Российское избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Предмет изучения – нормы конституционного и, прежде всего, избирательного права; доктринальные источники по теме исследования; судебная практика.
Целью исследования является комплексный анализ избирательного права Российской Федерации.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- рассмотреть эволюцию избирательной системы России;
- проанализировать правовую природу избирательного права, его место в правовой системе России;
- сформулировать понятие избирательной системы, проанализировать ее структуру и содержание;
- выделить стадии избирательного процесса

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. История избирательного права России
1.1 Дореволюционное законодательство о выборах……………………..5
1.2 Избирательное право в советской России……………………………7
1.3 Современный этап развития избирательного законодательства……9
Глава 2. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
2.1 Понятие избирательного права и избирательной системы…………12
2.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации………………………..14
2.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)……….15
Глава 3. Современная избирательная система Российской Федерации
3.1 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации……………………………………………………22
3.2 Источники избирательного права и избирательного процесса…….25
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..35

Вложенные файлы: 1 файл

истоия Г1.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Ко  второй группе относятся законы и  иные нормативные правовые акты, принимаемые  на федеральном уровне. Это, прежде всего, Конституция РФ, в которой закреплены исходные начала по формированию государственных органов власти и органов местного самоуправления.

К источникам этой группы относятся также федеральные  законы, указы Президента РФ и постановления  Правительства РФ, регулирующие организацию избирательной системы, т.е. издание которых прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Третью  группу актов, регулирующую избирательную  систему, составляют конституции (уставы) законы и иные нормативные правовые акты о выборах по формированию органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые вытекают из конституционных норм и федеральных законов о выборах.

К четвертой  группе источников относятся нормативные  правовые акты по формированию представительных органов местного самоуправления.

К пятой  группе источников избирательной системы  относятся нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного  правотворчества.

При этом порядок перечисленных актов  законодательства должен соответствовать их месту и иерархии нормативных актов, установленных ст.15 и 76 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, организация проведения выборов  регулируется не только Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, но и иным рядом других законодательных актов, значительная часть которых входит в систему государственного права и непосредственно посвящена регулированию избирательных отношений. Вместе с тем отдельные нормы, относящиеся к реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, содержатся в правовых актах, не имеющих прямой целевой направленности на упорядочение именно избирательных отношений и являющихся структурными элементами финансового, административного, уголовного, гражданско-процессуального и иных отраслей российского законодательства.14

Отправной точкой участия граждан в избрании органов публичной власти являются законодательные акты основополагающего  характера, к которым можно отнести  Конституцию Российской Федерации, главы и статьи, посвященные формированию федеральных и региональных органов государственной власти. Одной из наиболее характерных особенностей этих конституционных норм, отмечает ряд авторов, является то, что они в своем большинстве являются нормами прямого действия.

Нормами данных источников закладываются основы избирательной системы, порядок  проведения выборов в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Прежде всего, Конституция закрепляет признание свободных выборов  как высшего непосредственного выражения власти народа, признает и гарантирует избирательные права граждан. Закрепляет право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, определяет содержание избирательных прав граждан.

Конституция РФ устанавливает, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации также находится формирование федеральных органов государственной власти .

В соответствии с Конституцией РФ к числу федеральных  государственных органов, избираемых гражданами РФ, относятся Президент  РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

При этом, в отличие от регулирования  выборов в Государственную Думу, Конституция РФ в ст. 81, посвященной выборам Президента РФ, перечисляет и принципы избирательного права: Президент РФ избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция также устанавливает критерии, кто может быть избран Президентом РФ (пассивное избирательное право), которые, помимо гражданства и возрастного критерия, включают требование к продолжительности постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также запрет на занятие данной должности более двух сроков подряд. Так, ч. 2 ст. 81 закрепляет, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.15

Конституция предусматривает избрание гражданами РФ только одной из двух палат федерального парламента - Государственной Думы. В соответствии со ст.96 Конституции  Государственная Дума избирается сроком на четыре года, а порядок формирования другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации и порядок выбора депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

В ч.1 ст. 97 Конституции РФ  закреплены основные параметры кандидата в  депутаты, а именно: депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Особенностью  Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., по сравнению с предыдущей Конституцией 1978 г., является отсутствие в ней  специального раздела под названием  «Избирательная система». Прежняя Конституция перечисляла принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) применительно к выборам Советов народных депутатов всех уровней в связи с тем, что они составляли единую систему органов государственной власти.

В действующей  Конституции эти принципы, как  указывалось ранее, определены только в отношении выборов Президента РФ и имеют непосредственно конституционный  характер только в отношении указанных  выборов, тогда как в отношении выборов депутатов Государственной Думы, выборов в иные законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные и иные выборные органы местного самоуправления они имеют законодательный характер, подтвержденный Конституционным Судом РФ.

В этой связи многие исследователи подчеркивают, что отсутствие в Конституции  России главы об избирательной системе, игнорирование принципов избирательного права не способствовали определению  четких ориентиров избирательной реформы, приоритетным направлением которой явилось воссоздание на новых принципах всего избирательного законодательства в Российской Федерации.

Ст.15 Конституции РФ устанавливает, что  ее нормы имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров по поводу избирательных прав граждан обоснована ссылка на нормы Конституции.

Если  законами, определяющими порядок  проведения выборов, нарушается Конституция  РФ, Конституционный Суд рассматривает  эти дела и вправе признать соответствующие  акты или отдельные их положения неконституционными, т.е. несоответствующими Конституции, вследствие чего они утрачивают силу.

Проведение  выборов в федеральные и региональные органы государственной власти и  органы местного самоуправления регулируются федеральными законами на основе Конституции РФ.

Последняя задача решается рамочным Федеральным  законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который под гарантиями понимает установленные Конституцией, законом, иным нормативным актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. Применительно к выборам предметом его регулирования являются основные гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, универсальные принципы и общий порядок участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании и свободном добровольном их участии в выборах.

Кроме названных законов, регулирующих общественные отношения и условия участия  граждан в избрании государственных  органов власти и местного самоуправления, осуществлении избирательных действий и процедур на стадиях избирательного процесса, защиты избирательных прав и свобод граждан и иных участников выборов, применяются и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.

К иным федеральным актам о выборах можно отнести указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона «Об  основных гарантиях прав и право  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» Президент Российской Федерации вправе принимать указы, восполняющие недостаточность правовой базы при проведении региональных и муниципальных выборов и могут быть только единичными, касаться экстраординарных случаев, когда вмешательство Президента как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции РФ) повлекло бы серьезные нарушения права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правовыми основами избирательной системы  на региональном уровне являются конституции (уставы), законы субъектов Федерации, которые устанавливают порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, представляют собой совокупность региональных нормативно-правовых актов законодательного и подзаконного характера и находятся в одном ряду с Конституцией Российской Федерации и составляют высший уровень (ядро, фундамент) нормативно-правовой системы Российской Федерации и ее субъектов.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате  предпринятого исследования были сделаны выводы:

На протяжении всей отечественной истории политико-правовое становление избирательной системы  в нашем государстве было обусловлено  решением вопроса о принадлежности власти. Избирательная система являлась правовым средством, закрепляющим власть за определенными общественно-политическими силами и исключающим из политической борьбы конкурентов (или существенно усложняющими их участие). Она отражала приоритетные для власти ценности при тенденции сохранения полного административного контроля над осуществлением выборных процедур. Эти тенденции просматриваются на каждом из трех основных этапов развития избирательной системы (царский период, советский период и современный период). И лишь в переходные периоды (период двоевластия в 1917 году и период перехода от советской власти к современному государству с конца 80-х годов по 1993 год) наблюдалась действительная демократизация избирательной системы.

На современном  этапе смешанная избирательная  система использовалась с 1993 год по 2003 год. По этой системе половина депутатов Государственной Думы избирались по мажоритарной системе простого большинства в одномандатных избирательных округах, а другая половина – по пропорциональной системе – в едином федеральном округе (при «жестких списках» и 5% барьере). В дальнейшем в целях установления контроля над процессом избрания представительной власти на выборах депутатов пятого созыва Государственной Думы будет использоваться пропорциональная система, предполагающая формирование всего состава нижней палаты парламента только по партийным спискам. Переход к пропорциональной системе выборов является вполне оправданным, поскольку мажоритарная избирательная система страдает существенными недостатками, в частности, недостаточной представительностью, высоким процентом голосов, поданных против всех, значительным влиянием административного ресурса и т.п. Пропорциональная избирательная система, несомненно, должна еще более усилить роль и значение политических партий в политической системе России.

Исторический  экскурс показал громадное значение, которое придавали и придают вопросам формирования парламента правящие силы. Помимо легитимности своего режима, посредством выборов они получают возможность контроля над политическим развитием государства. Однако полное отстранения большинства населения от участия во власти (при создании видимости демократии) дестабилизирует политическую ситуацию в стране. Чтобы сохранить в перспективе рычаги управления, государственная власть должна будет пойти на обеспечение реальной возможности простых, как партийных, так и не партийных граждан участвовать во власти. А пока этого не осуществляется правоведам остается лишь предлагать такие правовые механизмы и решения, которые с учетом интересов правящих групп будут защищать простых избирателей. Только тогда эти новеллы способны преодолеть все законодательного процесса.

Характеризуя  избирательное право, как институт конституционного права, следует исходить из того, что оно представляет собой  совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный общегосударственный интерес, в отличии от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника или объединения. Следовательно, основной особенностью отрасли как таковой является наличие своего юридического режима, основанного на способах правового регулирования однородных общественных отношений.

Термин «избирательное право» используется не только для  обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право  граждан РФ быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательная система в широком смысле представляет собой совокупность правовых норм, юридических и физических лиц, а также, собственно, механизма, представляющего возможность гражданам избирать и быть избранными. Необходимо рассматривать избирательную систему как систему общественных отношений, возникающих в связи с выборами органов публичной власти. Оно наиболее  точно отражает специфику понятия «избирательная система» и наиболее полно её раскрывает.

Избирательный процесс представляет собой урегулирование нормативными правовыми актами и  иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса состоящих из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающаяся на демократические принципы российского избирательного права и направленная на придание выборам легитимного характера.

Информация о работе Российское избирательное право