Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

иссл.работа курсовая.docx

— 69.94 Кб (Скачать файл)

– реализация государственной  политики социальных гарантий и социальной поддержки семей, имеющих детей;

– реализация городских программ по социальной поддержке семей с  детьми;

– разъяснение в средствах  массовой информации малообеспеченным гражданам, имеющим несовершеннолетних детей мер, направленных на поддержание  жизненного уровня их семей;

– осуществление мероприятий  по практической реализации государственной  политики в социальной сфере.

В соответствии с возложенными на отдел задачами его специалисты:

– осуществляют работу по назначению и выплате ежемесячных пособий  на детей, единовременных выплат при  рождении ребенка, ежемесячных компенсаций  женщинам, имеющим детей, уволенным  в связи с ликвидацией предприятия, по беременности и родам женщинам, потерявшим работу и заработок и признанным и в установленном порядке безработными;

– проводят прием граждан, дают консультации по вопросам назначения и выплаты государственных пособий  на детей.

Возглавляет группу ведущий  специалист- руководитель группы, который назначается и освобождается от должности главой администрации района. Он распределяет обязанности между специалистами в группе, организует работу в группе в пределах своей концепции, составляет инструкции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на группу функций.

2) Группа по назначению  и выплате социальных пособий,  льгот и компенсаций

Группа обеспечивает реализацию социальных гарантий и мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, предусмотренных  действующим законодательством.

В соответствии с возложенными задачами группа осуществляет следующие  функции:

– проводит прием граждан  по вопросам назначения и выплате  социальных пособий, льгот и компенсаций;

– производит назначение и  выплату следующих видов социальных пособий, льгот и компенсаций:

а) гражданам, подвергшимся воздействию  радиации в результате аварии на Чернобыльской  АЭС:

– денежная компенсация в  размере средней стоимости путевки;

– денежная компенсация на детей и подростков в размере  средней стоимости путевки в  оздоровительных лагерях (общего и  санаторного типа) и другие оздоровительные  учреждения;

– оплата стоимости проезда  к месту лечения;

– оплата стоимости проезда  на междугородных видах транспорта;

– оплата 50% стоимости проезда  на междугородных видах транспорта;

– единовременная компенсация  за вред здоровью инвалидам;

– ежегодная компенсация  за вред здоровью;

– единовременная материальная помощь на оздоровление;

– компенсация на приобретение продовольственных товаров;

– пособие на погребение;

– ежемесячная денежная компенсация  по возмещению вреда, причиненного здоровью;

– ежемесячная денежная компенсация  по возмещению вреда семье умершего инвалида;

б) ветеранам Великой Отечественной  войны, инвалидам, получившим в несовершеннолетнем возрасте ранения, контузии или увечья в годы Великой отечественной  войны, бывшим несовершеннолетним узникам  концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных  фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны:

– компенсация за неиспользованные путевки на санаторно-курортное  лечение;

– компенсация на транспортное обслуживание и эксплуатационные расходы;

– оформление документов на получение бесплатного автомобиля;

– оформление удостоверений  о праве на льготы, предусмотренные  законодательством.

в) инвалидам:

– денежная компенсация на эксплуатационные расходы;

– оформление инвалидов в  Центр реабилитации;

– направление инвалидов  детства на учебу;

– выдача листов талонов  на проезд в международных видах  транспорта инвалидам.

г) жертвам политических репрессий:

– оплата стоимости проезда  на междугородних видах транспорта;

– компенсация за незаконно  конфискованное имущество;

– единовременная денежная компенсация; возмещение затрат на погребение.

д) гражданам, уволенным с  военной службы: денежная компенсация  за наем жилых помещений;

е) малоимущим семьям, малоимущим одиноким гражданам, пенсионерам: адресная помощь в виде денежных выплат;

ж) материальная помощь семьям погибших в локальных конфликтах.

Руководитель группы распределяет обязанности между специалистами, организует работу группы специалистов, координирует и контролирует деятельность учреждений в пределах своей компетенции, дает указания, обязательные для исполнения всеми специалистами в группе.

Общая численность населения  в Заводском районе 169 тыс. человек.

В районе в 2006г. была оказана  социальная помощь 549 семьям в размере 63231 руб., из которых:

– денежная помощь в размере 37655 руб. была оказана 226 семьям;

– вещевая помощь стоимостью 7632 руб. – 174 семьям;

– продуктовая помощь на сумму 17944 – 149 семьям.

Всего в районе 206 многодетных  семей, которые получают 30% скидку за электроэнергию, отопление и газ. В 2006г. этим семьям было выдано бесплатных лекарств на сумму 540 руб. Бесплатным проездом воспользовались 506 человек из указанных  семей.

На территории Заводского района проживает 7313 пенсионеров, из которых 746 обслуживаются на дому, а 58 в социально-медицинском  отделении. Финансирование социальной поддержки ветеранов было осуществлено в сумме 31216,85 руб., инвалидов 11780,45 руб.

В целом, анализируя динамику функционирования учреждений социальной защиты населения на территории Заводского района г. Кемерова можно говорить о ее положительной направленности, обусловленной улучшением финансирования и повышением квалификации сотрудников данных учреждений.

Финансовое обеспечение  органов социального обслуживания населения, занимает одно из первых мест при рассмотрении эффективности  функционирования данной системы. Поскольку  федеральный бюджет и бюджет г. Кемерова не в состоянии выделить суммы для достаточно полного финансирования системы социального обслуживания населения, то законодательство предусматривает дополнительные внебюджетные источники финансирования мер по социальному обслуживанию граждан: средства, поступающие из целевых социальных фондов; кредиты банков и средства других кредиторов, доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социального обслуживания населения (доход от хозрасчетных организаций); доходы от ценных бумаг, средства, поступившие от населения в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом. Итак, проанализировав деятельность учреждений социальной защиты населения на территории Заводского района г. Кемерова можно отметить следующие проблемы:

– нехватка денежных средств  и неэффективное распределение  полученных финансовых средств;

– недостаток квалифицированных  специалистов в этой области;

– ограниченный набор предоставляемых  услуг.

Соответственно можно  рекомендовать возможные варианты их решения:

– привлечение предприятий  всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в  налогообложении;

– подготовка специалистов по социальной работе в вузах г. Кемерова, открытие курсов переквалификации;

– разрешение деятельности органам социальной защиты путем  введения новых услуг, в которых  нуждаются малоимущие.

Однако такое «точечное» исправление ошибок не может и  не приведет к позитивным изменениям в оказании социальной поддержки  населению, для этого необходимо создание комплексной программы  по совершенствованию социальной защиты населения на территории муниципального образования.

 

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее  системы социального обеспечения  создана принципиально новая  система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные  центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и  инвалидов. Учреждения социального  обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье  и детям, но и активно работают над решением проблем детской  безнадзорности, социальной помощи лицам  без определенного места жительства.

Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая  база и финансирование отрасли, имеющиеся  возможности не обеспечивают потребности  населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени  не приняты стандарты социального  обслуживания населения, не внедрен  порядок лицензирования этой деятельности.

В основу модернизации системы  социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.

Принцип государственной  ответственности - постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения  путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения  соответствующих институциональных  структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений  экономического вклада, на принятие решений  относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип соединения правового  и этического регулирования - соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений  в отношении всех граждан в  сочетании с обеспечением условий  для справедливого обращения  с нуждающимся.

Принцип социального участия - стимулирование деятельности нуждающихся  категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства - взаимодействие государства и граждан  в осуществлении мероприятий, имеющих  целью достижение благосостояние и  социального благополучия нуждающихся  категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями  и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и  услуг.

Принцип преемственности  мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся  категорий граждан - сохранение достигнутых  социальных гарантий поддержки населения  и поступательное развитие деятельности в их интересах.

Принцип социальной эффективности - позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального  благополучия населения, на поддержание  их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.

Принцип единства политики в  отношении граждан нуждающихся  в государственной поддержке  на федеральном, региональном и местном  уровне - обеспечение предоставления пожилым людям установленных  на федеральном уровне минимальных  социальных гарантий и льгот, дополняемых  и развиваемых на уровне субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

Развитие социальной защиты населения в Кемеровской области  должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы  социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения  поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:

– улучшение порядка взаимодействия в области социальной политики между  федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти Кемеровской области, органами местного самоуправления, предприятиями и  организациями различных форм собственности;

– повышение ответственности  всех органов власти за ее реализацию;

– развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;

– совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;

– использование международного опыта для адаптации системы  социальной защиты населения к реалиям  рыночной экономики (Швеция, Германия и т.д.);

– организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных  служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;

– обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и  областных программ социальной защиты населения, а также повышение  минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Остро стоит проблема подготовки в российских ВУЗах специалистов по социальной работе, которая не имеет  сложившихся традиций, длительной истории. Подготовка специалистов в таком  многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности как социальная защита не может сразу  сложиться и начать функционировать  как целостная система, тем более  в тех условиях социально-экономических  преобразований, в которых находится  сейчас Россия. Для социальной работы требуется новая полная развернутая  структура процесса подготовки, начиная  от изучения социального заказа до программ индивидуального продолжения  обучения в процессе непрерывного образования.

Информация о работе Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения