Производство по делам о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ теоретических и практических проблем производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
Задачи:
1. Изучить правовую природу регулирования дел по защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
2. Выявить особенности подведомственности и подсудности дел, возникающих из избирательных правоотношений;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§ 1. Дела по защите избирательных прав
и прав на участие в референдуме
1.1. Правовая природа………………………………………………….……….5
1.2. Стороны……………………………………………………………………..7
1.3. Доказывание……………………………………………………………….. 8
§ 2. Подведомственность и подсудность
2.1. Подведомственность……………………………………………………….9
2.2. Подсудность……………………………………………………………….10
§ 3. Обращение в суд за защитой
избирательных прав граждан РФ
3.1. Подготовительная стадия………………………………………………....11
3.2. Вынесение судом решения по защите
избирательных прав……………........................................................................12
3.3. Исполнение решения………………………………………………...……15
3.4. Правовая база…………………………………………………………..….16
Заключение……………………………………………………………………..18
Библиография…………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

ГП.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

§ 2. Подведомственность и подсудность споров, возникающих из избирательных правоотношений

 

2.1. Подведомственность

 

«Подведомственность в широком смысле означает отнесение вопроса или спора на рассмотрение и разрешение того или иного компетентного органа, в том числе суда».

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий различных органов, исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

Заявитель, полагающий, что его избирательные права нарушены, сам избирает форму защиты: внесудебную, т.е. в иерархии избирательных комиссий, либо судебную.

Существует следующий иерархический порядок разрешения избирательных споров в административном порядке:

- Центральная избирательная  комиссия РФ;

- Территориальная избирательная  комиссия;

- Окружная избирательная  комиссия;

- Участковая избирательная  комиссия;

- Муниципальная избирательная комиссия;

- Комиссия референдума.

 

2.2. Подсудность

 

Заявление подается в  суд по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, судебная защита в порядке гражданского судопроизводства осуществляется судами общей юрисдикции (ст. 23-27 ГПК), арбитражными (ст. 22 АПК) и третейскими судами (ч. 3 ст. 3 ГПК).

Большинство избирательных споров разрешают суды общей юрисдикции в соответствии с определенной процессуальным законодательством подсудностью избирательных споров.11

Не допускается одновременное рассмотрения спора и в комиссиях и суде, т.к. в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения с такой же жалобой в избирательную комиссию, комиссию референдума, последние «приостанавливают рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу».

Разрешение избирательных споров, к сожалению, не имеет четкой регламентации порядка внесудебного рассмотрения и разрешения избирательных споров. А между тем, в этом видится необходимость. Практика, не ожидая законодателя, вырабатывает собственные механизмы разрешения избирательных споров. Так, в избирательных комиссиях создаются рабочие группы с участием членов комиссии с правом решающего голоса, экспертов, специалистов и других лиц, способных оперативно и квалифицированно разрешить возникший спор.

 

§ 3. Обращение в суд за защитой избирательных прав

 

      3.1. Подготовительная стадия

 

Обращение в суд предусмотрено  в форме заявления об устранении тех или иных нарушений избирательных прав граждан или права на участие граждан в референдуме.

Обращения заинтересованных лиц, на основании  которых суд возбуждает дела, возникающие  из публично-правовых отношений, именуются заявлениями. Эти заявления оформляются по правилам, предусмотренным ст.131 и 132 ГПК РФ.

Часть 1 ст.247 ГПК РФ устанавливает дополнительное требование к оформлению заявления: в нем необходимо не только конкретизировать предмет судебной проверки (действия или решения, которые заявитель просит признать незаконными), но и указать, какие конкретно права и свободы нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием) или актами.

Обращение в суд по делам, возникающим из публично-правовых отношений, представляет собой самостоятельное средство юридической защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, поэтому его использование не зависит от обжалования заявителем оспоренных актов и действий в ином порядке, в частности посредством обращения в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу.

Частью 3 ст. 247 ГПК РФ сформулировано положение, дополнительно характеризующее правовую природу дел, возникающих из публично-правовых отношений. В тексте данной статьи правоотношения, по поводу которых заявитель обращается в суд, противопоставляются спору о праве.

Судья, проверив соответствие поданного заявления требованиям  закона, выносит определение о  возбуждении дела. Со дня, указанного в этом определении, исчисляются  процессуальные сроки подготовки дела к судебному разбирательству.12 Эта стадия процесса по делам исследуемой категории характеризуется большей активностью суда в установлении оптимально допустимых сроков для обеспечения возможности всем лицам, участвующим в деле, принять все зависящие от них, от суда (судьи) и других субъектов процесса меры по максимальному обеспечению полноты доказательственного материала. Подготовка дел по избирательным спорам к судебному разбирательству имеет специфические особенности, обусловленные сокращенными сроками рассмотрения дела, а также характером, конкретным содержанием избирательного спора и его субъектным составом.

3.2. Вынесение решения судом

 

Учитывая особую общественную значимость судебного контроля за законностью  в деятельности государственных органов и должностных лиц, законодатель усиливает - по сравнению с присущими исковой форме судопроизводства - полномочия суда и его роль в разрешении конфликтов, возникающих из публичных правоотношений, чтобы обеспечить наиболее полную и всестороннюю проверку осуществляемой в этой сфере деятельности.  

При рассмотрении дел, возникающих  из публичных правоотношений, суд  не связан основаниями и доводами заявленных требований,13  что означает наличие у суда права и обязанности осуществить проверку оспоренного акта или действия (бездействия) в полном объеме, если это необходимо для восстановления законности. Данное правило дополнительно усиливается и конкретизируется применительно к рассмотрению дел о признании нормативных актов недействительными.14

Возбуждение дела, возникающего из публичных правоотношений, по требованиям, которые были рассмотрены в судебном порядке с вынесением решения, вступившего в законную силу, допускается только в том случае, если основания этих требований не совпадают с основаниями, по которым

соответствующий акт  или действие оспаривались в состоявшемся ранее процессе и которые, следовательно, входили в предмет судебного  рассмотрения и получили правовую оценку.

Кроме того, при рассмотрении данной категории дел суд нередко  проверяет акты и действия, порождающие юридические последствия для неопределенного круга лиц, на которых соответственно распространяются и последствия принятия судом решения о признании оспоренного акта или действия соответствующим или не соответствующим закону.

Решения по делам, возникающим из публично-правовых отношений, вступают в законную силу в соответствии с правилами, установленными ст.209 ГПК РФ, а именно после истечения срока на кассационное обжалование согласно ч.3 ст.261 ГПК РФ в период проведения избирательной кампании или подготовки и проведения референдума кассационные жалобы на решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подаются в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

По своему содержанию решения по различным категориям дел, относящимся к ведению судов общей юрисдикции и связанные с защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, весьма многообразны. Некоторые из них прямо упомянуты в нормах Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", например: о назначении выборов (ч.5 ст.10); о признании члена избирательной комиссии, комиссии референдума систематически не выполняющим обязанности (ч.8 ст.29); о расформировании избирательной комиссии или комиссии референдума (ст.31); об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов (ч.5 ст.76); об отмене решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации или местном референдуме (ч.7 ст.73); об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума (ч.6 ст.76); об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов и об итогах голосования (ст.75, 77) и др.15

При рассмотрении дел  о защите избирательных прав и  права на участие в референдуме  суд выясняет обстоятельства, положенные в основу заявления, а также иные обстоятельства, которые могут иметь  значение для правильного разрешения дела, поскольку в силу п.3 ст.248 ГПК суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.16

Установив основания  для признания оспариваемых актов  или действий (бездействия) незаконными, суд выносит соответствующее  решение, указав в резолютивной части  на то, что акт (полностью или в части) признается недействующим с момента его принятия. В ряде случаев для восстановления законности в деятельности участников правоотношений, связанных с проведением выборов или референдума, суд обязывает их к совершению конкретных действий, направленных на восстановление нарушенных прав заявителей и устранение последствий правонарушений. Если обращение заявителя к судебной защите было обусловлено бездействием органов государственной власти, местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, то при наличии предусмотренных законом оснований для осуществления властным субъектом действий, направленных на обеспечение условий для реализации избирательных прав и права на участие в референдуме, суд своим решением обязывает его к совершению такого рода действий. Согласно ч.2 ст.206 ГПК в этих случаях суд указывает срок, в течение которого предписание, содержащееся в резолютивной части решения, должно быть выполнено.

 

3.3. Исполнение решения

 

Итак, очевидно, что решение  суда, в том числе обязывающее комиссию совершить какие-либо действия, должны быть исполнены, но каким образом?

Избирательное законодательство исходит из того, что избирательная  комиссия – орган коллегиальный, и все юридически значимые действия, кроме специально оговоренных в  законе, должна совершать коллегиально.

 ГПК РФ решает  этот вопрос иначе – согласно  статьям 206, 261 решение суда направляется  председателю избирательной комиссии  и исполняется им единолично, хотя и неизвестно, каким образом. Председатель комиссии не в состоянии единолично исполнить решение суда, например, обязывающее комиссию, установить результаты выборов или итоги голосования. Он сможет лишь собрать членов комиссии, объяснить им необходимость исполнения судебного решения и организовать совершение необходимых избирательных действий, но если большинство членов комиссии будут против, председатель не сможет добиться исполнения решения суда. Парадоксально, но в этой ситуации председатель может, не желая исполнять решение суда, прикрываться мнением других членов комиссии.

Сомнительной представляется и возможность председателя избирательной  комиссии единолично исполнить решение  суда, обязывающее комиссию зарегистрировать кандидата, или, что на практике встречается  чаще, повторно рассмотреть вопрос о его регистрации с учетом каких-либо установленных обстоятельств.

Совсем беспомощной  в этой ситуации выглядела бы фигура судебного пристава-исполнителя. Зато довольно действенные меры мог бы принять сам суд, если бы во исполнение собственного решения вынес определение  о регистрации кандидата, если в течение какого-то времени это не сделает комиссия, однако подобная мера законом не предусмотрена.

 

3.4. Правовая база

 

При рассмотрении дел  данной категории суды руководствуются:

    • Конституцией Российской Федерации;
    • ФКЗ от 28 июня 2004 года N 5–ФКЗ (ред. от 24 апреля 2008 года)          «О референдуме Российской Федерации»;
    • ФКЗ от 17 декабря 2001 года N 6–ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 года) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»;
    • ФЗ от 18 мая 2005 года N 51–ФЗ (ред. от 25 июля 2011 года)                        «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
    • ФЗ от 10 января 2003 года N 19–ФЗ (ред. от 25 июля 2011 года)         «О выборах Президента Российской Федерации»;
    • ФЗ от 12 июня 2002 года N 67–ФЗ (ред. от 25 июля 2011 года)              «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
    • ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 30 октября 2011 года)  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»               (с изм. и доп., вступившими в силу с 15 января 2012 года);
    •   ФЗ от 26 ноября 1996 года  N 138-ФЗ (ред. от 9 ноября                   2009 года) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
    • ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. от 7 октября                 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
    • ФЗ от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2011 года) «О политических партиях»;
    • ФЗ от 10 января 2003 года N 20-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 года) «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы»;
    • А также конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации17.                            

Информация о работе Производство по делам о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме