Становление и развитие адвокатуры в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы; определить и охарактеризовать основные этапы становления и развития адвокатуры.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть вопросы образования и развития адвокатуры в Республике Беларусь, рассмотреть её задачи;
- охарактеризовать этапы становления с развития адвокатуры Беларуси и проанализировать эти этапы

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3-6
Образование и развитие адвокатуры в Республике Беларусь
Адвокатура дореволюционной Беларуси……………………………......7-9
Адвокатура в советский период………………………..........................10-13
Развитие законодательства об адвокатуре в Беларуси в постсоветский период………………………………………………………………….....14-19
Адвокатура и ее задачи……………………………………………….....20-22
Заключение……………………………………………………………….23-24
Список использованных источников…………………………………...25-26

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 2012.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие организационной формы адвокатской деятельности в соответствии со ст. 111 Конституции СССР 1936 г. и ст. 86 Конституции БССР 1937 г., закрепившими положение об обеспечении обвиняемому право на защиту, получают в Положении об адвокатуре СССР, утверждённом Совнаркомом Союза ССР 16 августа1939 г. Обобщив опыт работы коллегий защитников за 17 лет их существования и опираясь на конституционные принципы, этот общесоюзный нормативный акт регламентировал основные вопросы построения и функционирования адвокатуры, укрепил и расширил её демократические основы. Более 2-х десятилетий Положение об адвокатуре СССР действовало в масштабе всей советской страны в качестве единственного правового акта, определявшего задачи, формы деятельности и организации адвокатуры, ее взаимоотношения с органами юстиции, государственной властью управления.

В соответствии с административно-территориальным делением в Белорусской ССР создавались областные коллегии адвокатов. Всебелорусское объединение защитников упразднялось. Поскольку задачи коллегий защитников не исчерпывались функцией защиты и представительства в суде, а заключались в оказании многообразной правовой помощи, уточнялось их наименование: вместо коллегий защитников – коллегии адвокатов.[12, c. 28-29]

В годы Отечественной войны развитие и деятельность белорусской адвокатуры в связи с немецко-фашистской оккупацией территория республики были временно прерваны. После освобождения Беларуси наряду с восстановлением судов, прокуратуры и других органов юстиции началась организация и коллегий адвокатов. С этой целью уже в 1944 г. во всех областях стали создаваться организационные бюро, которые до выборов президиумов осуществляли на местах всю работу, связанную с приёмом в адвокатуру, распределением адвокатов по юридическим консультациям, контроль за качеством выполнения ими своих профессиональных обязанностей и соблюдением порядка оплаты юридической помощи. Восстановление коллегий адвокатов и формирования их выборных органов закончилось в середине 1945 г.

В послевоенные годы, вплоть до конца 50-х – начала 60-х, законодательство об адвокатуре в стране не обновлялось. [12, c. 30-31]

С 1939 года по 1961 год действовало Положение об адвокатуре в СССР, которым регулировались ее организация и деятельность на всей территории страны. Коллегии защитников были преобразованы в коллегии адвокатов с усилением их автономности от государственных органов. Введены юридические консультации как единственная организационная форма оказания правовой помощи, повышены требования к лицам, принимаемым в адвокатуру. Так, статус адвоката могли иметь лица, которые получили высшее юридическое образование или окончили юридическую школу, а также имели стаж работы в качестве судьи, прокурора, следователя не менее одного года. Не могли стать адвокатами лица, ранее судимые, лишенные избирательных прав, находящиеся под следствием и судом.

В республике стали действовать областные коллегии адвокатов. Всебелорусское объединение защитников было упразднено.

Давая примерный перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, Положение об адвокатуре БССР 1981 г. впервые в её истории предусмотрело осуществление представительства по делам об административных правонарушениях (ст. 19). Тем самым адвокаты были допущены в административный процесс, значительно усилилась защита прав и законных интересов граждан в сфере управленческих общественных отношений.

Одной из новаций анализируемого акта 1981 г. являлось то, что при сохранении прежней организационной структуры адвокатуры Белорусской ССР наряду с областными предусматривалась Минская городская коллегия адвокатов, образованная в конце того же года. С согласия Министерства юстиции СССР допускалось образование межтерриториальных и других коллегий адвокатов. Однако в БССР они созданы не были.

Надо заметить, что, хотя советская адвокатура с первых дней своего существования заняла свое место в системе юстиции, ее роль в условиях тоталитарного режима, особенно в годы культа личности, недооценивалась и принижалась. Более того, было время, когда ставился и серьезно обсуждался вопрос о ее ликвидации. Это и понятно, ибо социальный престиж адвокатуры находится в прямой зависимости от положения личности в обществе и государстве. Бесправие адвоката - это и бесправие его подзащитного и личности в целом. Ведь неслучайно положение адвокатуры в обществе рассматривается как барометр его зрелости и демократизма.

 

 

2.3 Развитие законодательства об адвокатуре в Беларуси в постсоветский периоды

В конце 80-х – начале 90-х гг. 20 в. Проводимые в стране глубокие политические и социально-экономические преобразования, обретение республикой подлинной независимости, провозглашение строительства демократического правового государства, главным назначением которого является защита прав и свобод человека, обусловили необходимость внесения изменений в организацию и деятельность адвокатуры – важнейшего института гражданского общества и правовой системы. Это нашло отражение в Концепции судебно-правовой реформы, одобренной Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 г.

Являясь системой научно обоснованных идей и положений о путях модернизации юстиции и правовой системы в целом, этот программный документ высшего органа государственной власти республики сформулировал главные цели и основные направления обновления законодательства, реформирования судебной системы и правоохранительных органов применительно к новым общественным реалиям и потребностям. Самостоятельный 4 раздел Концепции посвящён адвокатуре и гарантиям оказания юридической помощи. В нём впервые в истории белорусской адвокатуры подчеркнуто, что она является одним из важнейших институтов гражданского общества, который назван в конституционных нормах. Указано, что адвокатура должна быть независимой, профессиональной, самоуправляемой общественной организацией с более гибкой и демократической организационной структурой. Признавалась не допустимой любая дискриминация при допуске лиц к адвокатской деятельности. Юридическая помощь малоимущим и другим несостоятельным гражданам должна обеспечиваться государственным финансированием.

Многие из этих Концепций воплощены в Законе Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «Об адвокатуре». Надо, прежде всего, отметить, что в республике впервые принято не Положение, а Закон «Об адвокатуре», обладающий высшей юридической силой. Кроме того, наша страна, первая в Содружестве Независимых Государств приняла такой закон, получивший высокую оценку экспертов Совета Европы.[12, c. 40] Содержит этот Закон всего 7 глав и 32 статьи.

Одним из радикальных инновационных положений Закона «Об адвокатуре» явилось допущение наряду с коллегиями адвокатов в областях и г. Минске образования в частном порядке на добровольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор) и адвокатов, практикующих индивидуально (ст. 13 Закона «Об адвокатуре»). Однако они не были поставлены в равные условия с традиционными адвокатскими объединениями: на них Законом не возлагалось выполнение таких обязанностей, как обеспечение защиты по уголовным делам по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда, по делам лиц, освобождённым от оплаты правовой помощи в установленном законном порядке, а также от бесплатного оказания иных юридических услуг. В этой связи Декрет Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г. №12 « О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь» приостановил, а Закон от 6 июля 1998 г., который внес изменения и дополнения в Закон «Об адвокатуре», не предусматривает их деятельность.[7] Реализуя идеи, заложенные в Концепции судебно-правовой реформы, правовой акт учел отечественный и мировой опыт, достижения правовой мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям и демократическому правовому государству.

Вместе с тем допускается осуществление адвокатской деятельности не только в составе юридических консультаций, но и в «иных организационных формах» при условии обеспечения обязанностей, возложенных на коллегии адвокатов (их юридические консультации), в том числе по оказанию бесплатной юридической помощи, а также защиты по назначению органов, ведущих уголовный процесс. В качестве «иных организационных форм» адвокатской деятельности ныне действуют филиалы и специализированные юридические консультации (по хозяйственному, авторскому праву, вопросам недвижимости, интеллектуальной собственности и др.). Это приближает юридическую помощь к населению, делает ее более качественной и квалифицированной. В перспективе возможно дальнейшее расширение организационных форм адвокатской деятельности, включая (по примеру России) допущение по решению Президиума коллегии адвокатов допущение частнопрактикующих адвокатов и их объединений в рамках одной региональной ассоциации (коллегии).

 

В 1990 г. в очень сложный для адвокатов период состоялся съезд адвокатов республики. Было принято решение об образовании Союза адвокатов - общественной организации, объединившей все коллегии адвокатов страны. Высшим органом Белорусского Союза адвокатов был съезд адвокатов, созывавшийся один раз в три года, а в период между съездами работой Союза руководил Совет во главе с Президентом, избираемым съездом. С декабря 1991 по июль 1997 г. Президентом Союза адвокатов Беларуси являлась Н.И.Андрейчик, трижды избиравшаяся на эту должность съездами адвокатов. Среди многочисленных направлений деятельности Союза усилия его были прежде всего сосредоточены на участии в разработке Концепции судебно-правовой реформы и проекта закона об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвокатов и ряда других важных нормативных документов, регулирующих деятельность адвокатуры, а также вопросах социальной и правовой защиты членов коллегий адвокатов, установлении и расширении международных связей с аналогичными адвокатскими объединениями других государств и т.д. В связи с образованием в 1997 г. Республиканской коллегии адвокатов, осуществляющей функции постоянно действующего органа адвокатского самоуправления в масштабе страны, деятельность вышеназванного Союза, внесшего весьма значительный вклад в развитие адвокатуры республики, прекратилась. Одним из основных направлений многогранной деятельности Республиканской коллегии адвокатов и ее Президиума является организация и повышение квалификации адвокатов в связи с принятием нового законодательства по различным отраслям права, и, в частности, нового Уголовно-процессуального кодекса. Большое внимание уделяется защите прав, свобод, интересов, чести и достоинства адвокатов. Постоянное внимание уделяется и росту численности адвокатов, активизации их работы по правовой информированности населения, а также вопросам улучшения организации работы юридических консультаций и президиумов коллегий. Руководители Республиканской коллегии адвокатов участвовали в работе межведомственной группы по применению отдельных положений Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь, активно сотрудничают с правотворческими органами, принимают участие в республиканских и международных конференциях, семинарах, совещаниях. Председатель Республиканской коллегии адвокатов Н.И.Андрейчик входила в рабочую группу по разработке Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, принятого Национальным Собранием Республики Беларусь в 1999 году.

 

В Беларуси создано и действует Белорусское отделение Международного Союза (Содружества) адвокатов, основанного в 1990 г. при непосредственном участии адвокатов республики. Устав этого отделения утвержден Учредительным собранием адвокатов 22 февраля 1999 г. и зарегистрирован Министерством юстиции Республики Беларусь 9 июня того же года. Целью Международного Союза (Содружества) адвокатов, как и его Белорусского отделения, является содействие развитию и внедрению высоких стандартов профессионального мастерства, профессиональной этики, единство и сотрудничество адвокатов, расширение и укрепление профессиональных международных и культурных связей адвокатов разных стран, защита прав, свобод, интересов, чести и достоинства адвокатов.

 

Как свидетельствует исторический опыт развития адвокатуры в Беларуси, одним из самых сложных вопросов является ее взаимоотношения с государством. На данном этапе избран достаточно приемлемый вариант этих взаимоотношений, в рамках которого государство в лице его органов, прежде всего Министерства юстиции, которое должно обеспечивать независимость деятельности адвокатуры, доступность юридической помощи, а также сотрудничество государственных органов и органов адвокатского самоуправления в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан, оказании правовой помощи физическим и юридическим лицам. Осуществляя общее и методическое руководство адвокатурой, Министерство юстиции может издавать нормативные акты, регулирующие деятельность адвокатуры, контролировать соблюдение законодательства, регистрирует уставы коллегий адвокатов, вносит представления в коллегии адвокатов о привлечении последних к дисциплинарной ответственности, выдает и аннулирует лицензии на право занятия адвокатской деятельностью и т.д. В будущем, однако, не только не исключена, но предполагается и осуществляется дальнейшая либерализация взаимоотношений Министерства юстиции и адвокатуры, как это имеет место во многих зарубежных странах.

 

Совершенствование организационных и правовых основ белорусской адвокатуры, необходимое взаимодействие в работе Республиканской коллегии адвокатов с Министерством юстиции и другими правоохранительными органами обеспечивают результативность деятельности коллегий адвокатов, их юридических консультаций и отдельных адвокатов по защите прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

Краткий исторический экскурс становления и развития адвокатуры в Республике Беларусь показывает, что прежде чем получить общественное признание и занять достойное место в системе правоохраны она прошла нелегкий, но в целом поступательный путь эволюции. Теперь важно сохранить и развить то ценное, что приобретено на этом пути, приумножить демократические нововведения последних лет, обеспечить полное соответствие профессиональных и этических норм адвокатской деятельности международно-правовым стандартам и, в первую очередь, основным положениям о роли адвокатов 1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Адвокатура и её задачи

В соответствии со ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов. [1]

Адвокатура в Республике Беларусь представляет собой независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.[11, с. 260]

Информация о работе Становление и развитие адвокатуры в Республике Беларусь