Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и систематизация знаний о классификациях и видах документов.
Исходя из цели, можно выявить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Документа», происхождение документа, его роли в жизни общества.
2. Изучить виды и классификации документов.
Введение
Глава 1. Понятие «Документ», его роль в жизни общества
1.1 Происхождение документа
1.2 Место документоведения в системе наук
Глава 2. Виды и классификации документов
Заключение
Список источников и литературы
По срокам хранения документы делятся на постоянного срока хранения, временного срока хранения (до 10 лет), долговременного срока хранения (свыше 10 лет).
По роду деятельности документы подразделяются на системы документации: плановая, организационно - распорядительная, первичная учетная документация, расчетно-денежная, отчетно-статистическая, по ценообразованию, по торговле, конструкторская, технологическая и т. д.
Классификация, предложенная М.В. Стенюковым , строится на следующих признаках.
1. По способу документирования:
- рукописные;
- электронные;
- графические;
- кино-, фото-, фонодокументы.
2. По сфере использования:
- организационно-
- финансово-бухгалтерские;
- научно-технические;
- по труду;
- отчетно-статистические.
3. По месту составления:
- входящие (поступившие в организацию);
- исходящие (отправляемые из организации);
- внутренние (составленные и используемые в самой организации).
4. По ограничению доступа:
- открытые (несекретные);
- с грифом ограничения доступа.
5. Документы могут иметь следующие грифы:
- «Для служебного пользования» (служебная информация, предназначенная только для работников конкретной организации или отрасли);
- «Секретно», «Совершенно секретно», «Особой важности» (информация, содержащая государственную тайну);
- «Конфиденциально» (информация, доступ к которой ограничен законодательством РФ);
- «Коммерческая тайна» (информация, используемая для достижения коммерческих целей, разглашение может нанести ущерб ее обладателю).
6. По происхождению:
- официальные (служебные) (затрагивающие интересы организации, составленные юридическим или физическим лицом, оформленные в установленном порядке);
- личные (касаются интересов конкретного лица, являются именными).
7. По юридической значимости:
- подлинники или оригиналы (первые или единичные экземпляры официальных документов, собственноручно подписанные автором);
- копии (документы, полностью воспроизводящие информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющие юридической силы);
- заверенные копии (копии документов, на которых в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие им юридическую силу);
- дубликаты (повторные экземпляры подлинника документа, имеющие юридическую силу).
8. По форме изложения:
- индивидуальные (содержание излагается в свободной форме);
- трафаретные, когда структура, часть документа, стандартные фразы заранее подготовлены, а другая часть заполняется при составлении (например, справка с места работы);
- типовые, созданные для документирования стандартных ситуаций, (например, командирования), используемые во всех организациях.
9. По срокам хранения:
- постоянного хранения;
- долговременного хранения (свыше 10 лет);
- временного хранения (до 10 лет).
В учебном пособии «Курс делопроизводства» М.В. Кирсановой исключен из классификации признак ограничения доступа к документам, но были выделены дополнительные признаки:
- по наименованиям - служебные письма, приказы, акты, докладные записки, договоры и т. д.;
- по содержанию - простые и сложные;
- по срокам исполнения - срочные, требующие исполнения в определенный срок, и, несрочные, для которых срок исполнения не установлен.
В учебном пособии «Современное делопроизводство» Березина Н.М. приведена классификация, в которой дополнительно использованы следующие признаки:
- по стадиям создания - черновик, беловик, подлинник, копия, отпуск, дубликат, выписка, автограф;
- по степени гласности - обычные, секретные (с грифами ДСП, КТ, конфиденциально и др.);
- по юридической силе - подлинные, подложные;
- по роду
деятельности - система банковской документации,
система отчетно-статистической документации,
система внешнеторговой документации,
система организационно-
- по форме - табличные, текстовые, анкетные, трафаретные и др.
По нашему мнению, самая полная и удачная классификация документов была предложена и опубликована коллективом кафедры коммерции и внешнеэкономической деятельности Красноярского государственного
торгово-экономического института в учебном пособии Г.Б. Блау:
1. По способу фиксации информации:
- письменные (рукописные и печатные);
- фоно-, аудио-, акустические документы, содержание которых передается посредством звукозаписи (звуковые файлы);
- кинодокументы (изобразительные документы, содержание которых фиксируется с помощью специальной аппаратуры на кинопленке и отражает предметы и события в движении);
- фотодокументы (изобразительные документы, содержание которых передано фотографическим способом);
- аудиовизуальные, видеодокументы (содержат изобразительную и звуковую информацию);
- электронные документы, в которых информация представлена в электронной форме, с реквизитами, необходимыми для признания их действительности.
2. По месту составления:
- внутренние документы, составленные и используемые в самой организации;
- входящие документы, поступившие в организации;
- исходящие документы, отправляемые из организации.
3. По содержанию:
- простые документы, в которых рассматривается один вопрос;
- сложные документы, охватывающие несколько вопросов.
4. По степени гласности:
- обычные (открытые, несекретные);
- секретные документы с грифом ограничения доступа;
Секретные документы могут иметь следующие грифы:
- для служебного пользования (ДСП) - служебная информация, предназначенная только для работников конкретной организации или отрасли;
- конфиденциально - информация, доступ к которой ограничен законодательством РФ;
- коммерческая тайна (КТ) - информация, используемая для достижения коммерческих целей. Разглашение может нанести ущерб обладателю информации.
5. По форме изложения:
- индивидуальные, содержание которых излагается в свободной форме;
- трафаретные - структура, часть документа, стандартные фразы
заранее подготовлены, а другая часть заполняется при составлении (например, справка с места работы);
- типовые, созданные для документирования стандартных ситуаций, (например, командирования), используемые во всех организациях).
6. По стадиям создания:
- черновик - предварительная редакция документа;
- беловик - чистовик;
- отпуск - копия исходящего документа, остающаяся в учреждении;
- автограф - документ, написанный рукой автора.
7. По юридической значимости:
- подлинник или оригинал - документ в окончательной редакции, оформленный с учетом требований государственных стандартов;
- копия документа - точное воспроизведение подлинника (копии бывают факсимильные и свободные; факсимильная копия содержит все реквизиты документа и отражает особенности их изготовления - ксерокс, факс, фотокопия);
- дубликат - копия, которая выдается в случае утраты подлинника или оригинала, обладает той же юридической силой, что и подлинник.
8. По наименованию: приказ, справка, служебное письмо, акт, протокол, договор и другие виды документов;
9. По срокам хранения:
- документы постоянного (бессрочного) хранения, представляющие интерес для науки, истории (планы, отчеты, протоколы, постановления, решения и др.);
- документы, имеющие длительные сроки хранения - свыше 10 лет (личные дела, истории болезни, техническая документация и др.);
- документы временного хранения - до 10 лет;
10. По происхождению:
- служебные документы (затрагивают интересы организации, предприятия);
- личные документы (касаются интересов конкретного лица и являются именными).
11. По срокам исполнения:
- срочные документы, требующие исполнения в определенный срок;
- несрочные документы, для которых срок исполнения не установлен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Он играет огромную роль не только в жизни одного человека, но и в жизни общества в целом. Документоведение тесно связана не только с гуманитарными науками, но и с экономическими, информационными (история, источниковедение, архивоведение, книговедение, менеджмент, психология управления и делового общения и др.).
Классификация документов - это распределение документов по группам (видам) на основе признаков содержания, формы составления и других для организации и повышения эффективности работы с ними.
Существует множество классификаций документов, предложенные различными авторами. Они классифицируют документы по разным признакам. Например, одни авторы используют в своей классификации такой признак, как ограничения доступа к документам, другие же авторы используют данный признак в своей классификации документов.
Список источников и литературы:
1. Источники:
1.1 ГОСТ Р 51141 - 98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: Госстандарт России, 1998.
2. Литература:
2.1 Березина Н.М. Современное делопроизводство: учеб. пособие / Н.М. Березина Л.М. Лысенко Е.П. Воронцова. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 241 с
2.2 Кирсанова М.В. Курс делопроизводства : учеб. пособие / М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов. - 6-е изд. - М.: ИНФРА-М; НГА, 2006 - 364 с.
2.3 Ларьков Н.С. Документоведение: учебное пособие./ Томск. гос. ун-т. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006
2.4 Организационно-
2.5 Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство / М.В. Стенюков. - М.: Приор, 1997. - 254 с
2.6 Стенюков М.В. Документы делопроизводства / М.В. Стенюков. - М.: Книга-сервис, 2003. - 160 с.
3.1 http://bibliotekar.ru/biznes-
3.2 http://www.officework.com.ua/