Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:17, реферат
Конечная цель организационной, методической и практической работы сотрудников архивных учреждений с организациями, учреждениями и предприятиями - это количество и качество документов, поступивших на государственное хранение. Документы, подлежащие приёму на государственное или муниципальное хранение временно, в течение установленных законодательством сроков, хранятся в ведомственных архивах. Таким образом, качественное комплектование государственных и муниципальных архивов напрямую зависит от сохранности документов на стадии ведомственного хранения.
• ГЛАВА 1. Понятие, сфера деятельности и статус ведомственного архива
o 1.1 Понятие «ведомственный архив» и его виды
o 1.2 Основные задачи и функции ведомственного архива
o 1.3 Права и ответственность ведомственного архива
o 1.4 Нормативно - правовая основа работы ведомственных архивов
o 1.5 Современное состояние и перспективы развития ведомственных архивов
• ГЛАВА 2. Организация работы ведомственных архивов (на примере Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО))
o 2.1 Архивы вооруженных сил Российской Федерации и их задачи
o 2.2 Экспертиза ценности документов в ЦАМО
o 2.3 Использование документов в архивах
Архивы организаций осуществляют прием электронных документов (ЭД), обеспечивают их сохранность, учет, отбор и использование, а также подготовку и передачу на государственное хранение. На хранение передаются ЭД в составе фондов организаций-источников комплектования архивов.
1.3 Права и ответственность ведомственного архива
Для выполнения основных задач и функций архив организации имеет право Основные правила работы архивов организаций, одобр. решением коллегии Росархива от 06.02.2002 - М., 2002.:
-
требовать от структурных
-
контролировать правила работы
с документами в структурных
подразделениях и организациях -
источниках комплектования
-
запрашивать от структурных
-
участвовать в мероприятиях, проводимых
Федеральной архивной службой
России, органами управления архивным
делом субъектов Российской
Архив
совместно с руководителем
-
несоблюдение условий
- утрату и несанкционированное уничтожение документов;
-
необоснованный отказ в приеме
на хранение документов
-
нарушение правил
1.4 Нормативно - правовая основа работы ведомственных архивов
Сегодня правовой основой создания архивов организации является Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», где говорится, что государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, организации и граждане обязаны (вправе) создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». С.6..
В
своей работе архив организации,
расположенной на территории Республики
Татарстан, руководствуется Федеральным
законом «Об архивном деле в Российской
Федерации», Законом Республики Татарстан
от 13.06.1996 «Об архивном фонде Республики
Татарстан и архивах» (с изменениями
№ 63-ЗРТ от 28.07.2006), распорядительными
документами руководителя организации,
нормативно-методическими
«Основные правила работы архивов организаций» являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.
Для организации работы архива необходимо принять положение об архиве. В положение об архиве включаются следующие разделы Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия. 18.08.1992.№ 176:
1) основные положения;
2) состав документов архива;
3) задачи и функции архива;
4) права архива;
5) организация работы архива.
При
необходимости положение об архиве
может дополняться другими
В своей работе ЭК руководствуется Положением об Архивном фонде Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, распорядительными документами отраслевого федерального органа управления, приказами руководителя учреждения, нормативно - методическими документами Росархива и архивного органа субъекта Российской Федерации, курирующего госархива, типовыми и ведомственными перечнями документов со сроками хранения, положением об ЭК учреждения Положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия от 19.01.1995 г. N 2.
1.5 Современное состояние и перспективы развития ведомственных архивов
За время существования России как самостоятельного государства произошло несколько полных реорганизаций структуры федеральных органов, что естественно сказалось на сохранности документов и деятельности архивов организаций.
История создания ведомственных архивов показывает, что появление их связано с объективными потребностями общества в сохранении использовании архивных документов до поступления на вечное хранение.
Ведомственные
архивы оформились в три вида: текущие
архивы собственно ведомств, текущие
архивы учреждений, организаций, предприятий,
входящих в состав ведомственных
систем, и специализированные отраслевые
ведомственные фонды с
Все
три названных типа архивов в
той или иной степени в настоящее
время испытывают воздействие нескольких
факторов. Первый фактор - это законодательное
регулирование их деятельности. Применительно
к решению задач управления, главным
последствием воздействия этого
фактора стало обособление
Второй
фактор - это организационная
Третий
фактор - изменение ценностных ориентиров
жизнедеятельности общества, подчас
противоречивое, что особенно характерно
для переходных периодов, - привел отчасти
к снижению общественного статуса
ведомственных архивов и
Четвертый
фактор - концептуальная неготовность
архивистов к пересмотру сложившихся,
имевших давние традиции профессиональных
представлений в новых
Нынешняя
ситуация предельно обострила
За
последние годы во многих министерствах
и ведомствах утрачена подведомственная
сеть. В прежнем виде «отраслевой»
подход к работе с документами
невозможен. Но, тем не менее, многие
федеральные органы осуществляют общеотраслевую
координацию деятельности подведомственных
учреждений: разрабатывают перечни
документов со сроками хранения, примерные
номенклатуры дел, осуществляют проверки
обеспечения сохранности
В последнее годы активизировалась деятельность организаций по созданию архивов, упорядочению документов, передаче их на постоянное хранение. Возникают новые формы хранения архивных документов: депозитарное хранение - хранение документов органами власти и организациями в течение сроков установленных на основании договора с архивными учреждениями.
ГЛАВА 2. Организация работы ведомственных архивов на примере Центрального архива Министерства обороны РФ (ЦАМО)
2.1 Архивы вооруженных сил Российской Федерации и их задачи
Архивы
Вооруженных Сил Российской Федерации
(далее - архивы) осуществляют прием, учет,
хранение законченных делопроизводством
дел и обеспечение
Систему
архивов Вооруженных Сил
· Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО) с филиалом;
·
Центральный военно-морской
· архив Ракетных войск стратегического назначения;
·
архив военно-медицинских
· архивы округов, группы войск, флотов и флотилий (далее - окружные и флотские архивы).
Архивы являются юридическими лицами, имеют гербовую печать с действительным наименованием.
ЦАМО
подчиняется начальнику Генерального
штаба Вооруженных Сил
ЦАМО
пользуется правами управления Генерального
штаба Вооруженных Сил
На архивы Вооруженных Сил Российской Федерации возлагается:
· прием, учет и хранение архивных документов;
· фондирование принятых в архив дел и документов;
·
научно-техническая обработка
· создание научно-справочного аппарата, обеспечивающего быстрый поиск документов;
· выдача архивных справок, копий и выписок из документов;
· обеспечение работы исследователей;
· изготовление копий документов; высылка архивных дел (документов) во временное или постоянное пользование;
· проведение экспертизы ценности документов, находящихся на хранении в архиве, и уничтожение в установленном порядке документов с истекшими сроками хранения;
· контроль за состоянием, сохранностью и экспертизой ценности документов, за подготовкой и сдачей документов в архивы воинскими частями и учреждениями;
· консультация лиц, ответственных за ведение делопроизводства в воинских частях и учреждениях (по вопросам составления номенклатур, формирования и оформления дел, проведения экспертизы ценности документов, подготовки сдачи документов в архивы);
· подготовка и передача документов на дальнейшее хранение в другие архивы.
Таким образом, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) -- ведомственный архив Российской Федерации, в котором хранятся документы различных штабов и управлений, объединений и соединений, частей, учреждений и военно - учебных заведений Министерства обороны с 1941 до конца 1980-х гг. Рамазашвили Г.Р. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации: проблема доступа к документам.// «Отечественные архивы», №2, 2004. С.15. Подчинён Архивной службе Вооружённых сил Российской Федерации, относится к числу подразделений истории, культуры и воинского воспитания Министерства обороны.
2.2 Экспертиза ценности документов в ЦАМО