Правовые формы организации труда в законодательстве зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 23:24, реферат

Краткое описание

Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего вре­мени, что и сейчас является важнейшей соци­альной проблемой в каждом государстве. Потому что лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспе­чить здоровые и безопасные условия труда, правильное построение трудового процесса, избавить от лишних и неудобных движений, позволить сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........3
1. Безопасность и гигиена труда…………………………………………………4
2. Охрана труда женщин, молодежи, инвалидов и пожилых работников.......10
2.1 Охрана труда женщин……………………………………………….........10
2.2 Охрана труда молодежи……………………………………………..........11
2.3 Охрана труда инвалидов…………………………………………………..11
2.4 Охрана труда пожилых людей……………………………………............12
Заключение………………………………………………………..............................13
Список использованных источников…………………………….......

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по ОТ.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра технологии важнейших отраслей промышленности

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: Охрана труда

на тему: Правовые формы организации труда в законодательстве зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

 

Проверила                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….........3

1.      Безопасность и гигиена труда…………………………………………………4

2.      Охрана труда женщин, молодежи, инвалидов и пожилых работников.......10

2.1 Охрана труда женщин……………………………………………….........10

2.2 Охрана труда молодежи……………………………………………..........11

2.3 Охрана труда инвалидов…………………………………………………..11

2.4 Охрана труда пожилых людей……………………………………............12

Заключение………………………………………………………..............................13

Список использованных источников……………………………............................14


ВВЕДЕНИЕ

Граждане каждой страны имеют право на труд и охрану труда, т.е. на защиту своей жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В разных странах законодательства об охране труда состоят из соответствующих норм Конституции и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Первые акты в области трудового законодательства в мире были направлены на охрану труда и ограничение рабочего вре­мени, что и сейчас является важнейшей соци­альной проблемой в каждом государстве. Потому что лишь охрана труда в широком ее понимании способна обеспе­чить здоровые и безопасные условия труда, правильное построение трудового процесса, избавить от лишних и неудобных движений, позволить сократить затраты времени, улучшить использование оборудования, повысить качество выполняемой работы, обеспечить сохранность оборудования. И в условиях рыночной экономики возрастает значение различных факторов, которые воздействуют на эффективность производства, так как в силу возрождающейся конкуренции результативность деятельности становится решающей предпосылкой существования и развития предприятий. Среди таких  факторов эффективности существенное место занимает организация труда.


БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА

В странах Запада существует раз­витое законодательство, устанавливающее большое число пра­вил, технико-юридических стандартов, касающихся требований к производственным помещениям, оснащению предохранитель­ными устройствами станков и машин, сидений для рабочих, электро- и взрывобезопасности, содержанию и эксплуатации паровых котлов, защите от радиоактивного излучения, пожарной безопасности, средствам индивидуальной защиты, режиму тем­пературы и влажности, состоянию воздушной среды, шуму и вибрации, освещенности, питьевому режиму, столовым и бу­фетам, санитарно-бытовым помещениям и устройствам (туале­ты, душевые, раздевалки и т.п.). Установлены критерии класси­фикации предприятий по степени их вредности для здоровья работающих, ответственность производителей и поставщиков производственного оборудования, нормы по обучению работ­ников безопасным методам труда. Во многих странах имеются достаточно обоснованные с точки зрения науки и техники пра­вила, обеспечивающие поддержание чистоты и соблюдение тре­бований санитарии, определяющие минимальный объем про­изводственных площадей на одного работника, конструкции лестниц, проходов и проездов, персональных шкафов для одеж­ды, организацию коллективных и индивидуальных средств за­щиты от производственного риска. В последние годы появились нормативы, касающиеся защиты от ионизирующего и радиоак­тивного излучения. Они включают предельно допустимые дозы облучения, а также порядок хранения радиоактивных материа­лов и меры по защите работников от вредного воздействия иони­зирующей и радиоактивной радиации; действуют нормативы предельно допустимого содержания в воздухе вредных веществ, а также производственного шума в помещениях; особенно под­робные и тщательно разработанные нормы посвящены пожаро-безопасности. В ряде стран в последние годы приняты законы о запрете применения в строительстве асбеста как канцерогенно­го материала.

Крупной вехой в развитии трудового законодательства было принятие в 70-х годах в Скандинавских странах (в 1980 г. в Нидерландах) законов, осуществивших комплексное регулиро­вание охраны производственной среды. Они содержат ряд новых принципиальных положений. Суть их заключается в следующем: провозглашается, что производственная среда должна быть при­способлена к физическим и умственным потребностям челове­ка, его возрасту, умениям и сноровке; работа организуется так, чтобы человек сам мог оказывать воздействие на условия своего труда; должны быть учтены особые проблемы и трудности лиц, работающих в изоляции; предприниматель обязан принимать во внимание личные наклонности каждого работника, развивать его инициативу; должны быть предприняты усилия для сокра­щения повторяющихся операций и работ, развития контактов между работниками; труд должен носить осмысленный характер и создавать возможности для самовыражения каждого работни­ка; сдельная система заработной платы в тех случаях, когда она негативно влияет на безопасность труда, не допускается; работ­ник вправе прекратить работу, если считает, что ее нельзя про­должать без риска для жизни или здоровья; в этом случае он должен немедленно информировать администрацию, делегата по безопасности труда и других подвергающихся опасности ра­ботников.

Во всех странах Запада созданы специальные государствен­ные органы, призванные обеспечивать реализацию законода­тельства по охране труда, технике безопасности, издавать соот­ветствующие правила и стандарты, координировать работу в этой области всех государственных органов и неправительственных учреждений (например, Федеральная администрация по технике безопасности и производственной санитарии в США, Управ­ление по технике безопасности и гигиене труда в Швеции).

Хотя именно законодательство играет решающую роль в оп­ределении норм по технике безопасности и производственной санитарии, некоторые положения по этим вопросам содержат­ся в коллективных договорах, которые конкретизируют, а иног­да и дополняют соответствующие законодательные нормы, на­пример, нередко регулируют процедурные вопросы регистрации производственных травм, выплаты компенсации пострадавшим работникам и т.п.

Наконец, согласно общему праву, наниматель обязан обес­печивать своим работникам здоровые и безопасные условия труда как контрагент трудового договора, носитель определенных обя­занностей в договорном отношении. В западной литературе они обычно трактуются как совокупность следующих обязанностей:

      обеспечивать безопасность производственных помещений, оборудования, технологических процессов;

      снабжать работников средствами индивидуальной и кол­лективной защиты, когда отсутствуют гарантии безопас­ности производственной среды;

      предоставлять работнику необходимую информацию и обучать его безопасным приемам труда;

      проводить в случае необходимости медицинские осмотры работников.

Следует отметить, что указанные договорные обязанности действуют независимо от обязательств по охране труда, возлага­емых на предпринимателя законодательством, и наряду с пос­ледними.

Законодательство в принципе допускает передачу (деле­гирование) обязанностей работодателя (предпринимателя) по охране труда руководящему составу (менеджеров) организации. Порядок такого делегирования различается в законах различных стран, однако оно полностью не освобождает предпринимателя в большинстве стран от договорной (гражданско-правовой) от­ветственности за нарушение обязанности обеспечения работни­кам здоровых и безопасных условий труда. В законодательстве стран Запада в той или иной форме за­фиксирована обязанность работников соблюдать инструкции по охране труда, определена мера их ответственности за его безо­пасность. Например, во французском Законе о гарантиях против профессиональных рисков 1991 г. установлена обязанность работников в соответствии с инструкциями, полученными от ад­министрации, и правилами внутреннего трудового распорядка заботиться о своей безопасности и здоровье, а также о безопас­ности других лиц. За нарушение этой обязанности работники в ряде случаев наказываются штрафами. Вместе с тем в США только предприниматели выплачивают штрафы за нарушение правил по безопасности и гигиене труда. Во Франции работник вправе отказаться выполнять опасную для его жизни и здоровья работу.

Эффективность применения трудового законодательства в значительной мере зависит от деятельности инспекций труда. Между тем эффективность и действенность инспекций труда, как это широко признано, оставляет желать лучшего. Хотя зако­нодательство предоставляет этой инспекции немало полномо­чий (право в любой момент посещать предприятия, требовать предъявления необходимых документов и ознакомления с ин­формацией, составлять протоколы, проводить расследования, издавать обязательные распоряжения, налагать штрафы, в ряде случаев прекращать работу предприятий и их подразделений и т.п.), на практике инспекция труда зачастую бессильна что-либо сделать. Причин тому много: недостаточны наказания за дей­ствия, препятствующие работе инспекторов; сложна процедура применения законодательства. Во многих случаях инспекция труда лишена права непосредственно привлекать к ответственности виновного предпринимателя, а должна обращаться в админист­ративные либо судебные органы, которые далеко не всегда под­держивают позицию инспектора, соглашаются с его доводами и привлекают виновных к ответственности. Только в отдельных странах (в Великобритании, Нидерландах, Норвегии) инспек­торам труда предоставлено право при чрезвычайных обстоятель­ствах временно закрывать предприятия либо издавать обязатель­ные приказы (например, об эвакуации персонала). Во Франции в этих случаях инспектора вправе обращаться в суд, который рассматривает такое обращение в ускоренном порядке.

Но главное даже не в формальных недостатках тех или иных законодательных положений, касающихся функций и полномо­чий инспекции труда. Эффективность надзора ослабляется прежде всего небольшой численностью этой инспекции, недостатками в ее практической работе.

За последние годы во многих западных странах приняты меры по совершенствованию контроля за осуществлением и соблюде­нием норм по охране труда. В законодательстве предусмотрено обязательное (ФРГ, Австрия, Япония) или факультативное (Великобритания, Канада, Австралия) создание на предприятиях служб по технике безопасности и назначение администрацией лиц, которые призваны обеспечивать соответствующий конт­роль (инженеры по технике безопасности).

Немало стран, где в обязательном либо факультативном по­рядке предусмотрено образование служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей.

Важным новшеством в законодательстве стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, форми­руемых на двусторонней основе из представителей администра­ции и работников и имеющих обычно консультативные функ­ции. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от про­извольных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют рабо­ту в данной области, обеспечивают работников информацион­ными материалами, обучают их безопасным приемам труда.

В ряде стран наряду с государственной инспекцией труда вве­ден общественный контроль за охраной труда. В Дании, Фин­ляндии работники избирают общественных инспекторов труда; в Великобритании, Швеции инспекторов труда выделяют (выд­вигают) профсоюзы; в ФРГ, Австрии, Испании их назначает администрация из числа работников.

Британским профсоюзным инспекторам дано право рассле­довать причины производственного травматизма, делать пред­ставление администрации, защищать интересы работников в спорах, связанных с охраной труда, проводить периодические проверки рабочих мест. Администрация обязана консультиро­ваться с профсоюзными инспекторами по вопросам гигиены и безопасности труда. Они получают оплачиваемое время для вы­полнения своих функций. 

Шведские делегаты по безопасности труда представляют ра­ботников по вопросам техники безопасности и производствен­ной санитарии и ведут работу по обеспечению безопасных усло­вий труда, соблюдению правил производственной гигиены. Они стараются вовлечь в эту деятельность как можно больше работни­ков. Предприниматель обязан предоставлять делегатам по безопасности труда необходимую информацию и документы. Если определенная производственная операция создает серьезную опас­ность для жизни и здоровья работника, а администрация бездей­ствует, делегат по безопасности труда вправе приостановить ее до окончательного решения государственного инспектора труда.

Во Франции и Бельгии предприниматель обязан регулярно передавать указанным комитетам информацию о потенциальной угрозе для работников производственных вредностей, а в Греции — о предполагаемом влиянии на производственную среду внедрения новой техники. 

Во Франции законодательство предусматривает создание на предприятиях с числом работников более 250 социальной служ­бы по проблемам труда. Персонал службы назначается по согла­шению между администрацией и комитетом предприятия, а при отсутствии договоренности — инспектором труда. Цели службы — оказание помощи работникам в решении психологических проблем, особенно женщинам, молодежи, инвалидам, пожи­лым трудящимся. Эти службы должны координировать и поощ­рять меры администрации и комитета предприятия по решению социальных вопросов; способствовать созданию на предприя­тии благоприятного психологического климата, удовлетворен­ности всех работников трудом, предотвращению стрессов, про­изводственного дискомфорта, "производственной тоски".

Во всех странах нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда влечет дисциплинарную, админист­ративную, гражданско-правовую (имущественную), а также уго­ловную ответственность в виде штрафа или тюремного заключе­ния. Несчастный случай на производстве, вызвавший серьезные последствия, и, особенно, со смертельным исходом, может стать основанием применения уголовно-правовых норм, не имеющих прямого отношения к обеспечению охраны труда, например смерть или причинение вреда здоровью по неосторожности. Со­гласно УК Италии и УК Нидерландов, наказания за эти пре­ступления повышаются, если они совершены в связи с трудо­вой деятельностью. В некоторых странах за нарушение правил по охране труда допускается уголовная ответственность (штраф) в отношении юридического лица (корпорации).

Информация о работе Правовые формы организации труда в законодательстве зарубежных стран