Процессуальное законодательство Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 10:21, контрольная работа

Краткое описание

Основы современной судебной системы Франции были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) — решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).

Содержание

Введение. 3
ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВО ФРАНЦИИ. 4
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ. 5
Заключение. 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

      Исправительные трибуналы рассматривают по  первой  инстанции  дела  об уголовных деликтах (название «исправительный» связано с тем, что в  ст.1 УК Франции  наказания  за  уголовные  деликты  именуются  исправительными).  В качестве  исправительного  трибунала  может  выступать  трибунал  большого процесса, попеременно разбирающий то гражданские, то уголовные дела.  В  тех трибуналах большого процесса, где в связи  со  значительным  объемом  работы имеется  много  судей,  образуется  одна  или  несколько  палат, специализирующихся  на  рассмотрении  уголовных  дел,  т.е.  постоянно выступающих в качестве  исправительного  трибунала.  Дела  в  исправительных трибуналах рассматриваются коллегиями из  трех  судей.  Некоторые  категории уголовных дел, связанных с нарушением правил  дорожного  движения,  охоты  и рыболовства и др., могут  рассматриваться  единоличными  судьями.  В  то  же время в процессах, рассчитанных  на  длительное  разбирательство,  в  состав коллегии могут быть назначены запасные судьи,  полномочные  заменить  судью, выбывшего из процесса  по  болезни  или  по  другим  причинам.  В  некоторых трибуналах  большого  процесса  в  1975   г.  созданы  коллегии  судей, специализирующихся на разбирательстве  особенно  сложных  дел  об  уголовных деликтах экономического и финансового характера.

      Полицейские  трибуналы  рассматривают  по  первой  инстанции  дела  о наименее значительных уголовных деяниях — проступках, за которые может  быть назначен штраф на сумму до 10 000 франков  либо  же,  в  ограниченном  числе случаев,  арест  на  срок  от  одного  дня  до  двух  месяцев  (название «полицейский» связано с тем, что в ст.1 УК Франции  наказания  за  проступки именуются  полицейскими  наказаниями).  Дела  в  них  рассматриваются единоличными  судьями  трибунала  малого  процесса,  нередко  разбирающими попеременно  то  гражданские,  то  уголовные  дела  (в  некоторых  случаях создаются трибуналы малого  процесса,  специализирующиеся  исключительно  на разбирательстве уголовных дел, т.е. выступающие лишь в качестве  полицейских трибуналов).    

      В систему общих  судов  в  качестве  специализированных  подразделений входят учреждения юстиции по  делам  несовершеннолетних.  Суд  присяжных  по делам несовершеннолетних рассматривает  обвинения  в  тяжких  преступлениях, предъявленные несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Он  состоит  из трех профессиональных судей и девяти присяжных. Дела об  уголовных  деликтах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних в возрасте от 13 до  18 лет, а также тяжких преступлениях подростков 13 —  15 лет  рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в  округах  трибуналов большого  процесса.  Эти  трибуналы  состоят  из  судьи  по  делам несовершеннолетних и двух  заседателей  (асессоров),  назначаемых  министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания  молодежи.  Судьей по делам несовершеннолетних назначается на три года один из судей  трибунала большого процесса. Он может рассматривать и  единолично  дела  об  уголовных деликтах и  проступках  несовершеннолетних,  но  в  этом  случае  он  вправе применять к ним лишь меры воспитательного и  надзорного  характера.  Решения судьи и трибунала  по  делам  несовершеннолетних  могут  быть  обжалованы  в специальную палату апелляционного суда.

    Отличительная особенность  французской  системы  уголовной  юстиции  — наличие в ней  фигуры  судьи  по  исполнению  наказаний,  который,  согласно полномочиям, предоставленным  ему  УПК  1958 г.  и  последующими  законами, вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденными, в  том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными,  получившими «отсрочку с  испытанием»,  решает  вопрос  об  изменении  режима  содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении  им  отпусков,  ходатайствует об  их  условном  досрочном  освобождении  и  т.д.  Обязанности  судьи  по исполнению наказаний на трехлетний  срок  возлагаются  на  одного  из  судей трибунала большого процесса.    

     К системе  общих  судов,  прежде  всего  на  уровне  трибунала  малого процесса,  примыкает  ряд  судебных  учреждений,  специализирующихся  на разбирательстве определенных категорий дел. К их  числу  относятся  торговые трибуналы,  советы  прюдомов,  комиссии  по  социальному  страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по  морской  торговле  и др. Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдомов.  

    Торговые трибуналы (их  насчитывается  227)  состоят  из  трех  судей- консулов, как их принято  именовать.  Они  избираются  на  два-три  года  по весьма сложной системе из лиц, занимающихся коммерческой деятельностью  либо представляющих  промышленные  или  торговые  компании.  Торговые  трибуналы имеются  в  большинстве  относительно  крупных  городов  Франции.  Они рассматривают споры, возникающие между участниками  любых  торговых  сделок, между  членами  товариществ,  споры  по  обязательствам  коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с  ликвидацией  предприятий,  и др.  

     Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или  разрешать  конфликты,  связанные  с  заключением,  исполнением  и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов имеются  как минимум по одному в каждом департаменте (всего их  насчитывается  282).  Они состоят  из  советников  —представителей  предпринимателей  и  работников, избираемых по весьма сложной системе. Советы прюдомов рассматривают  дела  в коллегиях  из  двух  или  четырех  представителей  каждой  из  сторон  под председательством судьи  трибунала  малого  процесса.  В  1985 г.  учрежден Высший совет  прюдомов  —  консультативный  орган  при  министре  юстиции  и министре труда.

      Военные суды — исправительный трибунал и суд присяжных — рассматривают дела в соответствии с Кодексом военной юстиции. В военное время, а также  во время  осадного  или  чрезвычайного  положения  действуют  территориальные трибуналы вооруженных сил и высший трибунал вооруженных сил.

       Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия,  который  избирается  обеими  палатами  парламента  в  равном количестве  из  их  членов  (по  12 судей  и  по  6 их  заместителей).  В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий  суд  правосудия  создается  для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в  государственной измене, а также министров  в  совершении  тяжких  преступлений  и  уголовных деликтов  при  исполнении  служебных  обязанностей.  Расследование  этих обвинений и предание  обвиняемых  Высокому  суду  правосудия  осуществляется только по решению обеих палат парламента. В период с  1963 по  1981 гг.  в качестве чрезвычайного органа существовал Суд государственной  безопасности, который  рассматривал  дела  обо  всех  преступлениях  против  внутренней  и внешней безопасности государства.  Ныне  эти  дела  переданы  в  компетенцию общих судов.  

    Независимо от системы общих судов, возглавляемой  Кассационным  судом, существует самостоятельная система органов административной юстиции.  В  них рассматриваются  жалобы  на  действия  и  акты  органов  государственного управления, затрагивающие права и интересы частных лиц. Возглавляет  систему административной  юстиции  Государственный  совет,  который  одновременно является органом государственного управления —  консультативным  учреждением при правительстве. В  составе  Государственного  совета  имеется  секция  по рассмотрению споров (в ней около 30 членов Государственного совета), в  свою очередь состоящая из девяти  подсекций.  В  них  от  имени  Государственного совета  рассматриваются  кассационные  и  апелляционные  жалобы  на  решения нижестоящих  органов  административной  юстиции.  Секция  Государственного совета  рассматривает  по  первой  инстанции  жалобы  на  президентские  и правительственные декреты, на акты, изданные министрами  либо  исходящие  от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др.

      Основную  массу  жалоб  на  действия  и  акты  органов  управления  и должностных  лиц  по  первой  инстанции  рассматривают  административные трибуналы  (их  насчитывается  25),  округа  которых  охватывают  территории нескольких  департаментов  (от  двух  до  семи).  Административный  трибунал состоит из председателя и трех-четырех членов. В 1987 г. было  создано  пять административных апелляционных судов (с большими округами, разделившими  всю территорию страны)  в  качестве  промежуточной  инстанции,  куда  отныне  по ступают апелляционные жалобы  на  решения  административных  трибуналов.  за исключением  некоторых  категорий  дел,  по-прежнему  обжалуемых  не посредственно  в  Государственный  совет.  На  решения  административных апелляционных судов могут быть поданы кассационные жалобы в  Государственный совет.

      Судьи системы общих  судов  назначаются  на  свои  должности  декретом президента  Республики;  должностные  лица  Кассационного  суда  и  первые председатели апелляционных судов на основании  рекомендации  Высшего  совета магистратуры,  остальные  судьи  —  по  представлению  министра  юстиции  с положительным  заключением  Высшего  совета  магистратуры.    Судьи административных  трибуналов  назначаются  правительственными  декретами  по представлению министра внутренних дел, согласованному с  министром  юстиции. Как правило, судьи общей компетенции назначаются после конкурсного отбора  и окончания  Национальной  школы  магистратуры,  для  поступления  в  которую необходимо иметь  высшее  юридическое  образование.  Судьи  административных судов назначаются из числа выпускников Национальной административной  школы. Для  назначения  в  состав  Кассационного  суда  установлены  повышенные требования (опыт  судейской  работы  на  достаточно  высокой  должности  или работа в  качестве  профессора  университета  и  др.).  Конституция  (ст.64) провозглашает принцип несменяемости судей  общей  компетенции.  Судью  может сместить лишь Высший совет магистратуры в  связи  с  совершением  серьезного проступка или тяжелым заболеванием. Судья не может быть перемещен  со  своей должности без его согласия, даже если речь идет  о  продвижении  по  службе. Судьи уходят в отставку со своих постов по достижении ими 65 лет,  а  судьи Кассационного  суда  и  его  первый  председатель,  согласно  правилам, установленным в 1988 г., соответственно в возрасте 66 и 68 лет.

      Высший совет магистратуры, согласно ст.65 Конституции,  возглавляется президентом Республики и в качестве его  заместителя  министром  юстиции.  В состав его входят, кроме того, девять членов,  назначаемых  на  четыре  года президентом  Республики  из  числа  судей  (в  том  числе  трех  членов Кассационного  суда)  и  других  государственных  служащих.  Высший  совет магистратуры, помимо участия в назначении судей, рассматривает  дела  об  их дисциплинарных проступках, но  уже  в  отсутствие  президента  Республики  и министра юстиции.

      Расследование  большинства  преступлений  осуществляется  судебной полицией,  офицеры  которой  имеют  право  на  проведение  самостоятельного предварительного дознания, а агенты и иные должностные лица — на  проведение лишь отдельных процессуальных действий. Особенно велики полномочия  офицеров судебной полиции при проведении расследования  в  отношении  так  называемых явных преступлений непосредственно вслед за их совершением.  Предварительное следствие, осуществляемое обычно  после  полицейского  дознания,  проводится следственным судьей. Оно обязательно по делам о тяжких преступлениях,  может быть проведено по делам  об  уголовных  деликтах  и  лишь  в  исключительных случаях проводится по делам о проступках. Следственные судьи назначаются  на свои должности на три года из числа судей  трибунала  большого  процесса.  В период осуществления своих функций они остаются в  составе  судей  трибунала большого процесса и вправе даже участвовать  в  рассмотрении  судебных  дел, кроме тех, что были расследованы ими самими.

      Уголовное  преследование  в  суде,  как  правило,  осуществляется прокуратурой,  которая  пользуется  весьма  широкими  правами  по  своему усмотрению отказаться от передачи  дела  в  суд.  В  полицейских  трибуналах обвинение в проступках, за которые не может быть  назначено  более  10 дней ареста, поддерживают полицейские комиссары.

          Прокуратура во Франции  представляет  собой  централизованную  систему органов,  находящуюся  под  руководством  министра  юстиции.  При  каждом апелляционном суде  имеется  генеральный  прокурор  со  своими  помощниками, главный из которых носит звание генерального адвоката. Генеральный  прокурор находится в непосредственном подчинении министра юстиции и, в свою  очередь, вправе  давать  указания  всем  должностным  лицам  прокуратуры  в  районе компетенции  апелляционного  суда.  Под  его  надзором  находятся  и  все должностные лица судебной полиции.  Генеральный  прокурор  лично  или  через своих заместителей поддерживает обвинение в  апелляционном  суде  и  в  суде присяжных,  учрежденном  в  месте  нахождения  апелляционного  суда. Республиканские  прокуроры  (так  во  Франции  называются  прокуроры  низшей инстанции,  но  обладающие  широкими  полномочиями)  находятся  при исправительных трибуналах и осуществляют  уголовное  преследование  по  всем уголовным делам в районе действия  этого  трибунала.  Они  лично  или  через своих заместителей поддерживают обвинение в большинстве судов  присяжных,  в исправительных  трибуналах,  а  также,  при  необходимости;  в  полицейских трибуналах.  Представители  прокуратуры  официально  участвуют  также  в гражданском процессе в судах любой инстанции, когда этого требуют  «интересы общества».

      Генеральный прокурор при Кассационном суде со своим аппаратом занимает особое  место  в  системе  органов  прокуратуры,  поскольку  его  функции ограничены выступлениями в этом суде.

      Должностные лица прокуратуры весьма близки к судейскому корпусу (те  и другие именуются магистратами), так как они получают  одинаковую  подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно.

      Защищать обвиняемого в  уголовном  процессе  и  представлять  интересы сторон в гражданском и административном процессах могут  адвокаты.  До  1971 г. во Франции различались юридические профессии  адвоката,  поверенного  при трибунале большого процесса и поверенного при торговом трибунале.  Ныне  они слиты  в  единую,  так  называемую  новую  профессию  адвоката.  При  каждом трибунале  большого  процесса  имеются  коллегии  адвокатов,  возглавляемые советом и старейшиной. Для того чтобы быть принятым в коллегию  адвокатов  и тем самым получить право выступать во французских  судах,  необходимо  иметь высшее юридическое образование, сдать экзамены для  поступления  в  один  из центров профессиональной подготовки, пройти там  годичный  курс  обучения  и получить  сертификат  о  профессиональной  пригодности.  Адвокаты  могут заниматься индивидуальной практикой либо  создавать  совместные  адвокатские конторы. Правом выступления в Кассационном  суде  и  Государственном  совете обладают  только  адвокаты,  принятые  в  состав  коллегии  (из  шестидесяти адвокатов) при Кассационном суде.

Информация о работе Процессуальное законодательство Франции