Федеральный закон «О техническом регулировании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:05, реферат

Краткое описание

Из названия Закона складывается ошибочное представление, что он имеет сугубо технический характер. Это совершенно не соответствует его содержанию.
Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Содержание

Введение___________________________________________________2
1 Сфера применения настоящего Федерального закона_____________5
2 Принципы технического регулирования________________________12
3 Законодательство РФ о техническом регулировании____________16
4 Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну___________________________________________________20
Список использованных источников____________________________23

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральный закон «О техническом регулировании».doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Закон не дает определение  понятий работа и услуга.

Если логически  толковать абзацы 2 и 3 ст. 1 Закона, то необходимо сделать вывод, что на работы и услуги обязательные требования устанавливаться не могут. Однако это  не совсем так.

Сущность понятия "работа" определена статьей 702 ГК, дающей описание договора подряда: у "работы", в отличие от услуги, имеется конечный результат, выраженный в материальной форме, который можно сдать (передать) заказчику. Статья 703 ГК уточняет характер работ, выполняемых по договору подряда: изготовление или переработка (обработка) вещи, либо другая работа с передачей ее результата заказчику.

В связи с  отсутствием в ранее действовавшем  законодательстве определения понятия "работы", государственный стандарт РФ (ГОСТ Р 50646-94) определил "работу" как "материальную услугу", в отличие от социально-культурных услуг, которые и являются собственно услугами.

Согласно упомянутому  ГОСТу, материальная услуга (т.е. "работа" по ГК) обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности к "работе" могут быть отнесены бытовые работы, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и др.

В этой связи  следует отметить, что некоторые  объекты регулирования, для которых  устанавливаются обязательные требования (хранение, перевозка, утилизация продукции), по своей правовой природе в соответствии с ГК являются услугами, но услугами, результат которых имеет материальную форму (сохранение свойств продукции, перемещение ее) и связан с продукцией.

В силу этого  такие услуги следует отличать от работ и услуг, результат которых не имеет материально-вещественной формы и не связан с продукцией. На такие работы и услуги обязательные требования не устанавливаются.

Таким образом, можно сделать вывод, что в  абз. 2 ст. 1 Закона речь идет об отдельных  конкретных услугах, связанных с продукцией, а в абз. 3 - о всех остальных работах и услугах (см. комментарии к понятию продукции).

Следовательно, обязательные требования могут устанавливаться  на процессы производства продукции, в  том числе на процессы осуществления  работы (например, выполняемые по договору строительного или бытового подряда), процессы эксплуатации продукции (товаров), ее хранения, перевозки, реализации и утилизации.

На услуги, не упомянутые в абз. 2 ст. 1, обязательные требования устанавливаться не могут, поскольку они не связаны с хранением, перевозкой, реализацией или утилизацией вещей. К таким услугам могут быть отнесены, в частности, услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туристические и др.

Вместе с  тем, нельзя не отметить, что при оказании упомянутых услуг безусловно существуют определенные риски, требующие установления соответствующих норм безопасности. Такие нормы могут носить только обязательный характер.

В этой связи  концепция Закона в части работ  и услуг представляется ошибочной.

К сфере регулирования  Закона отнесены также отношения, возникающие  при оценке соответствия продукции  и других объектов как обязательным, так и не обязательным требованиям  во всех установленных формах.

Закон определяет права и  обязанности участников регулируемых им отношений.

Необходимо отметить, что  некоторые права и обязанности  участников данных отношений определены в других законах, например, при осуществлении  государственного контроля и других, что будет рассмотрено в дальнейшем.

Пункты 2 и 3 ст. 1 Закона устанавливают  области, на которые нормы Закона не распространяются.

 

 

 

 

2 Принципы технического регулирования

Статья 3 гласит, что техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единой системы и правил аккредитации;

- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при приведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Принцип единства правил установления требований к объектам, на которые утверждаются обязательные требования, и к объектам, на которые устанавливаются рекомендуемые требования, является необходимым условием возможности включения в технические регламенты требований, разработанных в процессе стандартизации.

Единые правила  установления требований должны обеспечить совместимость самих требований и форм их изложения в технических регламентах и документах в области стандартизации.

Согласно второму  принципу технического регулирования  все три его сферы должны соответствовать  уровню развития национальной экономики  и ее материально-технической базы, т.е. обеспечивать возможность их практического применения и соблюдения.

Техническое регулирование также должно соответствовать уровню научно-технического развития, под которым очевидно следует понимать мировой уровень.

Под независимостью органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей продукции, продавцов, исполнителей работ и услуг, приобретателей продукции следует понимать отсутствие организационной, административной, экономической, финансовой или любой иной формы зависимости. Независимость указанных органов является необходимым условием их аккредитации.

При перечислении органов, на которые распространяется принцип независимости, упущены испытательные лаборатории (центры), действующие в области оценки соответствия, которые также должны соответствовать этому требованию.

Единство системы  и правил аккредитации обеспечивается их утверждением Правительством РФ на основе принципов, установленных Законом.

Указание на применение принципа единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений только при проведении процедур обязательной оценки соответствия нельзя рассматривать как невозможность или необязательность учета этого принципа при проведении добровольной оценки соответствия.

Наоборот, исходя из концепции Закона о неразрывной  связи и единстве правового регулирования отношений в областях установления обязательных и необязательных требований, сформулированной в ст. 1 Закона и в понятии "техническое регулирование", единство в области исследований и измерений должно быть обеспечено независимо от характера возникающих правоотношений. Нарушение этого принципа чревато катастрофическими последствиями во всех отраслях экономики.

Естественно поэтому  одной из целей стандартизации, которая  в сущности является не целью, а необходимым  ее условием, в ст. 11 Закона предусмотрено обеспечение сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

Более того, с 1993 г. действует Закон РФ " Об обеспечении  единства измерений" название которого говорит само за себя. Этот закон распространяется на отношения, возникающие во всех областях деятельности, где производятся измерения.

Технический регламент, в соответствии с уровнем органов  его принимающих, имеет общеобязательную силу на всей территории РФ, для всех физических и юридических лиц, независимо от характера и вида правоотношений, возникающих между ними. Технические регламенты будут применяться в основном в двусторонних и многосторонних сделках, т.е. в договорах. Условия отражения требований технических регламентов в договорах должны определяться в соответствии с ГК и другими законами РФ.

Принцип недопустимости ограничения конкуренции при  осуществлении аккредитации и сертификации подразумевает необходимость поддержания  конкуренции между субъектами, претендующими на аккредитацию в качестве органов по сертификации или испытательных лабораторий, в процессе их аккредитации и осуществления деятельности в процессе сертификации. Этот принцип подчеркивает коммерческий характер деятельности указанных органов, равенство прав и возможностей для лиц и организаций, намеренных проводить соответствующую работу, недопустимость монополизации деятельности со стороны каких-либо органов в этой области.

Реализация  данного принципа обеспечивается в  соответствии с требованиями Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями, последнее из которых внесено Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ).

Принцип недопустимости совмещения полномочий органа госконтроля (надзора) и органа по сертификации отражает принципиальные различия в правовом статусе органов госконтроля, являющихся государственными органами и органами по сертификации, функции которых осуществляются лицами и организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Указанное различие предопределяет различный характер выполняемых этими органами задач, функций, методов работы и предоставленных прав, которые не могут совмещаться в одном органе.

Высказанные в  п. 8 соображения относятся и к принципу недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию, поскольку аккредитация является функцией государственной.

Принцип недопустимости внебюджетного финансирования госконтроля  направлен на обеспечение независимости органов государственного контроля в финансовой области, что является необходимым условием эффективного выполнения стоящих перед ними задач.

 

 

 

 

 

 

 

3 Законодательство РФ о техническом регулировании

Статья 4 гласит, что:

1 Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2 Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3 Федеральные  органы исполнительной власти  вправе издавать в сфере технического  регулирования акты только рекомендательного  характера, за исключением случаев,  установленных статьей 5 настоящего  Федерального закона.

4 Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Закон является комплексным актом, содержащим нормы  различных отраслей законодательства.

Однако многие его нормы реализуются на основе договорных отношений и, следовательно, должны рассматриваться как нормы  гражданского законодательства.

В этой связи  следует напомнить, что согласно ст. 3 ГК под гражданским законодательством РФ понимаются только федеральные законы, а указы Президента РФ и постановления Правительства РФ именуются иными правовыми актами РФ.

Согласно п. 1 ст. 4 все упомянутые акты включены в состав законодательства РФ.

Эта коллизия имеет  не только теоретический характер, но может породить вопросы при практической реализации положений Закона.

Из смысла ст. 4 Закона следует, что законодательство о техническом регулировании  относится к исключительной компетенции  РФ. Субъекты РФ не вправе принимать  нормативные правовые акты в этой области.

Принимаемые по вопросам, регулируемым Законом, федеральные  законы и иные нормативные правовые акты РФ должны соответствовать Закону.

В соответствии со ст. 48 Закона он вступает в силу с  определенной даты в полном объеме. Однако, в связи с тем, что ст. 47 Закона не привела в соответствие с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, что согласно заголовку входило в ее задачи, в п. 2 ст. 4 Закона установлен правовой режим положений этих актов, касающихся сферы применения Закона. Указанные положения, до приведения их в соответствие с Законом или признания утратившими силу, могут применяться в части, не противоречащей Закону. Это касается всех норм Закона, включая понятия, нормы организационного характера, различные процедуры, права и обязанности участников соответствующих отношений. В п. 2 ст. 4 Закона особо обращено внимание на положения упомянутых актов, касающихся прямо или косвенно осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Информация о работе Федеральный закон «О техническом регулировании»