Признаки гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 08:30, реферат

Краткое описание

Целью работы над данной темой является изучение понятия, сущности и структуры современного гражданского общества.
Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач: 1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества; 2) провести анализ современных концепций гражданского общества; 3) выделить признаки гражданского общества.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2-3

Глава I. Гражданское общество………………………………………..4-11
§1. Истоки и генезис……………………………………………………….4
§2. Развитие идеи гражданского общества ………………………………9

Глава II. Анализ современных концепций гражданского общества.11-18
§1. Проблема определения понятия «гражданское общество»………..11
§2. Современные концепции…………………………………………….12

Глава III. Признаки гражданского общества………………………...18-22



Заключение…………………………………………………………….23-24
Список литературы……………………………………………………25-26
Список электронных ресурсов………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….2-3

 

Глава I. Гражданское общество………………………………………..4-11

§1. Истоки и генезис……………………………………………………….4

§2. Развитие идеи гражданского общества ………………………………9

 

Глава II. Анализ современных концепций гражданского общества.11-18

§1. Проблема определения понятия «гражданское общество»………..11

§2. Современные концепции…………………………………………….12

 

Глава III. Признаки гражданского общества………………………...18-22

 

 

 

Заключение…………………………………………………………….23-24

Список литературы……………………………………………………25-26

Список электронных ресурсов…………………………………………...27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция гражданского общества — это теоретическая конструкция, имеющая нормативное значение. Ее содержание определяется социально-политическим контекстом конкретного общества в тот или иной период существования. Современный характер гражданского общества в различных странах обусловлен как общими закономерностями развития цивилизации, ее социально-политических и экономических отношений, так и национальными особенностями конкретных исторических условий развития.

Гражданское общество в настоящее время входит в число центральных тем отечественной политической науки. В последние годы ему посвящено немало исследований, хотя многие проблемы ждут своего решения. Актуальность обращения к теме гражданского общества определяется, на мой взгляд, следующими обстоятельствами.

В недавнем прошлом привычным для нашей науки и политической практики был классовый подход к демократии, к государству. В настоящее время преобладает взгляд на эти проблемы с точки зрения общечеловеческих идеалов и ценностей. В общественном сознании все больше утверждается мысль о том, что основанное на демократических принципах гражданское общество может стать эффективным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, утверждения в нем законности и правопорядка, средством защиты интересов и потребностей людей, их прав и свобод.

Кроме того, сегодня меняется соотношение общества и государства, личности и государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению к человеку. Основанное на праве государство из простого инструмента власти-насилия превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием.

Таким образом, гражданское общество является необходимым условием для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод. В виду этого их изучение представляется весьма актуальным.

Целью работы над данной темой является изучение понятия, сущности и структуры современного гражданского общества.

Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач: 1) проследить процесс зарождения и развития идеи гражданского общества; 2) провести анализ современных концепций гражданского общества; 3) выделить признаки гражданского общества.

 

Глава I. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

§1. Истоки и генезис

Своими корнями понятие «гражданское общество» уходит к временам античности. В период Нового времени, в последние два века его начали связывать с демократическим порядком в обществе и вслед за А. де Токвилем (1805 — 1859 гг.) стали рассматривать как необходимое условие нормально функционирующей либерально-демократической системы1. В нормативном плане гражданское общество призвано описывать желательные отношения между гражданами, с одной стороны, и между обществом и государством — с другой.

Для стран, находящихся в условиях системной трансформации, сильное гражданское общество выступает неким идеалом, а независимые от государства общественные организации, многие из которых ранее находились к нему в оппозиции, стали трактоваться в качестве своеобразных школ демократии.

Теоретическое осмысление гражданского общества и его практическое применение, особенно среди мыслителей шотландского Просвещения, в полной мере относятся к XVIII в. При этом принципиальное значение имеет категория «цивилизованное общество» (civil society). Оно опирается на стихийное развитие взаимоотношений между индивидами, объединенными для достижения общих целей, а также на принципы и традиции в рамках данного сообщества, предполагающие уважение права, или законопослушание.

Гражданское общество в его классическом понимании не воспринималось как отдельная от государства сфера. Так, английский философ Дж. Локк (1632 — 1704) приравнивал его ко всему политическому обществу в отличие от царства природы. В XVIII в. шотландский мыслитель А. Фергюсон (1723 — 1816) определил гражданское общество как состояние


1 Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992.

 

цивилизованности (civility) и как следствие прогресса цивилизации1.

При этом термин «гражданское общество» имел также экономическую подоплеку, поскольку цивилизованность противопоставлялась обществам, в которых не было частной собственности (варварским государствам).

В рамках классической республиканской традиции, связанной с именами Ш. Монтескье (1689-1755), А. Смита (1723-1790), И. Канта (1724-1804), Д. С. Милля (1806-1873), А. де Токвиля, гражданское общество наряду с цивилизованностью соотносится также с гражданством или гражданственностью, характеризующей роль индивида в качестве гражданина — члена определенного сообщества, находящегося во взаимоотношениях с государством. Гражданин, как правило, не только пользуется принадлежащими ему правами, но и несет определенные обязательства перед обществом.

Разграничение государства и гражданского общества, доминирующее в современной либеральной политической мысли, сложилось во второй половине XVIII в. в ходе развития рыночного капитализма и возникновения государств в Западной Европе. Оно отражает отделение публичного, частного, рыночного от государственного. Данная дихотомия объясняет современную форму гражданского общества в суверенном конституционном государстве и предопределяет необходимость его охраны от деспотизма со стороны государства путем развития самоорганизации общества. В этих условиях государству отводится минимальная роль — обеспечение правовых рамок защиты жизни, свободы и собственности его граждан.

Наиболее развернутый анализ понятия и практики гражданского общества, его взаимодействия и соотношения с государством дает Гегель, рассматривающий его как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства.


1 Фергюсои А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000.

В «Философии права» он пишет: «Гражданское общество есть дифференция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное. Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право. Если государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то имеют в виду лишь определение гражданского общества. Многие новейшие специалисты по государственному праву не сумели прийти к другому воззрению на государство. В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть, поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредования, на которой дают себе свободу все единичности, все способности, все случайности рождения и счастья, из которой проистекают волны всех страстей, управляемые только проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера, при помощи которой каждая особенность способствует своему благу.

Эгоистическая цель, обусловленная таким образом в своем осуществлении всеобщностью, обосновывает Систему всесторонней зависимости, так что средства к существованию и благо единичного и его правовое наличное бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех, основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены. Эту систему можно ближайшим образом рассматривать как

 

 внешнее государство, как государство нужды и рассудка»1.

Гегель выделяет три функции гражданского общества: опосредование потребности и удовлетворение единичного посредством его труда, а также удовлетворение потребностей всех остальных; защиту собственности посредством правосудия; предотвращение в этих системах случайности и внимание к особенному интересу как к общему с помощью полиции и корпораций5. Связывая гражданское общество с социальной структурой, он отмечает, что если первым базисом государства является семья, то вторым — сословия. Этот второй базис важен, потому что частные лица, хотя и эгоистичны, вынуждены обращаться к другим. Здесь, следовательно, находится то, что связывает эгоизм с всеобщим, с государством, заботой которого должно быть сохранение этой связи основательной и прочной2.

Гегелю удается выявить и проследить диалектическую связь между индивидуальной свободой и взаимозависимостью людей и сословий в обществе, указать на важнейшую роль государства в процессе гармонизации интересов в обществе. В конечном счете такой анализ дает возможность преодолеть примитивное противопоставление свободы и необходимости, эгоизма и солидарности. Однако Гегель идет дальше и анализирует неодинаковое положение в обществе трех сословий — сельскохозяйственного, промышленного и лиц свободных профессий, а также различия в их отношении к природе. При этом особое внимание он уделяет принципиальным различиям между двумя первыми сословиями в их отношении к свободе и правопорядку, что чрезвычайно важно для понимания общества, которое осуществляет быстрый и несколько запоздалый по сравнению с передовыми странами переход от аграрного общества к индустриальному, как было в России.

Три сословия Гегель характеризует как субстанциальное или непосредственное (земледельческое сословие), как рефлектирующее или


1  Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 228.

2 Там же. С. 241.

формальное (промышленное сословие) и, наконец, как всеобщее (правящее сословие)1. Он отмечает, что осознание свободы и порядка возникло главным образом в городах, где индивид промышленного сословия всецело зависит от себя. Это чувство своей значимости тесно связано с требованием правопорядка. Земледельческому сословию, напротив, о многом не приходится думать самому: то, что оно добывает, это дар чуждого, природы; на первом плане у него чувство зависимости, и с этим легко сочетается готовность зависеть от людей, претерпевать все, что бы ни случилось. Поэтому земледельческое сословие склонно к подчинению, промышленное — к свободе2.

На связь содержания категории «гражданское общество» с производственными отношениями и экономическим развитием указывал К. Маркс. В предисловии «К критике политической экономии» он писал: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет „гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».

Толчком к формированию современного гражданского общества стало стремление промышленного сословия, или буржуазии, к свободе. В дальнейшем распространение гражданских и политических прав сначала на буржуазию, а затем на рабочий класс создало условия для интегрирования этих классов в сложившееся общество. Развитие в XX в. таких социально-экономических прав, как право на создание профсоюзов, на ведение коллективных переговоров с работодателями, а также развитие государства всеобщего благосостояния можно считать новым важным этапом в процессе


1 Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 241-242.

2 Там же. С. 243.

формирования современного гражданского общества, для которого характерен высокий уровень социальной интеграции.

 

§2. Развитие идеи гражданского общества

 

Идея правового государства неизменно связывается в специальной литературе с идеей гражданского общества.

Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых.

Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан1.

Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга»2.

Информация о работе Признаки гражданского общества