обществе (литературно-художественное, научное издание, кинофильм, видеофильм, фотография, открытка, гравюра и др.).
Мемориальная (памятниковая)
функция - способность документа
служить «внешней памятью» человека
и общества в целом, сохранять
информацию и передавать ее от одного
поколения к другому. Эта функция
свойственна документам-памятни
Информация о работе Внешняя и внутренняя структура документа