Принципы гражданского процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как принципы гражданского процессуального права представляют собой закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм гражданского процессуального права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов гражданского процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ГПП…………………..5
2 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ГПП………………………………………8
2.1 Осуществление правосудия только судом……………………………………..8
2.2 Принцип независимости судебной власти……………………………………..9
2.3 Принцип назначения судей на должности……………………………………10
2.4 Принцип несменяемости судей………………………………………………..11
2.5 Принцип равенства всех перед законом и судом…………………………….13
2.6 Принцип гласности судебного разбирательства……………………………..14
2.7 Принцип публичности гражданского судопроизводства……………………16
2.8 Принцип государственного языка…………………………………………….18
2.9 Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел.19
3 ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
ПРИНЦИПОВ ГПП………………………………………………………………...21
3.1 Принцип доступности правосудия……………………………………………21
3.2 Принцип законности…………………………………………………………...23
3.3 Принцип процессуального равноправия сторон……………………………..25
3.4 Принцип состязательности…………………………………………………….26
3.5 Принцип объективной истины………………………………………………...28
3.6 Принцип диспозитивности…………………………………………………….29
3.7 Принцип непосредственности…………………………………………………30
3.8 Принцип устности и письменности…………………………………………...31
3.9 Принцип непрерывности………………………………………………………32
4 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПОВ ГПП……………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

ГПП.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Гарантии независимости  судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным  законом. В Российской Федерации  не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Независимость судей обеспечивается не только при  осуществлении правосудия, но и вне него, что соответствует Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и Закону РФ «О статусе судей в РФ». Срок полномочий судей, их безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию гарантируются законом.

2.3 Принцип  назначения судей на должности

Принцип назначения судей на должности Советом Федерации РФ или Президентом РФ гарантирует наделение судей полномочиями в установленном законом порядке (ст. 6—6.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ»). Судьи судов субъектов РФ, районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных органов субъекта РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Независимо от того, в каком порядке происходит назначение, необходимо положительное заключение соответствующей квалификационной коллегии судей (ч. 6 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в РФ»)6.

Наделение мирового судьи полномочиями по осуществлению  правосудия существенно отличается от подобной процедуры в отношении федеральных судей. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в РФ», помимо назначения мирового судьи на должность представительным органом субъекта Российской Федерации, предусмотрена возможность избрания мировых судей непосредственно населением судебного участка.

Сроки избрания мировых судей различны в субъектах  Российской Федерации. Статья 7 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» рекомендует избирать мировых судей первоначально не более чем на пять лет, а повторно также на пятилетний срок.

Лица, отобранные на должности судей, должны иметь  высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении кандидатов по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения7. Требование о том, чтобы кандидат на должность судьи был гражданином Российской Федерации, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного.

2.4 Принцип  несменяемости судей

Провозглашение  Конституцией РФ принципа несменяемости судей (ст. 112), по сути, создало предпосылки к независимости судебной системы страны.

Конституция РФ не определяет содержание принципа несменяемости, указывая лишь, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Данное конституционное положение конкретизировано в ст. 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», в соответствии с которой судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, а полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению квалификационной коллегии судей. Аналогичные положения закреплены в Законе РФ «О статусе судей в РФ» (ст. 12), который предусматривает также основания приостановления (ст. 13) и основания прекращения полномочий судьи, в том числе истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, и достижение предельного возраста пребывания в должности судьи (подп. 4, 12 п. 1 ст. 14).

В отношении  судей федеральных судов несменяемость  трактуется как бессрочность нахождения в должности в пределах максимально допустимого возраста — 70 лет, а для мировых судей несменяемость как в пределах срока их назначения (избрания), так и в пределах максимально допустимого возраста (абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).

Согласно Закону РФ «О статусе судей в РФ» судьи федерального суда в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока полномочий (ч. 2 и 3 ст. 11). Мировые судьи в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законами субъектов РФ, но не более чем на пять лет; продолжительность их повторного и последующих сроков не может быть менее пяти лет (п. 3 ст. 11 Закона РФ «О статусе судей в РФ», п. 2 ст. 7 Федерального закона «О мировых судьях в РФ»).

Председатель  Верховного Суда РФ, его заместители, председатели (заместители председателя) судов субъекта РФ назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда не более двух раз подряд.

Несменяемость для судьи означает возможность  в период всего своего назначения рассматривать и разрешать гражданские дела на основе своего внутреннего убеждения, руководствоваться только законом без опасения отстранения от должности в зависимости от принятия «неугодного» кому-либо судебного решения. Такое понимание принципа несменяемости судей соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ8 и требованиям международно-правовых актов о независимости суда.

При определении  компетентности суда особое значение имеет наличие беспристрастности судьи в рассмотрении и разрешении гражданского дела, которая согласно п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите основных прав и свобод является самостоятельным условием справедливого судебного разбирательства.

В беспристрастности  заложена обязанность судей гарантировать  обеим сторонам объем равных прав без привилегий или отступлений  от прав одной стороны за счет другой, обязанность вести исследование дела объективно.

Для выполнения этого требования суд должен соответствовать  как субъективной проверке, так и объективной. Исходя из субъективной проверки беспристрастность определяется на основании личных убеждений конкретного судьи в конкретном деле, а исходя из объективной проверки — при оценке того, обеспечил ли судья гарантии, достаточные, чтобы исключить всякие сомнения в его беспристрастности.

Существует  презумпция, что судья беспристрастен, если не будет доказано обратное. Внешние  проявления поведения судьи не играют роли в определении его беспристрастности.

2.5 Принцип  равенства всех перед законом  и судом

Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом как принцип гражданского процесса предусмотрено ст. 19 Конституции РФ, где сказано:

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, социальной языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В ст. 6 ГПК РФ данные положения равенства всех перед законом и судом закреплены применительно к гражданскому судопроизводству.

В целях обеспечения равенства субъектов права перед законом и судом правоприменительная деятельность суда должна придерживаться единства судебной практики по сходным делам. Обоснование этому лежит в самой сути основополагающих принципов существования и развития общества, прежде всего принципа справедливости. Последний диктует необходимость единообразия в правоприменении, иначе свобода судейского усмотрения в отдельных судах будет граничить с судебным произволом. Другими словами, принцип сходного разрешения сходных дел вытекает из простого здравого смысла.

В ГПК РФ содержатся специальные меры, направленные на обеспечение большей устойчивости и предсказуемости судебной практики, в том числе в контексте обеспечения равенства всех перед законом и судом.

2.6 Принцип  гласности судебного разбирательства

Понятие гласности в российском законодательстве не дифференцировано применительно к формам правосудия. Законодатель установил лишь общее правило: разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 123 Конституции РФ, ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», ч. 1 ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ).

Основной целью  и стратегией проведения публичных  слушаний является защита сторон от секретного отправления правосудия без публичного рассмотрения дел с поддержанием закрытости судов.

Проведение  закрытых судебных процессов допускается  в случаях, предусмотренных федеральным законом по гражданским делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка (ч. 2 ст. 10 ГПК РФ), а также по другим делам.

Исключается возможность  отказа стороны от осуществления  права на рассмотрение его дела в закрытом судебном заседании, если это императивное правило. Природа и важность прав, подлежащих защите, а также требования общественных интересов в целом по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка, имеют в данном контексте первостепенное значение.

ГПК РФ допускает судебное усмотрение при решении вопроса о проведении закрытого судебного заседания при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Отнесение вопроса  о проведении закрытых слушаний по делу на усмотрение суда соответствует положениям ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно: «...пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда этого требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».

Допускается отказ  от использования диспозитивного права  на проведение закрытого судебного  разбирательства по воле заинтересованного  лица, участвующего в деле, если публичное слушание дела при определенных обстоятельствах может привести к положительному результату.

В интересах  законности лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие при производстве процессуального действия, предупреждаются судом об ответственности за разглашение ставших им известных сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается  и разрешается с соблюдением всех правил гражданского судопроизводства.

Публичное оглашение  решений — необходимое условие  реализации права на судебную защиту. Статья 6 Европейской Конвенции не предусматривает исключений из правила публичного оглашения решений, и прецедентная практика Европейского Суда буквально этому следует, хотя при этом публичному оглашению подлежат доказательства, представленные в ходе проведения разбирательства за закрытыми дверями.

В гражданском  процессе предусмотрено единственное исключение из публичности судебного решения — решение объявляется в закрытом судебном заседании по делам, в которых затрагиваются права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК РФ). Такая практика в полной мере соответствует европейским стандартам соблюдения прав человека. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах допускает оглашение судебного постановления по уголовному или гражданскому делу, когда этого требуют «...интересы несовершеннолетних... или когда дело касается супружеских споров или опеки над детьми».

2.7 Принцип  публичности гражданского судопроизводства

Самостоятельное значение в системе принципов  гражданского процессуального права  имеет принцип публичности, реализация которого в гражданском процессе связана с осуществлением конституционного права граждан на получение информации о деятельности судебной власти.

Принцип публичности  заключается в создании условий  для реализации права присутствия общественности в зале судебного заседания (публики, представителей средств массовой информации и т. д.), непосредственном восприятии всего происходящего в зале судебного заседания, фиксировании хода судебного разбирательства в письменной форме, а также с помощью средств звукозаписи. Фотосъемка и видеозапись открытого судебного процесса, трансляция его по радио и телевидению должны быть доступны всем желающим без специального на то разрешения суда, если этими действиями не создаются существенные помехи ходу судебного заседания.

Информация о работе Принципы гражданского процессуального права