Третейское судопроизводство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и исследование третейских судов в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов: - рассмотреть историю третейских судов в России; - раскрыть понятие третейского суда и третейского разбирательства;
- охарактеризовать общие положения о процедурах третейского разбирательства; - проанализировать проблему преюдиции решений третейских судов; - описать особенности третейского разбирательства.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Третейские суды: краткая история развития………………………………7
2. Правовое регулирование третейского судопроизводства. . . . . . . . . . . . .11
3. Сущность третейского судопроизводства
3.1. Понятие третейского суда……………………………………………….13
3.2. Состав третейского суда ……………….………………………………..16
3.3. Преимущества третейского суда………………………………………..17
4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров
4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров………………………………………………………………………….19
4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров………………………………………………………………………….20
4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов……………….23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ТРЕТЕЙСКИЙ2.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Основополагающим являются названный ранее Федеральный  закон от 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации». Правовое регулирование третейского разбирательства важно потому, что сама процедура должна в равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать равные для них условия и возможности защиты своих прав. Не должно быть ничего, что ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. Закон формулирует базовые нормы, например, о том, какие споры могут разрешаться третейским судом, как заключаются третейские соглашения, кто может быть третейским судьей, какова процедура разбирательства и так далее.

Помимо этого закона третейское разбирательство регулируется положениями и регламентами о  третейских судах, а также, в значительной степени, волей сторон. Последняя  вообще имеет решающее значение, так как именно ею определяются все важные вопросы на всех стадиях, начиная                                        

с того, будут ли стороны  обращаться в третейский суд. Возможность участия в третейском суде и, соответственно, обязательность исполнения будущего решения стороны решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому не принуждает. 5

 Положения закона  о третейских судах не распространяются  на решения споров международного  коммерческого арбитража, так  как последний регулирует отношения  с участием международного (иностранного) элемента.

Указанные законы предусматривают  образование постоянно действующих  третейских судов, а также третейских судов для разрешения конкретного  спора. В качестве постоянно действующих  третейских учреждений закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» предусматривает Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ. 6Названные законы предусматривают возможность оспаривания решения третейского суда, а Гражданский процессуальный кодекс, развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в суде общей юрисдикции (Гл.48 ГПК РФ). Таким образом, ГПК РФ так же составляет основу регулирования третейского разбирательства.

 

3. Сущность третейского судопроизводства

3.1. Понятие третейского суда

 

 

В настоящее время  в мире существует много различных  третейских судов (негосударственных  коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у  них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда – суд третьего.

Третейский суд –  суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового  спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Судьи, избираемые в состав третейского суда, совсем не обязательно должны быть профессиональными юристами. Право выбора конкретной формы защиты между судебным разбирательством и производством в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам.7

Выбирая третейского  судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению. Если в  российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются  третейскими, то за границей наши третейские суды принять называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом.

На первый взгляд кажется, что перепутаны всего лишь названия, однако, на практике это порождает  определенные сложности, как с западными сторонами, так и в нашей стране, поскольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за границей применяется только к государственным структурам, а слово «арбитраж» - только к структурам внесудебного разрешения спора. То есть арбитраж – это структура внесудебного предпринимательского разрешения спора.

                                                 

Третейский суд может  создаваться для рассмотрения и  разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

В Российской Федерации  могут образовываться постоянно  действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного  спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Указанные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для образования постоянно действующего третейского суда организация должна принять соответствующее решение, утвердить положение о постоянно действующем третейском суде и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Порядок образования  третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое недолжно противоречить отдельным положениям Закона о третейских судах, указанным в п. 5 статьи 3.

Бесспорно, что постоянно  действующие третейские суды более  предпочтительны. Если, например, судьей ad hoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно действующие суды включаются авторитетные юристы, профессионалы высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.

Третейские суды, представляющие собой общественные образования  и не обладающие судебной властью, поскольку  не осуществляют правосудие, успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.

Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора.

Однако подобные случаи довольно редки, значительно чаще в  третейских судах разрешаются споры, возникающие в международном частном праве. Такие споры по общему правилу неподведомственны национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).

Третейское судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает  производство третейских судов с гражданским процессом.

 Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Это относиться только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов.

Юрисдикционные органы, сформированные на международно-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему.

3.2. Состав третейского суда

 

Состав третейского  суда регламентируется гл. 3 Закона «О третейских судах в РФ». В соответствии со ст. 8 «О третейских судах в РФ» третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства.

Число третейских судей может определяться сторонами и должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи. (Ст. 9 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

Таким образом, третейский судья должен соответствовать определенным требованиям, так же, как и государственный. В первую

очередь он должен быть независим  от сторон, совершенно не заинтересован  в исходе дела и беспристрастен. Судьей должен быть юрист-специалист, особенно, если суд состоит из одного судьи. Закон также определяет, кто  не может быть третейским судьей. Это, например, действующий государственный судья. Не могут быть также действующие работники правоохранительных органов, либо уволенные из них по компрометирующим основаниям.8

Формирование состава  третейского суда производится путем  избрания (назначения) третейских судей, в соответствии со ст. 10 Закона «О третейских судах в РФ». Полномочия третейского судьи прекращаются по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 Закона «О третейских судах в РФ», а также в случае смерти третейского судьи, а также после принятия решения по конкретному делу. (Ст.13 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

3.3. Преимущества третейского суда

 

Третейское разбирательство  дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению с судебным разрешением спора. Среди этих преимуществ быстрота и экономичность рассмотрения дела: возможность создания специализированного третейского суда; существование фактора «повышенного доверия» как к судьям, так и к постановленному ими решению; конфиденциальность; возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора. Немаловажно сохранение духа сотрудничества, что создает необходимые условия для дальнейшего продолжения взаимовыгодных хозяйственных связей контрагентов. 9                            

Кроме того, процедура  третейского разбирательства основана на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота.

В третейских судах отсутствуют  апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции.

Стороны вправе выбрать  себе судей как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, в который включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи избирают затем возглавляющего их председателя.

Такие судьи не зависимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение спора.

Размер третейского  сбора существенно ниже размера  госпошлины, подлежащей уплате в государственных  арбитражных судах.

Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так же как разбирательство по общему правилу носит закрытый характер, решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны.

В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для принятия решения третейским судом являются договоры, торговые обычаи.

 

4. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров

4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров

 

 

Третейское разбирательство  споров граждан также регулируется Законом «О третейских судах в  РФ». На разрешение третейского суда могут быть переданы любые споры о праве между гражданами, за исключением споров, возникающих из трудовых и брачно-семейных отношений. В соответствии со ст. 17 Закона «О третейских судах в РФ», третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Третейский суд в  каждом случае организуется по особому  соглашению всех участников спора. Он компетентен рассматривать спор только при условии, что между  сторонами был заключен договор о передаче спора на разрешение этого суда. (Ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

Третейское соглашение заключается в письменной форме  и считается заключенным, если под  его условиями имеется подпись сторон. Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами. (п. 1 Ст. 7 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»)

При несоблюдении письменной формы третейского соглашения оно  считается незаключенным. Иных оснований  недействительности третейского соглашения Закон не содержит.10

Говоря о третейском соглашении, следует отметить, что  Закон определяет третейское соглашение (также – третейская запись) как

                                                  

Информация о работе Третейское судопроизводство