Анализ системы документооборота ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:08, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – анализ системы документооборота в ОАО «Сбербанк России» для разработки рекомендаций по её совершенствованию.
Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-изучить теоретические аспекты понятия документооборот в банке;
-ознакомиться с наиболее распространенными системами электронного документооборота в России;
- выявить перспективы развития системы электронного документооборота в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ…………………………………………………………………..6
1.1. Понятие электронный документооборот…………………………………………..6
1.2. Системы, используемые в электронном документообороте……………………..12
1.3. Перспективы развития систем электронного документооборота………………..18
1.4. Организация документооборота в банке…………………………………………..22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………..………….........28
2.1. Сфера деятельности и организационная структура………………………………28
2.2. Финансовый анализ деятельности ОАО «Сбербанк России……………………..36
2.3. Описание системы электронного документооборота ОАО «Сбербанк России»… ……………………..……………………………………………………………………...43
2.4. Разработка рекомендаций для совершенствования системы электронного документооборота ……………………………………………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………….59
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом .docx

— 1.94 Мб (Скачать файл)

К концу 2012 года, когда проект будет закончен, в системе будут работать более 30 тысяч сотрудников. Внедрение СЭОДО осуществляется в Центральном аппарате и во всех 17 территориальных банках - от Санкт-Петербурга до Хабаровска, что влечет за собой огромный объем информации, проходящей через систему. Суммарный документооборот только Центрального аппарата составляет более миллиона офисных документов в год. С учетом документооборота внутри территориальных банков и межфилиального обмена эта цифра возрастает на порядок.

После детального анализа рынка систем электронного документооборота, как российских, так и зарубежных, конкурсная комиссия Сбербанка выбрала платформу DocsVision, которую доверила для внедрения компании Digital Design. Основными критериями выбора были наличие в решении расширенных функций контроля поручений, быстрого поиска документов и поручений, наличие возможности выполнять согласование, подписание/утверждение проектов документов с мобильных устройств, а также возможности масштабирования решения.

Внедряемая СЭОДО обеспечивает комплексную автоматизацию, прозрачность и качество процессов офисного документооборота, снижение трудозатрат на работу с документами. В системе будут обрабатываться входящая, исходящая и внутренняя корреспонденция, включая служебные записки, приказы, распоряжения, договоры и т.д. Одна из важных функций системы - контроль исполнения поручений. Система автоматизирует как внутренний документооборот в территориальных банках и Центральном аппарате, так и сквозные процессы документооборота между Центральным аппаратом и территориальными банками. Банковские документы останутся, разумеется, в ведении АБС.

В Центральном аппарате СЭОДО заменит две предыдущие системы регистрации документов - «Делопроизводство» и «Документ». Решение интегрируется с другими информационными системами, уже работающими в Сбербанке, в том числе с системой управления сертификатами пользователей для обеспечения использования электронной цифровой подписи. Это позволяет Сбербанку уже сейчас заменить некоторые виды бумажных документов на электронные, а в перспективе - полностью перейти на безбумажный электронный документооборот.

Действия пользователей в системе организованы при помощи специальных автоматизированных рабочих мест - АРМ. Эти приложения были созданы с учетом специфики деятельности различных категорий сотрудников. Они обеспечивают упрощенный доступ к тем функциям, которые востребованы в наибольшей степени для той или иной категории. В настоящее время в СЭОДО используются АРМ регистратора, делопроизводителя, исполнителя и руководителя.

АРМ руководителя предоставляет единую точку доступа ко всей необходимой информации. Оно учитывает такие особенности деятельности топ-менеджеров банка, как отсутствие свободного времени, напряженный график, частые командировки и выездные мероприятия и позволяет работать как в online, так и в offline режиме. Главной «изюминкой» проекта является реализация рабочего места не только на рабочих станциях и ноутбуках под управлением Windows, но и на планшетах iPad. Сейчас с этим приложением на планшетах работают руководители департаментов и все члены правления Сбербанка. В будущем планируется расширение масштабов использования АРМ руководителя.

Внедрение СЭОДО в Сбербанке еще не закончено, и подводить окончательные итоги рано. Однако предварительные результаты видны уже сейчас. Благодаря централизованному хранению документов в электронном виде ощутимо уменьшилось время, затрачиваемое сотрудниками банка на их поиск. Время доведения документа до конечного исполнителя сократилось в несколько раз, а наличие прозрачной системы контроля исполнительской дисциплины и отчетности о ходе исполнения позволило значительно снизить количество невыполненных поручений. Только по этим показателям можно уже с уверенностью сказать, что проект успешен.

Волго-Вятский банк Сбербанка России внедряет безбумажную технологию работы с корпоративными клиентами с использованием автоматизированной системы «Клиент-Сбербанк». Теперь организациям, заключившим соответствующее соглашение, платежные документы на зачисление и списание средств, поступившие по системе «Клиент-Сбербанк», не дублируются на бумажных носителях. Первыми на безбумажную технологию перешли клиенты Сормовского отделения Сбербанка в Нижнем Новгороде. На полный электронный документооборот было переведено более половины юридических лиц, обслуживающихся в отделении, в том числе крупное предприятие ОАО «Завод „Красное Сормово“», которое ежемесячно проводит до 1 тыс. платежных документов.

Помимо экономии трудозатрат сотрудников банка и расходных материалов, переход не безбумажную технологию позволяет клиентам существенно сэкономить на обслуживании счета, которое обойдется на 25% дешевле, чем при использовании бумажных документов.

Помимо этого, Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России» и Тюменская областная нотариальная палата заключили Договор об организации электронного документооборота при предоставлении информации по запросам нотариусов. Подписи под документом поставили заместитель председателя Западно-Сибирского банка Сбербанка России и президент Тюменской областной нотариальной палаты.

Предметом договора является организация работы по электронному документообороту при предоставлении Банком ответов на запросы нотариусов по вкладам (счетам) умерших владельцев вкладов (счетов), открытым в филиалах Банка, расположенных на территории  г. Тюмени и юга Тюменской области.

В соответствии с условиями договора Нотариальная палата будет осуществлять формирование и передачу в Банк Электронного Запроса, заверенного ЭЦП сотрудника Нотариальной палаты. Банк на основании полученного Электронного Запроса предоставляет Нотариальной палате информацию в виде Электронного Ответа на запрос, заверенного ЭЦП сотрудника Банка.

Теперь документооборот между банком и нотариальной палатой будет осуществляться в электронном виде, что существенно ускорит процесс обработки запросов о наличии счетов и завещательных распоряжений умерших вкладчиков, позволит обеспечить быструю доставку документов независимо от удаленности территорий.

25 марта 2011 года в Тюмени  было подписано соглашение между  УФНС России по Тюменской области  и Сбербанком России об электронном  взаимодействии. Переход на электронный обмен между УФНС России по Тюменской области и Западно – Сибирским банком Сбербанка России в первые же дни показал результаты. Уже за первый день было направлено в Сбербанк 21 запрос и почти мгновенно получено 15 ответов. Оперативное получение сведений в разы повышает уровень проводимых налоговыми органами контрольных мероприятий. Только в прошлом, 2011 году, количество запросов от УФНС России по Тюменской области в адрес Сбербанка достигло 40 тысяч. В ответ приходит не меньшее количество документов: это и выписки по расчетным счетам, уведомления об открытии и закрытии счетов, о приостановлении банковских операций (в случае с должниками) и так далее. Заключенное соглашение остановило поток курсирующей туда-сюда бумаги – все операции проводятся с помощью компьютерной техники и специальных программ, что, позволяет и налоговикам, и налогоплательщикам выиграть с разных точек зрения. Речь идет об экономии времени (до сих пор все документы направлялись в Банк почтой, обратно они возвращались тем же путем), ну и, соответственно, материальных средств – все – таки услуги по пересылке документов стоят денег.

Создание СЭОДО идет поэтапно. Внедрение в Центральном аппарате началось в августе 2010 года, затем постепенно ее стали внедрять в территориальных банках. На сегодняшний день в Центральном аппарате СЭОДО переведена в промышленную эксплуатацию. К ней подключено более 8 тысяч пользователей, ею обрабатывается более го тысяч документов в день. В промышленную эксплуатацию также введены СЭОДО в Северо-Западном, Московском, Среднерусском, Поволжском, Уральском и Юго-Западном банках. До конца 2012 года к ним присоединятся оставшиеся 12 территориальных банков. Таким образом, весь проект по созданию крупнейшей российской системы электронного документооборота в банковском секторе на несколько десятков тысяч пользователей будет реализован менее чем за три года.

В качестве системы документооборота в ОАО «Сбербанк» используется Microsoft Outlook  - персональный информационный менеджер с функциями почтового клиента и Groupware компании Майкрософт, входящий в пакет офисных программ Microsoft Office.

Помимо функций почтового клиента для работы с электронной почтой, Microsoft Outlook является полноценным органайзером, предоставляющим функции календаря, планировщика задач, записной книжки и менеджера контактов. Кроме того, Outlook позволяет отслеживать работу с документами пакета Microsoft Office для автоматического составления дневника работы.

Outlook может использоваться  как отдельное приложение, так  и выступать в роли клиента  для почтового сервера Microsoft Exchange Server, что предоставляет дополнительные  функции для совместной работы  пользователей одной организации: общие почтовые ящики, папки задач, календари, конференции, планирование  и резервирование времени общих  встреч, согласование документов. Microsoft Outlook и Microsoft Exchange Server являются платформой  для организации документооборота, так как они обеспечены системой  разработки пользовательских плагинов  и скриптов, с помощью которых  возможно программирование дополнительных  функций документооборота.

 

 

 

 

2.4. Разработка  рекомендаций для совершенствования  системы электронного документооборота ОАО «Сбербанк России» и их экономическое обоснование

 

 

 

На основе анализа общих требований, выдвигаемых руководством банка к системе управления документооборотом и процессами, выделим основные требования для системы электронного документооборота.

Во – первых, система должна быть масштабируемой и обеспечивать стабильную работу с удаленными офисами. Она должна иметь простой интерфейс, для того чтобы снизить временные и финансовые затраты на обучение сотрудников. Система электронного документооборота, используемая в Сбербанке является интуитивно понятной и не вызывает у сотрудников никаких серьезных сложностей в работе.

Немаловажна скорость обработки данных, то есть открытие документов в системе, обработка информации, передача данных, а также реализация оперативного создания отчетов по документообороту и по отдельным документам. Сотрудники должны иметь возможность самостоятельно настраивать маршруты обработки данных, что немало важно.

Также необходимо обеспечить интеграцию системы документооборота с внутренними банковскими системами или их частями, например с единой клиентской базой, справочником сотрудников, справочником контрагентов. Выполнение этого требования будет означать, что система документооборота является и учетной системой с соответствующими возможностями.

Необходимо также ввести разграничение прав доступа к документам системы, в целях обеспечения должного уровня безопасности. Достаточно серьезное внимание следует уделить разделенному хранению данных в системе и разграничению прав доступа.

Кроме всего вышесказанного, необходимо добавить в существующую систему документооборота возможность применения электронной подписи, то есть специального реквизита электронного документа, предназначенного для его защиты от подделки, получаемого в результате криптографического преобразования информации и позволяющего в дальнейшем идентифицировать владельца сертификата ключа, а также по мимо этого, установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Объем бумажного документооборота в Сбербанке возрастает с каждым днем. Расходы на бумажный документооборот и хранение архивов включаются в стоимость банковских продуктов, что приводит к их удорожанию для потребителя.

Меры по снижению административной нагрузки на кредитные организации предусмотрены в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года. Одной из них является оптимизация отчетности кредитных организаций и создание условий для перехода к представлению информации преимущественно на электронных носителях.

Бизнес – процессы банковского документооборота можно условно разделить на типичные и специализированные, то есть связанные непосредственно с банковской деятельностью. Типичный документооборот как технологический процесс можно разделить на несколько потоков, которые обеспечивают прямую и обратную связь в подразделениях, а именно входящий, внутренний и исходящий потоки.

В особую группу специализированного банковского документооборота необходимо выделить документы и процессы, которые связаны с предоставлением банковских услуг и продажей банковских продуктов: кредитных и дебетовых карт, кредитов (потребительское и бизнес-кредитование), заключение договоров по депозитам, а также расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и многое другое. Особое внимание следует уделить организации той части специализированного документооборота, которая обеспечивает предоставление услуги, связанной с большим потоком обращений клиентов, сбором, обработкой и анализом информации, высокой конкуренции на рынке данной услуги.[26, c. 103]

Для примера рассмотрим процесс подачи заявки на пластиковую карту. Изобразим в нотации Cross Functional Flowchart  схему данного процесса, рисунок 2.8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.8. Схема процесса подачи заявки на пластиковую карту

Информация о работе Анализ системы документооборота ОАО «Сбербанк России»